Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1343/2019 ~ М-1178/2019 от 27.06.2019

Дело 2- 1343/19

УИД 59RS0035-01-2019-002042-03

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 августа 2019 года                                                                        город Соликамск

           Соликамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шатуленко И.В.,

с участием истца Петуховой А.А.,

при секретаре Бут Я.Ю.,

          рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петухова Василия Васильевича, Петуховой Анастасии Александровны к Управлению культуры администрации города Соликамска Пермского края о признании незаконным решения об исключении из списка потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной стоимости жилья в 2019 году, возложении обязанности восстановить в очереди на получение социальной выплаты, предоставить свидетельство о праве на получение социальной выплаты,

у с т а н о в и л :

          Петухов В.В., Петухова А.А. обратились в суд с иском к Управлению культуры администрации города Соликамска Пермского края о признании незаконным решения об исключении из списка потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной стоимости жилья в 2019 году, возложении обязанности восстановить в очереди на получение социальной выплаты, предоставить свидетельство о праве на получение социальной выплаты. В обоснование иска указали, что с <дата> года они состоят в зарегистрированном браке, имеют двоих несовершеннолетних детей - П.А.В., <дата> года рождения, П.А.В., <дата> года рождения. Их семья являлась участником долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Письмом Управления культуры № 016-17-10б-202/1 от 28.03.2019 им было сообщено о отказе в предоставлении свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома и об исключении их семьи из списка потенциальных участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в рамере35% расчетной стоимости жилья в 2019 году. При расчете нуждаемости в улучшении жилищных условий были учтены жилое помещение общей площадью 43,8 кв.м. по адресу: <...>, а также жилое помещение по адресу: <...>. Петухов В.В., несовершеннолетние П.А.В., П.А.В. зарегистрированы в квартире по адресу: <...>. Петухова А.А. зарегистрирована в квартире по адресу: <...>, где является собственником доли в праве. Однако с 20 августа 2010 года по настоящее время их семьи постоянно и совместно проживает в квартире по адресу: <...>. Решением Соликамского городского суда от 05.06.2019 установлен факт постоянного совместного проживания в квартире, расположенной по адресу: <...>, семьи в составе Петухова Василия Васильевича, Петуховой Анастасии Александровны с 20 августа 2010 года по настоящее время, несовершеннолетнего П.А.В. – с <дата> по настоящее время, несовершеннолетней П.А.В. – с <дата> по настоящее время. Решение ответчика об исключении их семьи из списка потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2019 году, отказе в предоставлении свидетельства о праве на получение социальной выплаты, не основано на законе, нарушает их конституционные права. С учетом уточнений просили суд признать незаконным решение комиссии Управления культуры администрации города Соликамска Пермского края, оформленное протоколом № 50 от 28 марта 2019 года, об исключении семьи Петухова Василия Васильевича из списка потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2019 году, отказе в предоставлении свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 35% расчетной стоимости жилья; возложить на Управление культуры администрации города Соликамска Пермского края обязанность восстановить молодую семью в составе: Петухова Василия Васильевича, Петуховой Анастасии Александровны, П.А.В., П.А.В. в списке потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, списке молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2019 году, в той очередности, которая существовала на дату исключения.

          В судебном заседании истица Петухова А.А. на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам и основаниям, изложенных в заявлении.

           Истец Петухов В.В. в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме.

          Ответчик – Управление культуры администрации г. Соликамска Пермского края в судебное заседание представителя не направило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования не признало по доводам, изложенных в письменном отзыве (л.д. 27-29), указав, что Управление культуры администрации города Соликамска осуществляет реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе», руководствуясь:

          подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050,

          подпрограммой 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. №215-п,

          подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе», утвержденной постановлением администрации города Соликамска от 13.11.2013 г. № 1778-па.

         Для участия в Подпрограмме и для получения свидетельства о праве на приобретение (строительство) жилья молодая семья должна соответствовать ряду условий, одним из которых является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (п.п. б) п. 6 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы).

          Обязанности по признанию нуждающимися в улучшении жилищных условий возложено на отдел по жилищной политике, который руководствуется жилищным кодексом РФ, порядком признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п и постановлением администрации города Соликамска от 30.05.2014 № 979-па «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Соликамского городского округа».

         26.02.2019 семья истца представила пакет документов для получения социальной выплаты в размере 35 % расчетной стоимости жилья.

         Специалистами Управления культуры были сделаны запросы в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в отдел по жилищной политике администрации города Соликамска.

         Из представленных документов следует, что супруг и дети зарегистрированы как члены семьи собственника в жилом помещении по адресу: <...> общей площадью 43,8 м2. Всего в данном жилом помещении имеют право пользования 5 человек. Собственниками жилого помещения являются П.Л., П.В,

        Супруга зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <...> общей площадью 42,9 кв.м. Всего право пользования данным жилым помещением имеют три человека. На основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 25.10.2010 Петухова А.А.(истица) является собственником доли в праве общей долевой собственности на данное жилое помещение.

          Порядок признания семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, определен Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п.

        Учетная норма площади жилого помещения для целей принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях утверждена постановлением администрации г. Соликамска № 979-па от 30.05.2014 г. и составляет 10 кв.м. общей площади на одного члена семьи, следовательно, для участия в подпрограмме семья могла быть обеспечена общей площадью жилого помещения менее 40 м2.

        Кроме того, для участия в мероприятии к молодым семьям применяются нормы статей 31,51, 53 Жилищного кодекса РФ.

        Расчет нуждаемости в улучшении жилищных условий в отношении семьи Петуховых производился в следующем порядке: жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 43,8 м2.

43,8м2/5 чел.*3 участника = 26,28 м2.

Жилое помещение по адресу: <...> общей площадью 42,9 кв.м.:

42,9 м2/3 чел.*1 участника = 14,3 м2.

26,28 кв.м. + 14,3 кв.м. = 40,58 кв.м. общей площади.

Факт постоянного совместного проживания семьи в составе четырех человек в квартире по адресу<...>, установленный решением суда от 05.06.2019, не является основанием для не включения жилого помещения по адресу: <...> в расчет нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку Петухова А.А. имееет долю на праве собственности в данном жилом помещении. Кроме того, данный юридический факт установлен после принятия оспариваемого решения.

Документа о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий семья Петуховых представить не может.

Таким образом, в соответствии с п. 17.4 Порядка, семья Петуховых с составом семьи 4 человека, не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, семьей Петуховых нарушен п. 4.13 Порядка формирования списков молодых семей. 26.02.2019 семьей истцов было представлено свидетельство о смерти С.А., умершего <дата>, доля которого в праве собственности на квартиру по <...> составляла Данный документ не был своевременно представлен в орган местного самоуправления на момент перерегистрации в апреле 2018 года, в связи с чем расчет нуждаемости в 2018 году по квартире по адресу: <...> был произведен ошибочно (42,9 кв.м. :4 х 1= 10,73 кв.м.).

Для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты семья должна быть утверждена Министерством социального развития Пермского края в списке молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты с учетом заложенного финансирования ( п. 4.10 постановления Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п). В настоящий момент семья истцов исключена из указанного списка, следовательно, финансирование за счет средств 2019 года на данную семью е заложено. Также молодую семью должны восстановить в Министерства социального развития Пермского края в автоматизированной системе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае» в списке молодых семей – потенциальных участников подпрограммы (на дату предоставления пакета документов для участия в подпрограмме, то есть на 13.01.2012) в списке молодых семей участников подпрограммы. В случае высвобождения средств краевого и местного бюджетов в Министерство социального развития Пермского края будет направлено изменение списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты, для утверждения семьи в указанном списке приказом Министерства. После этого семья вновь предоставляет пакет документов согласно п. 5.5 Постановления и в случае соответствия условиям подпрограммы получает свидетельство. Просило исковые требования Петуховых оставить без удовлетворения в полном объеме.

3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – администрация г. Соликамска Пермского края в судебное заседание представителя не направила, заявила ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Поддержало позицию, изложенную в письме Управления культуры администрации г. Соликамска от 28.03.2019 № 016-17-10б-202/1 «Об исключении».

Привлеченное судом к участию в деле в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Министерство социального развития Пермского края представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено судом надлежащим образом, направил в адрес суда письменный отзыв, в котором в удовлетворении исковых требований Петуховых просил отказать по тем основаниям, что приятие решения о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, решение о выдаче либо об отказе в выдаче свидетельств на получение социальной выплаты относится к компетенции органов местного самоуправления, которые самостоятельны в принятии решений по вопросам своего ведения.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы гражданского дела, обозрев материалы гражданского дела , суд приходит к следующему.

Согласно пунктам "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17.12.2010 г. утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 оды", которая в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, предусматривает в своем составе подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", согласно которой целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Одним из принципов реализации подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).

В соответствии с п. 6 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании данного Постановления на уровне субъекта РФ Пермского края принято Постановление Правительства Пермского края от 30.12.2010 г. N 1119-П "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", а на местном уровне в Соликамском городском округе - Постановление Администрации г. Соликамска от 25.02.2011 г. N 249-па "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе на 2011-2015 годы".

На основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Для реализации данной Программы на территории г. Соликамска под учетной нормой жилья понимается норма жилья, применяемая для постановки на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, установленная постановлением главы города Соликамска в размере менее 12 квадратных метров.

Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, не регулируют порядок, условия и возможность исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, в том числе в связи с изменением учетной нормы жилой площади для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

В настоящее время (в том числе на момент принятия оспариваемого решения) на территории Соликамского городского округа Пермского края действует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, подпрограмма «Государственная социальная поддержка семей и детей государственной программы «Семья и дети Пермского края, утвержденная Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе», утвержденная Постановлением администрации г. Соликамска от 13.11.2013 г. № 1778-па.

Согласно п. 3.1.2. Приложения № 1 к Постановлению Администрации г. Соликамска от 13.11.2013 N 1778-па "Об утверждении муниципальной программы "Социальная поддержка граждан в городе Соликамске на 2014-2016 годы" участницей Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет (включительно);

члены молодой семьи постоянно проживают (зарегистрированы) на территории города Соликамска;

наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Условием получения социальной выплаты является наличие у участников Программы дополнительных средств - собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения. В качестве дополнительных средств участницей Программы также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

В соответствие с п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу ч.2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии с требованиями п. 17 Постановления Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п (ред. от 26.12.2016) "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1322-п" орган местного самоуправления отказывает в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в случаях:

17.1. непредставления либо представления не в полном объеме документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, обязанность по предоставлению которых возложена на молодую семью;

17.2. несоответствия представленных документов требованиям, указанным в пункте 12 настоящего Порядка ( п. 17.2);

17.3. недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах;

17.4. если представленные документы не подтверждают право молодой семьи быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящего Порядка;

17.5. если не истек пятилетний срок с момента совершения действий, которые привели к ухудшению членами семьи жилищных условий молодой семьи, в результате которых такая молодая семья может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Согласно статьям 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

В судебном заседании установлено, что супруги Петухов В.В. и Петухова (добрачная фамилия – Август) А.А. состоят в зарегистрированном браке с <дата>, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д.11).

В настоящее время семья Петуховых состоит из 4-х человек: супруг – Петухов Василий Васильевич, <дата> года рождения, супруга – Петухова Анастасия Александровна, <дата> года рождения, сын - П.А.В., <дата> года рождения, дочь – П.А.В., <дата> года рождения.

Семья Петуховых с января 2012 года являлась потенциальной участницей подпрограммы на территории Соликамского муниципального района в составе четырех человек, претендентом на получение социальной выплаты в размере 35 % расчетной стоимости жилья на территории г. Соликамска.

На основании п.п. 1.3.2 постановления администрации г Соликамска от 25.02.2011 № 249-па «Об утверждении долгосрочной целевой программы «обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе на 2011-2015 годы» семья Петуховых в составе трех человек: супруга – Петухова В.В., супруги – Петуховой А.А., сына – П.А.В. по состоянию на 10.01.2012 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, что подтверждается справкой № 7 от 13.01.2012 (л.д. 36).

<дата> у Петуховой А.А. родилась дочь – П.А.В., что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д. 13)

На момент включения в число участников подпрограммы семья Петуховых в составе трех человек постоянно проживала в квартире общей площадью 43,8 кв.м., расположенной по адресу: <...>, принадлежащей на праве общей собственности родителям истца – П.Л., П.В,, что подтверждается удостоверением БТИ г. Соликамска, договором о передаче в собственность квартиры от <дата>, справкой МУП «Информационно-расчетный центр» г. Соликамска, решением Соликамского городского суда от 05.06.2019.

Согласно справке МУП «Информационно-расчетный центр» г. Соликамска, супруг Петухов В.В. имеет регистрацию в квартире по адресу: <...> с 23.01.2001 по настоящее время, сын – П.А.В. - с <дата> по настоящее время, дочь - П.А.В. – с <дата> по настоящее время.

Согласно справке МУП «Информационно-расчетный центр» г. Соликамска, супруга - Петухова А.А. с 04.08.2003 по настоящее время зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 42,9 кв.м. по адресу: <...>. На основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 25.10.2010 Петухова А.А.(истица) является собственником доли в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение, при этом приходящаяся на неё доля составляет 10, 72 кв.м. общей площади (42,9 : 4), что подтверждается выпиской из ЕГРН. Всего в данном жилом помещении было зарегистрировано 4 человека: Петухова А.А., А.Н., С.А., С.Е. (л.д. 42)

<дата> С.А. умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д. 82)

Согласно справкам МУП «ИРЦ» от <дата>, от <дата> в жилом помещении общей площадью 42,9 кв.м. по адресу: <...> зарегистрировано три человека: А.Н., В.Е., Петухова А.А (л.д. 55, 76)

Согласно справке отдела по жилищной политике администрации г. Соликамска № 236 от 09.04.2018 семья Петуховой А.А. в составе четырех человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 48)

На основании письма Министерства социального развития Пермского края № СЭД-33-05- 58-1052 от 29.12.2017 г. «О необходимости проведения перерегистрации граждан» Управлением культуры администрации г. Соликамска была организована перерегистрация семей, состоящих на учете в качестве молодых семей, для подтверждения обоснованности нахождения семей на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

26.02.2019 семьей Петуховых в Управление культуры администрации г. Соликамска Пермского края был предоставлен пакет документов для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в размере 35 % расчетной стоимости жилья.

Для продолжения участия в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей и получения свидетельства на получение социальной выплаты семья Петуховых должна быть обеспечена общей площадью жилого помещения менее 40 кв. метров (учетная норма на территории г. Соликамска - менее 10 кв.м., постановление администрации города Соликамска от 30.05.2014 № 979-па).

28.03.2019 Управлением культуры администрации г. Соликамска Пермского края было принято решение, оформленное протоколом комиссии № 50 об исключении молодой семьи Петухова В.В. в составе четырех человек (супруга Петухова В.В., супруги Петуховой А.А., несовершеннолетних П.А.В., П.А.В.,.) из списка потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы РФ «Обеспечение комфортным и доступным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, исключении из списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2019 году, отказе в предоставлении свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жилья.

Поскольку государство в лице администрации г. Соликамска, включая молодую семью Петуховых в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

Решением Соликамского городского суда от 05.06.2019, вступившим в законную силу, установлен факт постоянного совместного проживания в квартире по адресу: <...> семьи в составе Петухова В.В., Петуховой А.А. с 20.08.2010 по настоящее время, П.А.В. с <дата> по настоящее время, П.А.В. – с <дата> по настоящее время (л.д. 21-22).

Судом установлено, что основанием для исключения Управлением культуры администрации г. Соликамска семьи Петухова В.В. из списков участников подпрограммы, как не соответствующей одному из условий для участия в Подпрограмме, послужило письмо отдела по жилищной политике администрации г. Соликамска от 26.03.2019 № 239 «О рассмотрении документов», содержащее вывод о том, что семья Петухова В.В. с составом семьи 4 человек не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с правилами ст. ст. 31, 51, 53 Жилищного кодекса РФ, поскольку общая суммарная площадь жилых помещений, находящихся в собственности и в пользовании данной семьи, составляет 40,58 кв.м. (26,28 кв.м. + 14,3 кв.м.), что составляет более учетной нормы на одного члена семьи, утвержденной постановлением администрации г. Соликамска № 979-па от 30.05.2014.

           Расчет нуждаемости в отношении семьи Петуховых производился ответчиком следующим образом:

          Жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 43,8 м2.

43,8м2/5 чел.*3 участника = 26,28 м2.

Жилое помещение по адресу: <...> общей площадью 42,9 кв.м.:

42,9 м2/3 чел.*1 участника = 14,3 м2.

26,28 кв.м. + 14,3 кв.м. = 40,58 кв.м. общей площади.

Из сведений, представленных МУП ИРЦ г. Соликамска следует, что Петухов В.В., П.А.В. П.А.В. зарегистрированы как члены семьи собственников в квартире по адресу: <...> общей площадью 43,8 м2. Всего вправо пользования данным жилым помещением имеют 5 человек: Петухов В.В., Петухова А.В., П.А.В., П.Л., П.В.

На основании выписки из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от <дата> Петухова А.А.(истица) владеет на праве общей долевой собственности (1/4 долей в праве) жилым помещением по адресу: <...>, общей площадью 42,9 м2, где имеет постоянную регистрацию с 04.08.2003. Всего в данном жилом помещении на момент принятия оспариваемого решения было зарегистрировано 3 человека: Петухова А.А., А.Н., В.Е.

Суд полагает, что произведенный ответчиком расчет нуждаемости семьи Петуховых в улучшении жилищных условий является обоснованным в части включения в данный расчет жилых помещений по <...> и <...> и расчета приходящейся на супруга Петухова В.В. и несовершеннолетних детей – П.А.В., П.А.В. жилой площади в квартире по адресу: <...>, составляющей 26,28 кв.м. и занимаемой ими в качестве членов семьи собственников.

Вместе с тем, суд считает, что расчет в отношении жилого помещения по адресу: <...> был произведен ошибочно, исходя из количества зарегистрированных в данной квартире лиц на дату принятия оспариваемого решения.

Принимая во внимание, что истица Петухова А.А. владеет на праве общей долевой собственности лишь долей в жилом помещении по адресу: <...>, общей площадью 42,9 м2, приходящаяся на неё доля в данном жилом помещении составляет 10,72 кв.м. ( 42,9 кв.м. : 4). При этом регистрация истицы как собственника в данном жилом помещении либо отсутствие таковой, правового значения при расчете нуждаемости не имеет.

Соответственно, общая суммарная площадь занимаемых семьей Петуховых жилых помещений на дату принятия оспариваемого решения составляла: 26,28 кв.м. + 10,72 кв.м. = 37 кв.м.

Сам по себе факт смерти сособственника общей долевой собственности на квартиру по адресу: <...> С.А., не свидетельствует об увеличении доли истицы Петуховой А.А. в праве общей долевой собственности за счет доли умершего, что подтверждается имеющимися в материалах дела письменными доказательствами. Иного судом не установлено и ответчиком не доказано.

Учитывая, что общая суммарная площадь жилых помещений, находящихся в пользовании семьи Петуховых составляет 37 кв.м. (26,28 кв.м. + 10,72 кв.м.), на каждого члена данной семьи на дату принятия оспариваемого решения приходилось по 9,25 кв.м. общей жилой площади, что составляет менее учетной нормы, утвержденной Постановлением администрации г. Соликамска № 979-па от 30.05.2014 г. в размере 10 кв.м. общей площади на одного члена семьи, и является нормой признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, в соответствии с п. 17.4 Порядка, семья Петуховых в составе 4-х человек необоснованно не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Поскольку на момент принятия оспариваемого решения необходимое условие для признания семьи нуждающейся в жилом помещении, установленное п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, истцами было соблюдено, исключение Управлением культуры администрации города Соликамска семьи Петуховых в составе четырех человек из списка потенциальных участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в размере 35 % расчетной стоимости жилья в 2019 году, отказе в предоставлении свидетельства о праве на получение социальной выплаты, противоречит требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения и является основанием для удовлетворения иска в данной части.

Доводы Управления культуры администрации г. Соликамска о том, что семьей Петуховых был нарушен п. 4.13 Порядка формирования списков молодых семей. 26.02.2019 семьей истцов было представлено свидетельство о смерти С.А., умершего <дата>, доля которого в праве собственности на квартиру по <...> составляла Данный документ не был своевременно представлен в орган местного самоуправления на момент перерегистрации в апреле 2018 года, в связи с чем расчет нуждаемости в 2018 году по квартире по адресу: <...> был произведен ошибочно (42,9 кв.м. :4 х 1= 10,73 кв.м.), являются несостоятельными и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку из содержания протокола № 50 от 28.03.2019 следует, что данное обстоятельство не являлось материально-правовым основанием для принятия ответчиком оспариваемого решения.

         С учетом вышеизложенного, суд полагает, что исковые требования Петухова В.В., Петуховой А.А.., предъявленные к Управлению культуры администрации г. Соликамска Пермского края о признании незаконным решения об исключении семьи из списка потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2019 году, отказе в предоставлении свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья, возложении на ответчика обязанности восстановить молодую семью в составе: Петухова Василия Васильевича, Петуховой Анастасии Александровны, П.А.В., П.А.В. в списке потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, списке молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2019 году, в той очередности, которая существовала на дату исключения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, не имеется правовых оснований для возложения на Управление культуры администрации г. Соликамска обязанности выдать истцам свидетельство о праве на получение социальной выплаты, исходя из следующего.

Порядок выдачи свидетельств о праве на получение социальной выплаты регламентирован Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жиль, являющимися Приложение N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, которое выдает орган местного самоуправления на основании решения о включении семьи в список участников мероприятий ведомственной целевой программы. Срок действия свидетельства - не более семи месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве (п. п. 3 - 5 Правил).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 28 Правил).

Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, предназначенной для предоставления социальных выплат, направляет органам местного самоуправления уведомление о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, предназначенных для предоставления социальных выплат (п. 28 (1) Правил).

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, оповещает способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству (п. 29 Правил).

В течение одного месяца после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств о праве на получение социальной выплаты и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 30 Правил).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить в установленном им порядке изменения в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, в случае если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимые документы для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты в установленный пунктом 31 настоящих Правил срок, или в течение срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты отказались от получения социальной выплаты, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой.

Кроме того, для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья должна быть утверждена Министерством социального развития Пермского края в списке молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты с учетом заложенного финансирования (п. 4.10 постановления Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п).

В случае исключения молодой семьи из списков она должна быть восстановлена в Министерства социального развития Пермского края в автоматизированной системе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае» в списке молодых семей – потенциальных участников подпрограммы (на дату предоставления пакета документов для участия в подпрограмме) в списке молодых семей - участников подпрограммы. В случае высвобождения средств краевого и местного бюджетов в Министерство социального развития Пермского края будет направлено изменение списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты, для утверждения семьи в указанном списке приказом Министерства социального развития Пермского края. После этого семья вновь предоставляет пакет документов согласно п. 5.5 Постановления и в случае соответствия условиям подпрограммы получает свидетельство о праве на получение социальной выплаты.

То есть, процедура и сроки выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты строго регламентированы законом. Решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты относится к компетенции органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельны в приятии решений по вопросам, относящимся к их ведению. При таких обстоятельствах, требование в части возложения на Управление культуры администрации г. Соликамская обязанности выдать истцам свидетельство о праве на получение социальной выплаты удовлетворению не подлежит.

            Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

                                          р е ш и л:

           Исковые требования Петухова Василия Васильевича, Петуховой Анастасии Александровны удовлетворить частично.

          Признать незаконным решение комиссии Управления культуры администрации города Соликамска Пермского края, оформленное протоколом № 50 от 28 марта 2019 года, об исключении семьи Петухова Василия Васильевича из списка потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2019 году, отказе в предоставлении свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья.

           Возложить на Управление культуры администрации города Соликамска Пермского края в рамках предоставленных полномочий обязанность восстановить молодую семью в составе: Петухова Василия Васильевича, Петуховой Анастасии Александровны, П.А.В., П.А.В. в списке потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, списке молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2019 году, в той очередности, которая существовала на дату исключения.

          Исковые требования Петухова Василия Васильевича, Петуховой Анастасии Александровны в остальной части оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с 26 августа 2019 года.

Судья                                                                                         И.В.Шатуленко

2-1343/2019 ~ М-1178/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Петухов Василий Васильевич
Петухова Анастасия Александровна
Ответчики
Управление культуры администрации г. Соликамска
Другие
Администрация г. Соликамска Пермского края
Министерство социального развития Пермского края
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Шатуленко Ирина Викторовна
Дело на сайте суда
solikam--perm.sudrf.ru
27.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2019Передача материалов судье
27.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2019Судебное заседание
20.08.2019Судебное заседание
26.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее