Дело № 2-1922/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2014 года
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,
С участием:
Истца Даниловой О.С. и ее представителя по доверенности – Сухановой Е.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даниловой О.С. к Администрации города Серпухова Московской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения границ земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Данилова О.С. обратилась в суд с иском к Администрации г.Серпухова Московской области и просила признать незаконным отказ Администрации г.Серпухова Московской области от 30.04.2014 года в утверждении схемы расположения границ земельного участка, площадью <...> на кадастровом плане территории кадастрового квартала, расположенного по <адрес>.
Свои требования Данилова О.С. мотивировала тем, что она является собственником жилого помещения – <...> квартиры <номер>, расположенной в доме <адрес>. Собственниками квартиры <номер>, расположенной в доме <адрес> являются: Ширяева Т.Г., Ширяев А.С., Ширяева А.А., Ширяева В.А., Ширяев И.А. Собственниками квартиры <номер>, расположенной в указанном выше доме является Медкова А.В. Жилой дом <адрес> - кирпичное, одноэтажное строение, год постройки <дата>. Каждая квартира: <...> имеют отдельные входы, обособленные друг от друга, и представляет собой часть индивидуально определенного здания, которое состоит из жилых комнат, помещений вспомогательного пользования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании. При жилом доме <адрес> имеется земельный участок общей площадью <...>, категория земель: земли населенных пунктов. Решением общего собрания собственников жилых помещений в доме <адрес> от 12.04.2014г. Данилова О.С. была уполномочена представлять интересы собственников квартир в указанном жилом доме по вопросам формирования земельного участка, на котором расположен жилой дом <адрес>, утверждения схемы земельного участка, постановки земельного участка на кадастровый учет. Было проведено межевание земельного участка при доме <адрес>, составлена Схема границ земельного участка площадью <...>, категория земель: земли населенных пунктов. Однако Администрация города Серпухова Московской области 30.04.2014г. отказала в согласовании и утверждении схемы расположения границ земельного участка площадью <...>, расположенного по <адрес>. Отказ мотивирован тем, что указанный земельный участок расположен в зоне Ц-7 (Зона объектов обслуживания, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности) и размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено. Отказ Администрации города Серпухова Московской области нарушает право приобрести земельный участок, на котором расположен жилой дом, в собственность, поскольку земельным законодательством не предусмотрен отказ утверждения схемы расположения земельного участка по мотивам его расположения в какой-либо зоне застройки.
Истец Данилова О.С. и ее представитель по доверенности – Суханова Е.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении, пояснили, что собственниками помещений многоквартирного дома было принято решение об оформлении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, что необходимо для обслуживания дома, оформления права на хозяйственные постройки. У всех собственников жилых помещений имеются отдельные выходы. При обращении в Администрацию г.Серпухова с целью утверждения схемы расположения границ земельного участка истцом был получен отказ, поскольку многоквартирный дом находится в зоне, которая является промышленной.
Представитель ответчика Администрации г.Серпухова в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В материалы дела представлен письменный отзыв, из которого следует, что Администрация г.Серпухова возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки г.Серпухова Московской области, утвержденным решением Совета депутатов города Серпухова Московской области от 26.05.2010г. № 560/88, земельный участок площадью <...>, расположенный по <адрес>, находится в зоне Ц-7 (Зона объектов обслуживания, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности). Правилами землепользования и застройки г.Серпухова МО вид разрешенного использования земельного участка «индивидуальные жилые дома», а также «малоэтажные многоквартирные жилые дома» в данной зоне не предусмотрен (л.д.31-32).
Третьи лица Ширяева Т.Г., Ширяев А.С., Ширяева А.А., Ширяева В.А., Ширяев И.А., Медкова А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не просили, возражений относительно заявленных требований не представили.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца, представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как усматривается их материалов дела, собственниками квартир в многоквартирном доме <номер> по <адрес> являются Данилова О.С., Ширяева Т.Г., Ширяев А.С., Ширяева А.А., Ширяева В.А., Ширяев И.А., Медкова А.В.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от <дата> Даниловой О.С. на праве собственности принадлежит <...> квартира, общей площадью <...>, этаж 1, расположенная по <адрес>, о чем в ЕГРП <дата> сделана запись регистрации <номер> (л.д.9, 152).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от <дата> <...> квартира, общей площадью <...>, этаж 1, расположенная по <адрес> находится в общей долевой собственности Ширяевой Т.Г. – 2/25 долей в праве, Ширяева А.С. – 2/25 долей в праве, Ширяевой А.А. – 7/25 долей в праве, Ширяевой В.А. – 7/25 долей в праве, Ширяева И.А. – 7/25 долей в праве, о чем в ЕГРП <дата> сделана запись регистрации <номер> (л.д.10-14).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от <дата> Медкова А.В. является собственником квартиры, общей площадью <...>, этаж 1, расположенная по <адрес>, о чем в ЕГРП <дата> сделана запись регистрации <номер> (л.д.15).
Собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, принято решение о постановке на кадастровый учет земельного участка, на котором расположен жилой дом, Данилова О.С. наделена полномочиями по представлению интересов собственников указанного многоквартирного дома (л.д.16).
На неоднократные обращения собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по <адрес> в Администрацию г.Серпухова о переводе земельных участков в зону Ж-2 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами) было принято решение об отказе, в связи с нахождением данных земельных участок на территории санитарно-защитной зоны (письма от 12.03.2013г.. 12.03.2013г., 24.03.2013г., 07.05.2013). В последующем заявителям указывалось на то, что данный вопрос находится в проработке (16.04.2013г., 19.04.2013г., 17.05.2013г., 17.05.2013г., 14.06.2013г., 11.07.2013г., 09.08.2013г., 20.09.2013г.).
Письмом от 11.10.2013 года, направленным Администрацией г.Серпухова в адрес Даниловой О.С., разъяснено, что земельный участок, расположенный по <адрес>, находится в зоне Ц-7 – Зона объектов обслуживания, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности. В данной градостроительной зоне вид разрешенного использования «малоэтажные многоквартирные жилые дома» не предусмотрен. На комиссии 24.09.2013 года по реализации правил землепользования и застройки на территории г.Серпухова рекомендовано исключить из зоны Ц-7 и включить в зону Ж-2 вышеуказанный земельный участок, в которой вид разрешенного использования «индивидуальные жилые дома» является основным, а малоэтажные многоквартирные жилые дома» - условноразрешенным. После обсуждения на публичных слушаниях проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и официального его опубликования в установленном порядке предложено поставить испрашиваемый земельный участок на государственный кадастровый учет и предоставить кадастровый паспорт земельного участка, на котором находится объект недвижимого имущества. Для оформления прав на земельный участок и последующего получения свидетельства о государственной регистрации права собственникам квартир малоэтажного многоквартирного жилого дома необходимо в судебном порядке изменить правовой статус жилых помещений (квартир) и зарегистрировать право собственности на части или доли жилого дома (л.д.19-20).
Как усматривается из протоколов Комиссии по реализации Правил землепользования и застройки г.Серпухова №12 за 24.09.2013 года, городского Совета по градостроительному регулированию и градостроительной политике №2 от 19.12.2013 года жителям домов <адрес> рекомендовано исключить указанные участки из зоны Ц-7 (Зона объектов обслуживания, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности) и включить в зону Ж-2 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами), рекомендовано перевести статус объекта капитального строительства из многоквартирного в ИЖД (л.д.24,25).
17.01.2014 года Данилова О.С. обратилась к Главе г.Серпухова с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории г.Серпухова, на котором расположен объект капитального строительства многоквартирный жилой дом, расположенный по <адрес> (л.д.33).
На просьбу Даниловой О.С. о согласовании границ земельного участка, расположенного по <адрес> Управление архитектуры и строительства Администрации города 30.04.2014 года сообщила, что запрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ц-7 (Зона объектов обслуживания, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности). В связи с этим согласовать схему не представляется возможным, так как в указанной зоне размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено (л.д.26,27)
Решением Комитета по управлению имуществом Администрации г.Серпухова <номер> от 02.04.2014 года полностью приватизированный жилой дом, расположенный по <адрес>, исключен из состава муниципальной собственности (л.д.165).
К материалам дела приобщены план участка, а также межевой план спорного участка, поэтажный план многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес>, выкопировка из плана с указанием спорного земельного участка, копия инвентарного дела на жилое помещение принадлежащее истцу (л.д.153-158).
Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст.12 ГК РФ.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки. В соответствии с этой нормой исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно ч.5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок гражданин обращается в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Орган местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В соответствии с ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счёт выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с ч. ч. 3, 4 и 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3); формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4); с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П признал часть 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36 и постановил, что впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего постановления, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
В соответствии с ч.1 ст. 24 Решения Совета депутатов г. Серпухова МО от 26.05.2010 № 560/88 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Серпухова Московской области» установление границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства (многоквартирные дома, иные здания, строения, сооружения), с целью их последующего формирования и предоставления физическим и юридическим лицам, осуществляется посредством градостроительной подготовки застроенных и не разделенных на земельные участки территорий в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, земельным, жилищным законодательством и принятыми в соответствии с ними настоящими Правилами, иными муниципальными правовыми актами города Серпухова.
В силу ч.5 ст. 24 Решения Совета депутатов г. Серпухова МО от 26.05.2010 № 560/88 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Серпухова Московской области» собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, заинтересованные в установлении границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, обеспечивают подготовку градостроительного плана земельного участка в составе соответствующей документации по планировке застроенных территорий.
Согласно п.7 ст. 24 Решения Совета депутатов г. Серпухова МО от 26.05.2010 № 560/88 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Серпухова Московской области» после проверки и утверждения в порядке, установленном статьей 15 настоящих Правил, подготовленного в составе соответствующей документации по планировке застроенных территорий градостроительного плана земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, по заявлению уполномоченного решением общего собрания собственников в многоквартирном доме лица администрация города Серпухова обеспечивает выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Пунктом 8 Решения Совета депутатов г. Серпухова МО от 26.05.2010 № 560/88 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Серпухова Московской области» установлено, что Глава города Серпухова на основании заключения уполномоченного органа администрации города в области градостроительной деятельности вправе утвердить градостроительный план земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в границах, превышающих размеры, установленные градостроительными нормативами и правилами, действовавшими в период застройки соответствующих территорий, в случае невозможности установления границ свободных от прав третьих лиц земельных участков для строительства и в целях обеспечения рационального использования территорий.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением главы города Серпухова Московской области от 27.05.2011 N 729 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления (исполнения) муниципальных услуг (функций) на территории муниципального образования "Город Серпухов Московской области" утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений и согласование схем расположения земельных участков" на территории муниципального образования "Город Серпухов Московской области".
Согласно Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, конечным результатом рассмотрения вопроса о предоставлении муниципальной услуги является согласованная схема расположения земельного участка.
Таким образом, исходя из указанных норм, на органе местного самоуправления лежит обязанность в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Пунктом 2.7 Административного регламента предусмотрен перечень документов, предоставляемых заявителем для получения муниципальной услуги:
1) заявление в произвольной форме на имя главы города Серпухова о согласовании схемы расположения земельного участка с указанием адреса и площади;
2) схема расположения земельного участка (4 экземпляра), изготовленная кадастровым инженером либо организацией, имеющей лицензию на проведение геодезических работ;
3) правоудостоверяющий или правоустанавливающий документ на земельный участок;
4) акт согласования границ земельного участка, согласованный со смежными землевладельцами, землепользователями;
5) правоудостоверяющий или правоустанавливающий документ на строение;
6) CD-диск с данными в формате dxf в местной системе координат.
Как следует из текста заявления Даниловой О.С. от 17.04.2014 года на имя главы города Серпухова о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка для размещении жилого дома, к заявлению были приложены все необходимые документы для рассмотрения поставленного в заявлении вопроса.
В соответствии с пунктом 2.9 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
- отсутствие одного или нескольких документов, указанных в п.7 настоящего Регламента;
- несоответствие одного или нескольких документов требованиям действующего законодательства.
Между тем, судом установлено, что в оспариваемом отказе ссылка на положения Административного регламента отсутствует, и доказательств наличия указанных выше оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги Администрацией города Серпухова не представлено.
Таким образом, невыполнение Администрацией г.Серпухова обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка препятствует истцу и иным собственникам жилого дома <адрес> за свой счет выполнить в отношении этого земельного участка кадастровые работы и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", что невозможно без утверждения схемы расположения земельного участка.
Кроме того, действующее земельное законодательство в части приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, не предусматривает такого основания для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, как его расположение в какой-либо зоне застройки.
Отказ Администрации г. Серпухова в согласовании схемы расположения земельного участка заявителя противоречит п.2.9 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по согласованию схемы расположения земельных участков.
Анализируя собранные доказательства по делу, принимая во внимание отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, суд приходит к выводу о том, что истец правомерно обратилась в орган местного самоуправления за утверждением и выдачей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, суд находит заявленные требования Даниловой О.С. обоснованными, закону не противоречащими и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации г. Серпухова Московской области от 30 апреля 2014 года в утверждении схемы расположения границ земельного участка площадью <...>, расположенного по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.С.Фетисова
Мотивированное решение составлено 28 июля 2014 года.