копия
Дело № 2-8443/2021
УИД № 24RS0048-01-2021-007179-39
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2021 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Севрюкова С.И.,
при секретаре Лиль Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Надейкина Максима Сергеевича к Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании денежной компенсации морального вреда,
установил:
Надейкин М.С. обратился в суд к УФК по Красноярскому краю с иском о взыскании денежной компенсации морального вреда 130 000 руб.
Требования мотивированы тем, что в период с марта 2002 года по 03.10.2003 Надейкин М.С. содержался в ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю совместно с ранее отбывавшими наказание осужденными, что причинило истцу нравственные страдания и явилось причиной обращения в суд с настоящим иском.
Определением судьи Советского районного суда г. Красноярска от 11.05.2021 к участию в деле привлечены: в качестве ответчика - ФСИН России; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, - ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
В судебном заседании ответчика ФСИН России – Скрипниченко Э.А. (по доверенности), представитель третьего лица ГУФСИН России по Красноярскому краю – Скрипниченко Э.А. (по доверенности) просил в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Истец Надейкин М.С. в судебное заседание не явился, поскольку отбывает наказание в исправительном учреждении по приговору суда, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом своевременно и надлежащим образом.
Представитель ответчика УФК по Красноярскому краю, а также представитель третьего лица ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Исходя из ч. 2 ст. 80 УИК РФ, лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В предмет доказывания по делам о компенсации морального вреда входят следующие юридические факты: имели ли место действия ответчика, причинившие истцу нравственные или физические страдания, в чем они выражались и когда были совершены; какие личные неимущественные права истца нарушены этими действиями и на какие нематериальные блага они посягают; в чем выразились нравственные или физические страдания истца; степень вины причинителя вреда.
Таким образом, по делам данной категории, рассматриваемым в порядке искового производства, бремя доказывания причинения вреда, наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями и наступившим вредом лежит на истце.
Судом установлено, что приговором Кировского районного суда г. Красноярска от 04.07.2001 Надейкин М.С. осужден за совершение преступлений к наказанию в виде лишения свободы сроком на 4 года 6 месяцев. Осужденный Надейкин М.С. отбывал наказание в ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, откуда освобожден 03.10.2003 условно-досрочно.
Исходя из п. 221 акта № 4 на уничтожение дел учреждения ИК-7 от 23.04.2009, комиссией должностных лиц ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю уничтожено по истечении срока хранения личное дело осужденного Надейкина М.С.
23.03.2021 Надейкин М.С. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно письменным пояснениям представителя ответчика ФСИН России, пунктом 21.2 Приложения № 2 к распоряжению ФСИН России от 06.07.2010 № 143-р установлено, что ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю с 2010 года входит в перечень исправительных колоний строгого режима, предназначенных для отбывания наказания мужчинами, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы.
Оценив вышеизложенные обстоятельства дела, предоставленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд учитывает, что определением о подготовке к судебному разбирательству от 11.05.2021, распределяя бремя доказывания, исходя из заявленных требований и возражений по иску, суд предлагал истцу в силу ст. 56 ГПК РФ представить доказательства в обоснование заявленных требований, то есть доказательства незаконности действий должностных лиц ответчиков в отношении Надейкина М.С., доказательства причинения истцу вреда (нравственные или физические страдания) незаконными действиями (бездействием) должностных лиц, доказательства того, какие личные неимущественные права истца нарушены этими незаконными действиями (бездействием) и на какие нематериальные блага они посягают; в чем выразились нравственные или физические страдания истца; степень вины причинителя вреда.
Истцом не представлено в дело надлежащих доказательств в подтверждение того, что в период его содержания в ФКУ ИК-7 до 03.10.2003 имело место нарушение его прав.
В указанной связи, разрешая исковые требования о взыскании с ответчиков денежной компенсации морального вреда, суд, руководствуясь положениями статей 151, 1064, 1069, 1099 ГК РФ, приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку судом не установлено нарушений каких-либо нематериальных благ истца, подлежащих восстановлению путем их компенсации в денежном выражении, в вышеуказанные периоды содержания его ФКУ ИК-7, в рамках заявленных требований.
Суд исходит из того, что сторонами в материалы дела не представлено допустимых доказательств содержания Надейкина М.С. в ФКУ ИК-7 совместно с ранее судимыми осужденными; Надейкин М.С. не предъявлял жалоб на условия содержания в ФКУ ИК-7, что свидетельствует о том, что условия содержания соответствовали установленным законом требованиям; суд также принимает во внимание, что обращаясь в суд с настоящим иском по истечении 17 лет по окончании заявленного истцом нарушения его прав, Надейкин М.С. лишил себя и ответчиков возможности предоставлять письменные доказательства в обоснование своих доводов и возражений.
Неудобства, которые Надейкин М.С. мог претерпеть в период нахождения в ФКУ ИК-7, связаны с привлечением его к уголовной ответственности за совершение преступления, что ведет к ограничению привычного образа жизни, бытовым неудобствам, пребывании в состоянии стресса, ограничению свободы передвижения, вынужденному нахождению в замкнутом пространстве в условиях камеры и другим последствиям, которые являются следствием противоправного поведения самого истца, а не действий должностных лиц.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возмещения вреда Надейкину М.С.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░