Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-526/2014 ~ М-382/2014 от 04.03.2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Самара 7 апреля 2014 г.

Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Кузиной Н.Н.

при секретаре Канзычаковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-526/14 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в интересах учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №129 городского округа Самары к Администрации городского округа Самара, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 129 городского округа Самара об устранении нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее Управление Роспотребнадзора по Самарской области) в интересах учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №129 городского округа Самары обратилось в суд с иском к Администрации городского округа Самары, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 129 городского округа Самары (далее МБОУ СОШ № 129 г.о. Самары) об устранении нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указав, что в мае 2008 г. в МБОУ СОШ № 129 г.о. Самары Управлением Роспотребнадзора по Самарской области проведены плановые проверки, в результате которых выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Юридическому лицу были выданы предписания, в которых поставлен вопрос о приведении образовательного учреждения в надлежащее состояние в части выполнения мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства. При проведении внеплановых выездных проверок в августе 2009 г. и в августе 2011 г. в МБОУ СОШ №129 г.о. Самары было установлено, что выявленные нарушения в установленные сроки не устранены, были выданы предписания с новыми сроками исполнения. При проведении внеплановой выездной проверки в августе 2013 г. в МБОУ СОШ №129 г.о. Самары было установлено, что выявленные нарушения в установленные сроки вновь не устранены, а именно: - не спилены деревья, нарушающие условия естественного освещения в кабинетах, растущие менее чем в 15 м. от окон здания (нарушение п. 10.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»); - не предусмотрены в столовой, работающей на продовольственном сырье и (или) полуфабрикатах, объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование, позволяющие осуществлять приготовление безопасной, сохраняющей пищевую ценность, кулинарной продукции, и ее реализацию, не организован буфет-раздаточная (нарушение п. 2.3. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»). Содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, соблюдение требований законодательства РФ в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения возложено на органы местного самоуправления городских округов. Как следует из Устава МБОУ СОШ №129 г.о. Самары, учредителем является муниципальное образование городской округ Самара. Функции и полномочия учредителя школы осуществляет Администрация городского округа Самары. Согласно п. 6.1.8. Устава, учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в соответствии с видами деятельности школы, отнесенными ее Уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджета городского округа Самары. Имеющиеся нарушения требований законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения имеют длительный характер с 2008 г. и не устранены до настоящего времени. Фактическое бездействие Администрации г.о. Самары в отношении своевременного финансирования МБОУ СОШ №129 г.о. Самары может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетних. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит признать бездействие Администрации городского округа Самары незаконным. Обязать Администрацию городского округа Самары осуществить финансовое обеспечение на устранение нарушений требований п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», п. 2.3. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы № 129 городского округа Самары. Обязать Администрацию городского округа Самары и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 129 городского округа Самары устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №129 городского округа Самары, а именно: - спилить все деревья, нарушающие условия естественного освещения в кабинетах, растущие менее чем в 15 м. от окон здания (п. 10.1. СанПиН 2.4.2.2821-10); - предусмотреть в столовой, работающей на продовольственном сырье и (или) полуфабрикатах, объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование, позволяющие осуществлять приготовление безопасной, и сохраняющей пищевую ценность, кулинарной продукции, и ее реализацию или организовать буфет-раздаточную (п. 2.3. СанПиН 2.4.5.2409-08).

Определением Куйбышевского районного суда г. Самары от 07.03.2014 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен – Департамент образования администрации городского округа Самары.

В судебном заседании представитель истца – Чевтаева Т.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика МБОУ СОШ №129 г.о. Самары – директор МБОУ СОШ №129 г.о. Самары К исковые требования не признала, пояснила, что предписания по устранению нарушений санитарных правил и норм выполняются учреждением по мере возможности. Часть деревьев растущих на территории школы спилена. Осталось 103 дерева. Спилив все деревья, школа нарушает Правила создания, охраны и содержания зеленных насаждений в городах РФ от 15.12.1999 г. № 153, что подразумевает на 1 га школьного двора 100-120 деревьев или 1.000-1.200 кустарников. Мы пытались посадить на территории школы кустарники, но они не приживаются. Невозможно заменить деревья кустарниками. Предоставлена субсидия на ремонт пищеблока в размере 1.000.000 руб. Однако этих денежных средств не достаточно для ремонта пищеблока.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.о. Самары – Б, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что требование о признании незаконным бездействия Администрации г.о. Самары не может рассматриваться в порядке искового производства, поскольку в силу положений ГПК РФ производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих относятся к производству по делам, возникшим из публичных правоотношений. Кроме того, согласно ст. 256 ГПК РФ срок для обращения в суд с заявлением о признании бездействия органов местного самоуправления составляет три месяца. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с указанным заявлением является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления. По результатам проверок Управлением Роспотребнадзора по Самарской области вынесено предписание по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства от 12.09.2011г. № 05/736, срок устранения которого – 15.08.2013 г. Таким образом, трехмесячный срок для обращения в суд об обжаловании действий (бездействия) Администрации г.о. Самары истек. Мероприятия по устранению нарушений требований санитарных правил и норм в МБОУ СОШ №129 г.о. Самары являются финансовоемкими и требуют определенного времени для их проведения. Более того, имеется предписание Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 10.09.2013 г. № 05/660, согласно которому срок для устранения нарушений требований санитарного законодательства, указанных в предписании от 12.09.2011 г. № 05/736 продлен до 15.08.2015 г. Следовательно, Управление Роспотребнадзора по Самарской области преждевременно обратилось в суд с указанным требованием. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебное заседание представитель третьего лица - Департамента образования администрации городского округа Самары не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании статьи 2 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», действовавшим до 01.09.2013 г., одним из направлений государственной политики в области образования является приоритет жизни и здоровья человека.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 названного Закона государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 32 названного Закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. При этом к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилагающих к ним территорий (пункт 1 статьи 31 Закона «Об образовании»).

Аналогичные положения закреплены Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», действующим с 01.09.2013 г.

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно - эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

В соответствии со статьей 28 названного Закона в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Из материалов дела следует, что 12.09.2011 г. Управлением Роспотребнадзора по Самарской области по результатам плановых мероприятий по контролю за соблюдением санитарного законодательства РФ МБОУ СОШ №129 г.о. Самары выдано предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 15.08.2013 г.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Самарской области издано распоряжение о проведении проверки в отношении МБОУ СОШ №129 г.о. Самары, с целью обеспечения соблюдения проверяемым юридическим лицом обязательных для исполнения требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основании контроля выполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ г., срок исполнения 15.08.2013 г.

Согласно акту проверки от 10.09.2013 г. в ходе проверки выявлены факты невыполнения предписания от 12.09.2011 г., а именно: - не спилены деревья, нарушающие условия естественного освещения в кабинетах, растущие менее чем в 15 м. от окон здания (нарушение п. 10.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»); - не предусмотрены в столовой, работающей на продовольственном сырье и (или) полуфабрикатах, объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование, позволяющие осуществлять приготовление безопасной, и сохраняющей пищевую ценность, кулинарной продукции, и ее реализацию, не организован буфет-раздаточная (нарушение п. 2.3. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»).

В судебном заседании установлен факт нарушения требований санитарных правил ответчиками, доказательств их устранения суду не представлено.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При рассмотрения данного спора, предъявленного Управлением Роспотребнадзора по Самарской области к Администрации г.о. Самары и МБОУ СОШ №129 г.о. Самары, суд приходит к выводу о том, что правоотношения, возникшие между сторонами, являются длящимися, поскольку, как установлено судом и подтверждено сторонами в судебном заседании, МБОУ СОШ № 129 г.о. Самары неоднократно обращалось в Администрацию г.о. Самары для решения вопроса по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, однако, вопрос решен не был, в связи с чем срок давности для предъявления данных требований не истек.

С учетом вышеизложенного и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что Администрация г.о. Самары и МБОУ СОШ № 129 г.о. Самары длительное время не исполняют предписание Управления Роспотребнадзора по Самарской области по соблюдению требований санитарных правил и норм, нарушают гарантированные ст.ст. 41,42 Конституции РФ права граждан на охрану здоровья, кроме того, нарушают требования Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Несоблюдение требований санитарных правил и норм, не обеспечивает соблюдение государственных гарантий, направленных на безопасные условия труда и защиту жизни и здоровья граждан.

При таких обстоятельствах суд считает исковые требования Управления Роспотребнадзора по Самарской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Не могут быть приняты во внимание доводы представителя Администрации г.о. Самары о том, что обращение Управления Роспотребнадзора по Самарской области в суд с данным иском является преждевременным, поскольку имеющиеся в МБОУ СОШ №129 г.о. Самары нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения имеют длительный характер, неоднократно выдавались предписания об устранении указанных нарушений, но до настоящего времени они не устранены. Указанные основания являются достаточными для обращения Управления Роспотребнадзора по Самарской области в суд с указанным иском.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области удовлетворить.

Признать бездействие Администрации городского округа Самары незаконным.

Обязать Администрацию городского округа Самары осуществить финансовое обеспечение на устранение нарушений требований п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», п. 2.3. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы № 129 городского округа Самара.

Обязать Администрацию городского округа Самары и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 129 городского округа Самары устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №129 городского округа Самары, а именно:

- спилить все деревья, нарушающие условия естественного освещения в кабинетах, растущие менее чем в 15 м. от окон здания (п. 10.1. СанПиН 2.4.2.2821-10);

- предусмотреть в столовой, работающей на продовольственном сырье и (или) полуфабрикатах, объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование, позволяющие осуществлять приготовление безопасной, и сохраняющей пищевую ценность, кулинарной продукции, и ее реализацию или организовать буфет-раздаточную (п. 2.3. СанПиН 2.4.5.2409-08).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Куйбышевский районный суд г. Самары.

Мотивированное решение изготовлено 14 апреля 2014 г.

Судья

2-526/2014 ~ М-382/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Самарской области в интересах учащихся МБОУ СОШ № 129 г.о. Самара
Ответчики
Администрация г.о. Самара
МБОУ СОШ № 129 г.о. Самара
Другие
Чевтаева Татьяна Валерьевна
Департамент образования Администрации г.о. Самара
Белова Екатерина Леонидовна
Кукса Ирина Ивановна
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Кузина Н. Н.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
04.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2014Передача материалов судье
07.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2014Подготовка дела (собеседование)
20.03.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2014Судебное заседание
14.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее