Решение по делу № 2-106/2017 от 10.01.2017

       Дело № 2-106/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Горняк                     20 февраля 2017 года

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующей судьи Девятко Н.В.,

при секретаре Шмунк Е.Г.,

с участием помощника прокурора Локтевского района Соболева С.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Локтевского района в интересах Михалева Евгения Сергеевича к МБУ «СК г. Горняка» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и признании права на получение заработной платы исходя из районного коэффициента 1,15,

УСТАНОВИЛ:

В Локтевский районный суд в интересах Михалева Е.С. с исковым заявлением к МБУ «СК г. Горняка» о признании действий ответчика по начислению Михалеву Е.С. заработной платы в размере МРОТ без начисления на заработную плату районного коэффициента в размере 15% за период с ДД.ММ.ГГГГ года по день вынесении настоящего решения незаконными, перерасчете заработной платы, обязании начислять Михалеву Е.С. заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норма труда с последующем начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,15 обратился прокурор Локтевского района.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Локтевского района проведена проверка по заявлению сотрудника данного предприятия о нарушениях, допускаемых работодателем при начислении заработной платы.

Михалев Е.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности рабочего по ОЗС МБУ «СК г. Горняка».

В соответствии со ст.37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд.

В силу ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не мог быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

На основании ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Согласно ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2015 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 5965 рублей в месяц.

В силу ст.148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей установлен постановлением Совета Министров СССР от 05 августа 1971 года №553 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири», для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены и принятым во исполнение его совместным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 года №325/24 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения».

Согласно названным нормативным актам районный коэффициент в Алтайском крае с 01 января 1972 года составляет 1,15.

Постановлением Минтруда РФ от 11 сентября 1995 года №49 разъяснено, что коэффициенты, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок.

Верховный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-В1-31 указал, что заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148,315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (Определение Верховного Суда РФ от 30.08.2013 №93-КГПР13-2).

В нарушение приведенных норм действующего законодательства начисление заработной платы производилось в размере оклада с начислением на него районного коэффициента, то есть районный коэффициент начислялся не на заработную плату в размере МРОТ, а на оклад, меньший по размеру.

Руководствуясь ст.45 ГПК РФ, прокурор Локтевского района обратился в суд в интересах Михалева Е.С., просил признать действия МБУ «СК <адрес>» по начислению и выплате Михалеву Е.С. заработной платы без учета районного коэффициента в размере 15% незаконными. Обязать МБУ «СК г. Горняка» произвести перерасчет заработной платы Михалеву Е.С. за период с ДД.ММ.ГГГГ до дня вынесения решения путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения норм труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 15%. МБУ «СК г. Горняка» начислять Михалеву Е.С. заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 15%.

В судебном заседании помощник прокурора Локтевского района Соболев С.О. поддержал исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить.

Истец Михалев Е.С. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, причины неявки суду не представил.

Представители ответчика МБУ «СК г. Горняка», третьего лица администрации г. Горняка Локтевского района Алтайского края в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду не сообщили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено материалами дела Михалев Е.С. ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время состоит в трудовых отношениях с МБУ «СК <адрес>» в должности рабочего по ОЗС, что не оспаривается стороной ответчика.

Михалеву Е.С. установлен оклад в размере <данные изъяты>. в месяц.

Согласно трудовому договору, ведомостям начисления заработной платы в спорный период заработная плата Михалеву Е.С. начислялась исходя из базового оклада в размере 2080 рублей, работнику начислялись стимулирующая надбавка 6,5 % от оклада, районного коэффициента 15 % от оклада и стимулирующей надбавки, выплачивался перерасчет заработной платы до минимальной.

Как установлено судом, действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (часть 2 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 1 сентября 2007 года, из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть вторая. С 1 сентября 2007 года также признана утратившей силу часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).

Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 19.09.2016 N 51-КГ16-10.

На основании статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 408-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года установлен в сумме 5965 руб. в месяц.

Как видно из материалов дела, установленные размеры окладов по занимаемой истцом должности в 2015 году были меньше минимального размера оплаты труда, установленного названным федеральным законом.

Вместе с тем из материалов дела следует, что с учетом установленных Михалеву Е.С. оклада, а также начисленной надбавки, районного коэффициента, перерасчета заработной платы до минимальной, размер выплачиваемой с ДД.ММ.ГГГГ года ежемесячной заработной платы не был ниже установленного федеральным законом в ДД.ММ.ГГГГ году минимального размера оплаты труда. Следовательно, размер выплачиваемой истцу работодателем ежемесячной заработной платы отвечает требованиям части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Вывод прокурора о том, что районный коэффициент необходимо начислять истцу сверх оклада, размер которого не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определенный работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В силу статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже минимального размера оплаты труда.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет заработной платы и признании права на получение заработной платы исходя из районного коэффициента 1,15 не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 197-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Локтевского района в интересах Михалева Евгения Сергеевича к МБУ «СК г. Горняка» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и признании права на получение заработной платы исходя из районного коэффициента 1,15 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления в Локтевский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27.02.2017.

Судья                                                                                     Н.В. Девятко

Разрешаю публикацию на интернет – сайте суда.

И.о. председателя суда Н.В. Девятко

2-106/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
прокурор Локтевского района
Михалев Евгений Сергеевич
Ответчики
МБУ "СК г. Горняка"
Другие
Администрация г. Горняка
Суд
Локтевский районный суд Алтайского края
Судья
Девятко Н.В.
Дело на сайте суда
loktevsky--alt.sudrf.ru
10.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
10.01.2017Передача материалов судье
26.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2017Судебное заседание
27.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2017Дело оформлено
23.03.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее