Дело № 2-1556/2020
УИД № 01RS0006-01-2020-001791-73
Решение в окончательной форме изготовлено и оглашено 24.09.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2020 года а. Тахтамукай
Судья Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея Горюнова М.С.,
при секретаре ФИО3,
с участием помощника прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО4,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тахтамукайского района Республики Адыгея в интересах Российской Федерации к администрации МО «Тахтамукайский район» об устранении нарушений земельного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тахтамукайского района Республики Адыгея обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к администрации МО «Тахтамукайский район» об устранении нарушений земельного законодательства, в обоснование указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения земельного законодательства. Установлено, что на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ с администрацией МО «<адрес>» договора аренды ФИО1 принадлежит земельный участок с кадастровым номером 01:05:2900013:2170, расположенный по адресу: <адрес>, а.<адрес> 5, площадью 1000 кв.м. Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости указанный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем его кадастровая стоимость определена в размере 5 410 рублей. При этом согласно генеральному плану Старобжегокайского сельского поселения кадастровый квартал 01:05:2900013, на котором находится указанный земельный участок, фактически входит в границы аула Старобжегокай и относится к категории земель населенных пунктов. Кадастровая стоимость аналогичного земельного участка из категории земель населенных пунктов, находящегося в том же кадастровом квартале, составляет 1 375 000 рублей. При изложенных обстоятельствах содержащиеся в ЕГРН сведения о принадлежности данного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения являются реестровой ошибкой и ведут к необоснованному уменьшению поступлений в бюджет муниципального образования. Просил признать содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:2170 к землям из категории земель сельскохозяйственного назначения реестровой ошибкой и признать указанный земельный участок относящимся к категории земель населенных пунктов.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО «<адрес>», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Третье лицо ФИО1, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем направления повестки и размещения информации на официальном сайте суда, в суд не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель третьего лица Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес>, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направил в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требовании, а также рассмотреть дело в его отсутствие.
В порядке ст. 167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав и оценив, собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, имеющихся в деле доказательств, согласно ст.ст. 12, 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №2202-1-ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
В силу ч.2 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №2202-1-ФЗ «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Частью 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) определены 7 категорий земель. Частью 2 указанной статьи установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Статьей 26 ЗК РФ установлено, что права на земельные участки, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Частями 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определены основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Так государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с п. 3 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ с администрацией МО «<адрес>» договора аренды ФИО1 принадлежит земельный участок с кадастровым номером 01:05:2900013:2170, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> кв.м.
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости указанный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем его кадастровая стоимость определена в размере 5 410 рублей.
При этом согласно генеральному плану Старобжегокайского сельского поселения кадастровый квартал 01:05:2900013, на котором находится указанный земельный участок, фактически входит в границы аула Старобжегокай и относится к категории земель населенных пунктов.
Согласно ч. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговая база для расчета земельного налога определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Расчет арендной платы на земельные участки осуществляется также исходя из размера их кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость аналогичного земельного участка из категории земель населенных пунктов, находящегося в том же кадастровом квартале, составляет 1 375 000 рублей.
Таким образом, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о принадлежности указанного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения ведут к необоснованному уменьшению поступлений в бюджет муниципального образования.
Согласно ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, расположенными на территории сельского поселения, осуществляется органом местного самоуправления соответствующего муниципального района.
В связи с изложенным суд считает исковые требования прокурора <адрес> Республики Адыгея в интересах Российской Федерации к администрации МО «<адрес>» об устранении нарушений земельного законодательства обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> Республики Адыгея в интересах Российской Федерации к администрации МО «<адрес>» об устранении нарушений земельного законодательства удовлетворить полностью.
Признать содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:2170 к землям из категории земель сельскохозяйственного назначения реестровой ошибкой.
Признать земельный участок с кадастровым номером 01:05:2900013:2170 относящимся к землям населенных пунктов.
Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости изменений о категории земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:2170 и отнесения его к землям населенных пунктов.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья М.С. Горюнова