Судья Губина Е.П. |
Дело № 33-924/2020 №2-2121/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июня 2020 года |
г. Орел |
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.
судей Жидковой Е.В., Старцевой С.А.
при секретаре Зябкине А.С.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Кучеровой М.В. к администрации г. Орла о признании права на включение в списки определенных категорий граждан- участников и признании незаконным отказа,
по апелляционной жалобе Кучеровой М.В. на решение Советского районного суда Орловской области от 27.12.2019, которым постановлено:
«исковое заявление Кучеровой М.В. к администрации г. Орла о признании права на включение в списки определенных категорий граждан-участников и признании незаконным отказа оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Жидковой Е.В., изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Кучерова М.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Орла о признании права на включение в списки определенных категорий граждан-участников и признании незаконным отказа.
В обоснование требований указала, что она добровольно выехала из <адрес>, отнесенного в соответствии с Постановлением Правительства к зоне отселения в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, где проживала в период с <дата> по <дата>.
На основании постановления администрации г.Орла № от <дата> она принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в соответствии с Законом Орловской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма».
Уведомлением ответчика от <дата> ей было отказано во включении в число граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2020 году».
В качестве основания для отказа ответчик сослался на положения ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», признав истца приравненным к лицам, выселившимся в радиационную зоны после 30.06.1986.
Считая отказ ответчика незаконным, Кучерова М.В. просила признать за ней право на включение в списки граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2020 году, признать незаконным отказ администрации г. Орла о включении в списки указанных граждан.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Кучерова М.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Приводит доводы о том, что судом первой инстанции в решении неверно истолкованы положения ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.
Пунктом 7 ч. 1 ст. 17 Закона предусмотрена мера социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, переселившимся после 30.06.1986 на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
Связывая предоставление мер социальной поддержки, предусмотренным си. 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, которые переселились после 30.06.1986 на постоянное место жительства в зону отселения и впоследствии добровольно выехали из этой зоны на новое место жительства, с наличием такого условия, как получение ими права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности периода проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, федеральный законодатель учитывал, что указанные граждане, во-первых, не находились в зоне отселения в период максимального воздействия радиации и, во –вторых, переселились на данную территорию добровольно, сознавая наличие и степень риска проживания в зоне отселения.
Из материалов дела следует, что <дата> Кучерова М.В. обратилась в администрацию г. Орла с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 49).
Постановлением администрации г. Орла № от <дата> Кучерова М.В., выехавшая добровольно из зоны отселения, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 11).
<дата> Кучерова М.В. обратилась в администрацию г. Орла с заявлением о включении в список граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Письмом № от <дата> Кучеровой М.В. отказано во включении граждан, имеющих право и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2020 году.
Как усматривается из материалов дела, Кучерова М.В. родилась <дата> в <адрес>, который относиться к территории зоны с отселением в связи с аварией на Чернобыльской АЭС (л.д. 15).
<дата> Кучеровой М.В., добровольно выехавшей из зоны отселения, выдано удостоверение серии АИ №, в котором указано, что в <адрес> она проживала с <дата> по <дата> (л.д. 14).
Суд, отказывая в удовлетворении требований, обоснованно пришел к выводу о том, что рождение Кучеровой М.В. на территории зоны проживания с правом на отселение после 30.06.1986 влечет за собой приобретение того же статуса, что и граждане из числа переселившихся на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение после 30.06.1986 и впоследствии добровольно выехавших из указанной зоны на новое место жительства, в связи с чем право на получение мер социальной поддержки в настоящее время она не имеет, поскольку не достигла пенсионного возраста.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заявлялись в суде первой инстанции, являлись предметом исследования суда, и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, что не может служить основанием к отмене либо изменению решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и постановил законное и обоснованное решение, оснований к отмене судебного решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 27.12.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кучеровой М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Губина Е.П. |
Дело № 33-924/2020 №2-2121/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июня 2020 года |
г. Орел |
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.
судей Жидковой Е.В., Старцевой С.А.
при секретаре Зябкине А.С.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Кучеровой М.В. к администрации г. Орла о признании права на включение в списки определенных категорий граждан- участников и признании незаконным отказа,
по апелляционной жалобе Кучеровой М.В. на решение Советского районного суда Орловской области от 27.12.2019, которым постановлено:
«исковое заявление Кучеровой М.В. к администрации г. Орла о признании права на включение в списки определенных категорий граждан-участников и признании незаконным отказа оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Жидковой Е.В., изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Кучерова М.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Орла о признании права на включение в списки определенных категорий граждан-участников и признании незаконным отказа.
В обоснование требований указала, что она добровольно выехала из <адрес>, отнесенного в соответствии с Постановлением Правительства к зоне отселения в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, где проживала в период с <дата> по <дата>.
На основании постановления администрации г.Орла № от <дата> она принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в соответствии с Законом Орловской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма».
Уведомлением ответчика от <дата> ей было отказано во включении в число граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2020 году».
В качестве основания для отказа ответчик сослался на положения ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», признав истца приравненным к лицам, выселившимся в радиационную зоны после 30.06.1986.
Считая отказ ответчика незаконным, Кучерова М.В. просила признать за ней право на включение в списки граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2020 году, признать незаконным отказ администрации г. Орла о включении в списки указанных граждан.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Кучерова М.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Приводит доводы о том, что судом первой инстанции в решении неверно истолкованы положения ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.
Пунктом 7 ч. 1 ст. 17 Закона предусмотрена мера социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, переселившимся после 30.06.1986 на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
Связывая предоставление мер социальной поддержки, предусмотренным си. 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, которые переселились после 30.06.1986 на постоянное место жительства в зону отселения и впоследствии добровольно выехали из этой зоны на новое место жительства, с наличием такого условия, как получение ими права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности периода проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, федеральный законодатель учитывал, что указанные граждане, во-первых, не находились в зоне отселения в период максимального воздействия радиации и, во –вторых, переселились на данную территорию добровольно, сознавая наличие и степень риска проживания в зоне отселения.
Из материалов дела следует, что <дата> Кучерова М.В. обратилась в администрацию г. Орла с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 49).
Постановлением администрации г. Орла № от <дата> Кучерова М.В., выехавшая добровольно из зоны отселения, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 11).
<дата> Кучерова М.В. обратилась в администрацию г. Орла с заявлением о включении в список граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Письмом № от <дата> Кучеровой М.В. отказано во включении граждан, имеющих право и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2020 году.
Как усматривается из материалов дела, Кучерова М.В. родилась <дата> в <адрес>, который относиться к территории зоны с отселением в связи с аварией на Чернобыльской АЭС (л.д. 15).
<дата> Кучеровой М.В., добровольно выехавшей из зоны отселения, выдано удостоверение серии АИ №, в котором указано, что в <адрес> она проживала с <дата> по <дата> (л.д. 14).
Суд, отказывая в удовлетворении требований, обоснованно пришел к выводу о том, что рождение Кучеровой М.В. на территории зоны проживания с правом на отселение после 30.06.1986 влечет за собой приобретение того же статуса, что и граждане из числа переселившихся на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение после 30.06.1986 и впоследствии добровольно выехавших из указанной зоны на новое место жительства, в связи с чем право на получение мер социальной поддержки в настоящее время она не имеет, поскольку не достигла пенсионного возраста.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заявлялись в суде первой инстанции, являлись предметом исследования суда, и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, что не может служить основанием к отмене либо изменению решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и постановил законное и обоснованное решение, оснований к отмене судебного решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 27.12.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кучеровой М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи