Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Серикова В.А.
при секретаре Безденежной И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Захарова Е.А. к Администрации городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,
у с т а н о в и л:
Захаров Е.А. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. Просит суд обязать Администрацию городского округа Тольятти предоставить ему жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи <данные изъяты>, с учетом имеющегося в собственности жилья.
В обоснование исковых требований указав, что он относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, с составом семьи <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени жильем истец не обеспечен.
Представитель истца Сергеев А.В., действующий по доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным доводам. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации городского округа Тольятти Зыков В.Ю., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № Захаров Е.А. принят на учет и включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда. В соответствии со ст.ст. 4, 16 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список нуждающихся в жилых помещениях. Право на первоочередное обеспечение жильем указанной категории лиц отсутствует. Кроме того, обеспечение жильем указанной категории граждан осуществляют органы местного самоуправления в рамках переданных им государственных полномочий, за счет субвенций, предоставляемых на эти цели из областного бюджета в связи с чем, считают, что Администрация г.о. Тольятти не является надлежащим ответчиком по делу. Отсутствие достаточного финансирования не является виной Администрации и объективно препятствует выполнению государственных полномочий в полном объеме. Считает, что не имеется законных оснований для удовлетворения требований о предоставлении Захарову Е.А. жилого помещения, поскольку, при удовлетворении исковых требований будут нарушены права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенных в список ранее Захарова Е.А. Просит в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года (в ред. от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. (в ред. от 02.07.2013 года).
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД (ред. от 10.04.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД (ред. от 10.04.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 2, 4 ст. 16 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. N 135-ГД действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесенные в список, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) и настоящим законом.
В соответствии с п.п. 3 ч. 4 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств…общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ч. 5 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 кв.м. общей площади жилого помещения на человека.
Судом установлено, что Захаров Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, так как его мать – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти ФИО2 (л.д. 9) и не оспаривается сторонами.
Из справки ГАПОУ Самарской области «Тольяттинский электротехнический техникум» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23) видно, что Захаров Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на полное государственное обеспечение. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ отчислен, в связи с уходом в армию, восстановлен приказом от ДД.ММ.ГГГГ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен академический отпуск, приказом от ДД.ММ.ГГГГ отчислен с 4 курса очной формы обучения.
Из представленной выписки из поквартирной карточки (л.д. 24), справки ООО «ЕРЦ» (л.д. 25) видно, что Захаров Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>. Всего в указанном жилом помещении зарегистрировано 4 человека. Захаров Е.А., ФИО7 занимают комнату площадью, <данные изъяты>
Таким образом, общая площадь, приходящаяся на истца, менее учетной нормы площади жилого помещения в Самарской области.
Согласно справки МП «Инвентаризатор» (л.д. 26) Захаров Е.А. в реестре собственников не значится, право приватизации в г. Тольятти не использовал.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в собственности Захарова Е.А. находится жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> (доля в праве <данные изъяты>).
Согласно выписки из распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 8) Захаров Е.А., зарегистрированный по месту жительства в одной комнате жилой площадью <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: <адрес> (Захаров Е.А. – собственник <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на квартиру), включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, с составом семьи <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное распоряжение не оспорено и не отменено.
Представитель ответчика не оспаривает, что Захаров Е.А. состоит в списках детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающийся в жилом помещении и подлежит обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
Право Захарова Е.А. на получение жилого помещения из специализированного жилого фонда как лица, нуждающегося в жилом помещении и состоящего в списках детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение данного жилого помещения, представитель ответчика в судебном заседании не оспорил.
Согласно действующему законодательству обязанность по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями муниципального жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления.
Факт отсутствия свободных жилых помещений не может влиять как на обязанность администрации обеспечить истца жильем, так и на право истца на получение жилья.
Кроме того, ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД (ред. от 10.04.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления.
Доводы представителя ответчика о том, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, а выделенных субвенций для формирования муниципального специализированного жилищного фонда недостаточно, не могут быть приняты во внимание.
Согласно ст. 4 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД органы местного самоуправления ежеквартально по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, составляют в соответствии с частью пятой настоящей статьи списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории которых находится их место жительства, согласно приложению N 2 к настоящему Закону. Указанные списки не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются органами местного самоуправления в орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития.
Орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития, ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формирует и утверждает сводный список по форме согласно приложению N 3 к настоящему Закону.
На основании сводного списка орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития, готовит информацию о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в очередном квартале согласно приложению N 4 к настоящему Закону, которая направляется в орган, уполномоченный Правительством Самарской области, осуществляющий управление и обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области, в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Таким образом, Администрация г.о. Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствующий уполномоченный орган для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно.
Кроме того, согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Согласно ст. 9 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Доводы представителя Администрации г.о. Тольятти о том, что жилые помещения в соответствии с действующим законодательством предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и в случае удовлетворения исковых требований будут существенно ущемлены права иных лиц, внесенных в Список ранее, не могут быть приняты во внимание, так как положения ЖК РФ и иных федеральных законов не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
При этом, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Захаров Е.А. имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда и должен быть обеспечен жильем.
Обязанность по обеспечению истца жильем специализированного жилищного фонда должна быть возложена на Администрацию городского округа Тольятти и данная обязанность должна быть исполнена.
В силу положений ч. 2 ст. 51 ЖК РФ данное жилое помещение должно быть предоставлено Захарову Е.А. с учетом имеющегося в его собственности жилья.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Тольятти предоставить Захарову Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи <данные изъяты>, с учетом имеющейся в собственности Захарова Е.А. <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: