УИД 10RS0010-01-2021-000930-04
Дело № 2а-101/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2022 года г. Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе председа-тельствующего судьи Курсова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Етчуевой О.В., с участием представителя административного истца Рышкальского А.М., представителя административного ответчика Московкина Д.Г., представителя заинтересованного лица Алексеевой Л.В. - Куусинена А.С., помощника прокурора Олонецкого района Сидоровой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кри-вицкой Валентины Ивановны к администрации Олонецкого национального муници-пального района о признании постановления от 03.11.2020 № 901 «Об утверждении проекта межевания территории» незаконным и недействующим с момента издания,
установил:
Кривицкая В.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Олонецкого национального муниципального района (далее - Администрация) о признании постановления от 03.11.2020 № 901 «Об утверждении проекта межевания территории» незаконным и недействующим с момента издания.
В обоснование иска указала, что является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером № по адресу: ...., ...., ..... Указанным земельным участком она владеет на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Олонецкого нотариального округа Республики Карелия Пахомковой С.М. хх.хх.хх г.. Собственником второй доли является Попов В.И. Собственником смежного земельного участка Алексеевой Л.В. проведены кадастровые работы по образованию земельного участка с кадастровым номером №, который поставлен на государственный кадастровый учет на основании постановления Администрацией от хх.хх.хх г. № «Об утверждении проекта межевания территории». Об указанном постановлении она узнала хх.хх.хх г. при рассмотрении гражданского дела № по иску к Алексеевой Л.В., Аниси-мовой Л.Г. о признании незаконными результатов кадастровых работ, аннулировании сведений о земельном участке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). В результате проведения Алексеевой Л.В. кадастровых работ перекрыт единственный к части ее земельного участка проезд и проход, а также установлен сплошной забор. Согласование границ земельного участка Алексеевой Л.В. не произ-водилось. В рамках рассмотрения гражданского дела № проведена судебная землеустроительная экспертиза, которой установлено, что между земельными участками с кадастровыми номера № и № ранее существовал проход (проезд), фактическая ширина которого составляла 2,68-3,18 м. Возможность организации иных проездов к земельному участку, в том числе для специализированной техники, отсутствует.
В этой связи просит суд признать недействительным постановление Администрации от 03.11.2020 № 901 «Об утверждении проекта межевания территории» незаконным и недействующим с момента издания.
Определением судьи Олонецкого районного суда Республики Карелия от 12.05.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Управление Росреестра по Республике Карелия, ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия», Попов В.И., кадастровый инженер Кулдашев А.В.
Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия, занесенным в протокол судебного заседания от 07.06.2021, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Алексеев А.А., администрация Коткозерского сельского поселения.
Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия, занесенным в протокол судебного заседания от 22.06.2021, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Пяркиева Н.Н., Анисимов А.И.
Решением Олонецкого районного суда Республики Карелия от 06.07.2021 постановление Администрации от 03.11.2020 № 901 признано недействительным, однако апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 06.12.2021 решение по делу отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Олонецкий районный суд Республики Карелия.
Административный истец Кривицкая В.И., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, причин неявки не сообщила.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Рышкальский А.М. доводы административного иска поддержал.
Представитель Администрации по доверенности Московкин Д.Г. в судебном заседании исковые требования не признал.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Алексеевой Л.В. по доверенности Куусинен А.С. просил в удовлетворении иска отказать.
Заинтересованные лица Алексеева Л.В., Анисимова Л.Г., Попов В.И., Пяркиева Н.Н., Анисимов А.И., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причин неявки не сообщили.
Заинтересованные лица Алексеев А.А., кадастровый инженер Кулдашева А.В. в судебном заседании не участвовали, судом принимались все меры к их извещению.
Управление Росреестра по Республике Карелия, филиал ФБГУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия», администрация Коткозерского сельского поселения в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В письменном отзыве на иск представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия Нилова С.И. по доверенности оставила удовлетворение заявленных исковых требований на усмотрении суда, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, свидетеля, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым норма-тивным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (ч. 6 ст. 208 КАС РФ).
Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (п. 1); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликова-ния, государственной регистрации (если государственная регистрация данных норма-тивных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (п. 2); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (п. 3).
В силу ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В судебном заседании установлено, что Кривицкая В.И. является собственником 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером № и 1/2 доли на расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером № по адресу: ...., ...., .....
В ЕГРН содержаться сведения о земельном участке с кадастровым номе-ром №, местоположением: ...., д. .... ...., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 2 500 кв. м.
На указанный земельный участок зарегистрировано право общедолевой собственности по 1/2 доли за Кривицкой В.И. и Поповым В.И., граница земельного участка не установлена в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, в сведениях в ЕГРН отсутствуют значения координат характерных точек границы, определяющих его местоположение.
Сведения о земельном участке внесены в ГКН (ЕГРН) 12.03.2013 в соответствии с ч. 7 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от хх.хх.хх г. №, действовавших на момент внесения таких сведений, на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости № от хх.хх.хх г., выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от хх.хх.хх г., схемы земельного участка.
По сведениям ЕГРН в пределах границы земельного участка с кадастровым номером № расположен объект недвижимости - здание с кадастровым номером №, инвентарный №, местоположением: ...., д. Коткозеро, ...., назначение - жилое, наименование - жилой дом, количество этажей (в том числе подземных) - 1 этаж, материал стен - рубленные, площадь - 131,8 кв. м. На здание зарегистрировано право общей долевой собственности по 1/2 доли за Кривицкой В.И. (регистрационный № от хх.хх.хх г.), за Поповым В.И. (регистрационный № от хх.хх.хх г.).
Сведения о здании внесены в ГКН (ЕГРН) хх.хх.хх г. в соответствии с Порядком включения в государственных кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от хх.хх.хх г. №, на основании технического паспорта на жилой .... д. .... Республики Карелия, инвентарный №, переданного ГУП РК РГЦ «Недвижимость» в установленном порядке.
Также в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1 276 кв. м., местоположением: ...., ...., ...., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - малоэтажные жилые блокированные и многоквартирные дома с придомовыми участками, территориальная зона Ж2. Зона застройки малоэтажными жилыми домами.
В отношении указанного земельного участка зарегистрировано право общей долевой собственности за Анисимовой Л.Г. (№ от хх.хх.хх г.) - доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади квартиры по адресу: ...., ...., ...., за Алексеевой Л.В. (№ от хх.хх.хх г.) - доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади квартиры по адресу: ...., за Алексеевым А.А. (№ от хх.хх.хх г.) - доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади.
Граница земельного участка с кадастровым номером № установлена в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, в ЕГРН содержатся значения координат характерных точек границ, определяющих его местоположение.
Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № осуществлен хх.хх.хх г. в соответствии с Законом о регистрации по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество № КУВД-001/2020-5593447 от хх.хх.хх г., межевого плана от хх.хх.хх г., доверенности от хх.хх.хх г. №-н/10-2020-1-618.
Государственный кадастровый учет изменений в связи с исправлением реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером № осуществлен хх.хх.хх г. по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имуществ и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество № MFC-0122/2021-17920-1 (КУВД-001/2021-8314632) от хх.хх.хх г., межевого плана от хх.хх.хх г., протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 21.07.2020 № 1.
По сведениям ЕГРН в пределах границы земельного участка с кадастровым номером 10:14:0040107:211 расположен объект недвижимости - здание с кадастровым номером №, инвентарный №, местоположением: ...., ...., ...., назначение - многоквартирный дом, наименование - жилой дом, количество этажей (в том числе подземных) - 1 этаж, материал стен - рубленные, площадь - 145,8 кв. м.
В здании с кадастровым номером № расположены следующие объекты недвижимости:
- помещение с кадастровым номером №, назначение - жилое, наименование - квартира, площадь - 72,4 кв. м, на 1 этаже здания, номер на поэтажном плане 1. На указанное помещение зарегистрировано право общей долевой собственности в размере 1/2 доли за Анисимовой Л.Г. (регистрационный № от хх.хх.хх г.), в размере 1/2 доли за Анисимовым А.И. (регистрационный № от хх.хх.хх г.);
- помещение с кадастровым номером №, назначение - жилое, наименование - квартира, площадь - 73,4 кв. м, а на 1 этаже здания, номер на поэтажном плане 2. На указанное помещение зарегистрировано право общей долевой собственности в размере 1/2 доли за Алексеевым А.А. (регистрационный № от хх.хх.хх г.), в размере 1/2 доли за Алексеевой Л.В. (№-10/032-2020-2 от хх.хх.хх г.).
Сведения о здании с кадастровым номером №, а также о расположенных в нем помещениях с кадастровыми номерами № и №, внесены в ГКН (ЕГРН) хх.хх.хх г. в соответствии с Порядком включения в государственных кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от хх.хх.хх г. №, на основании технического паспорта на жилой .... д. .... Республики Карелия, инвентарный №, переданного ГУП РК РГЦ «Недвижимость» в установленном порядке.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу ч. 2-4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта, земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, а в слу-чае, если такой участок не сформирован до введения в действие ЖК РФ, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы госу-дарственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формиро-вании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, при том, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно ч. 5 ст. 16 данного Федерального закона со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для форми-рования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обра-щение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государст-венной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формиро-вания и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (поста-новление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 № 12-П).
Из взаимосвязанных положений п. 1 ст. 11.2, пп. 1 п. 1, пп. 4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Согласно ч. 1, п. 3 ч. 3, п. 2 ч. 4, ч. 5 и 6 ст. 41, п. 1 ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка проекта межевания территории как одного из видов документации по планировке территории осуществляется в обязательном порядке в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе установления границ земельных участков, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осу-ществляется только в соответствии с проектом межевания территории, при этом подго-товка проекта межевания территории осуществляется в виде отдельного документа без подготовки проекта планировки территории применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устой-чивому развитию территории, а подготовка проекта межевания территории осущест-вляется для определения местоположения границ образуемых земельных участков.
Кроме того, в силу взаимосвязанных положений ч. 1, 4, 5, 7, 8 ст. 45, ч. 1-5, 11-14 ст. 46 ГрК РФ подготовка и утверждение документации по планировке территории включает в себя совершение, в том числе органами местного самоуправления, ряда последовательных действий и принятие соответствующих актов, включая принятие решения о подготовке документации по планировке территории, являющегося основанием для подготовки документации по планировке территории.
Из содержания частей 1, 4, 5 ст. 45, ч. 1 и 3 ст. 46 ГрК РФ следует, что решение о подготовке документации по планировке территории должно содержать сведения о том, в отношении какой именно территории оно принимается.
Постановлением Администрации от 13.04.2020 № «Об утверждении проекта межевания территории» утвержден проект межевания территории под многоквартирным домом, расположенным по адресу: ...., ...., ...., разработанный ООО «РГЦ-Недвижимость».
Согласно протоколу от хх.хх.хх г. общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ...., д. Коткозеро, ...., собственники помещений приняли решение об исправлении кадастровой ошибки земельного участкас кадастровым номером № котором расположен многоквартирный дом, уполномочить на осуществление всех юридических и фактических действий во исполнение всех решений, в том числе на осуществление действий в органах власти от имени всех собственников, Алексееву Л.В.
В свою очередь Алексеева Л.В. хх.хх.хх г. обратилась в Администрацию с заявлением об утверждении проекта межевания территории под указанным многоквартирным жилым домом, в ответ на которое Администрация письмом от хх.хх.хх г. № сообщила, что заявление рассмотрено на заседании Комиссии по землепользованию и застройки Олонецкого национального муниципального района, по итогам которого составлен протокол от хх.хх.хх г. №, решено рекомендовать Главе Администрации назначить публичные слушания по рассмотрению заявления, принять решение об утверждении проекта межевания по результатам публичных слушаний.
Постановлением главы Олонецкого национального муниципального района от хх.хх.хх г. № «О проведении публичных слушаний по проекту межевания территории под многоквартирным домом»: утвержден текст оповещения о начале общественных обсуждений в форме публичных слушаний по проекту межевания территории под многоквартирным домом, расположенным по адресу: ...., ...., ...., с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г.; организатором публичных слушаний определена Администрация (комиссия по землепользованию и застройке МО «Олонецкий национальный муниципальный район»); утвержден порядок проведения общественных слушаний в соответствии с утвержденным решением Совета Олонецкого национального муниципального района от хх.хх.хх г. № «Об утверждении Порядка организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний на территории Олонецкого национального муниципального района»; предложения и замечания по проекту межевания территории рекомендовано направлять в письменном виде в уполномоченный орган с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. по адресу: .... дивизий, .... каб. 17.; председательствующим на публичных слушаниях и лицом, уполномоченным на подписание протокола общественных публичных слушаний и заключения о результатах общественных обсуждений назначена начальник отдела по распоряжению имуществом архитектуры и градостроительства УЭР Олонецкого района Калашникова Т.А.; решено опубликовать (разместить) оповещение о начале общественных обсуждений в форме публичных слушаний на официальном сайте Олонецкого национального муниципального района; решено разместить хх.хх.хх г. проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, на официальном сайте Олонецкого национального муниципального района.
Постановлением Администрации от хх.хх.хх г. № «Об утверждении проекта межевания территории» утвержден проект межевания территории под многоквартирным домом, расположенным по адресу: ...., ...., ...., разработанный кадастровым инженером Кулдашевым А.В.; признано утратившим силу постановление Администрации от 13.04.2020 № 303 «Об утверждении проекта межевания территории».
Таким образом, оспариваемым постановлением предусмотрена подготовка проекта межевания территории, расположенной под многоквартирным домом, расположенным по адресу: ...., ...., .....
Согласно ст. 1 ГрК РФ деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории, проект межевания территории (ст. 41 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 45, ч. 13 ст. 46 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа (глава местной администрации) утверждают документацию по планировке территории в границах поселений, городского округа, за исключением случаев, указанных в ч. 2-4.2, 5.2 ст. 45 ГрК РФ, с учетом особенностей, указанных в ч. 5.1 ст. 45 ГрК РФ.
Проект планировки территории и проект межевания территории подлежат обязательному опубликованию, что предусмотрено ч. 16 ст. 45 ГрК РФ.
Частью 1 ст. 4 ГрК РФ установлено, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения, в том числе, по территориальному планиро-ванию, градостроительному зонированию, планировке территории.
На основании ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В силу п. 3 ст. 1 ГрК РФ под устойчивым развитием территорий понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отноше-нии выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (ч. 1 ст. 42 ГрК РФ).
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (ч. 1 ст. 43 ГрК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для: определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроен-ных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположен-ного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осущест-вление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что отношения, возникающие при подготовке и принятии проекта межевания территории и проекта планировки территории, направлены на регулирование общественных отношений, так как градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что отражено в положениях ст. 42-46 ГрК РФ, регламентирующих вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории.
Из названных норм также следует, что проект планировки и проект межевания территории затрагивают интересы неопределенного круга лиц, поскольку распростра-няют свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а на круг лиц, объединенных общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определен-ной территории), касаются соответствующего круга государственных органов, органи-заций, учреждений, должностных лиц.
О направленности документации по планировке территории на регулирование общественных отношений с участием неопределенного круга лиц свидетельствует и то обстоятельство, что проект межевания территории подлежит обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (ст. 5.1, ч. 4 и 6 ст. 46 ГрК РФ).
При определении документации по планировке территории как нормативного правового акта следует также учесть, что она рассчитана на неоднократное применение, так как не носит разовый характер, не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда возникают обстоятельства, предусмотренные данной документацией, не содержит указания на конкретное событие, с наступлением которого связано издание правового акта. Названная документация определяет правила поведения, является обязательной к исполнению участниками данных правоотношений (например, обязанность выкупа объектов недвижимости для государственных либо муниципальных нужд, опреде-ление местоположения объектов федерального, регионального, местного значения).
Таким образом, проект планировки и проект межевания территории, а также акты органа местного самоуправления об их утверждении, отвечают признакам нормативного правового акта и принимаются компетентным органом в пределах полномочий.
В силу п. 35 ст. 1, ч. 1 ст. 41.1 ГрК РФ, приказа Минстроя России от 25.04.2017 № 738/пр «Об утверждении видов элементов планировочной структуры» (далее - приказ Минстроя России от 25.04.2017) документация по планировке территории осуществляется в отношении одного или двух элементов планировочной структуры, каковыми, в том числе, признаются район, микрорайон, квартал, территория садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, территория транспортно-пересадочного узла.
Вытекающее из п. 1 ст. 11.2, пп. 1 п. 1, пп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ императивное правило об образовании земельных участков посредством выдела из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обусловлено необходимостью комплексного установления границ участков, занимаемых многоквартирными домами, без получения согласований со всеми правообладателями всех многоквартирных домов, входящих в границы элемента планировочной структуры, с тем чтобы в последующем исключить возможные межевые споры с участием широкого круга лиц, а также соблюдением требований п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ.
Земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу: ...., ...., ...., не может быть признан ни одним из указанных в п. 35 ст. 1 ГрК РФ, в приказе Минстроя России от 25.04.2017 элементов планировочной структуры.
Из ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» также следует, что в соответствии с проектом межевания не может образовываться один земельный участок.
Таким образом, решение о подготовке проекта межевания территории может быть принято только в отношении элемента (одного или нескольких) планировочной структуры, включая район, микрорайон, квартал, но не в отношении одного земельного участка, занятого многоквартирным домом.
Кроме того, в соответствии с требованиями п. 1 ч. 5 ст. 43 ГрК РФ текстовая часть проекта межевания территории включает в себя, среди прочего, перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования.
В нарушение названной нормы оспариваемый проект межевания территории не содержит способы образования земельного участка, то есть является незаконным.
Подготовленный проект межевания территории, под многоквартирным жилым домом, как не отвечающий требованиям п. 35 ст. 1, п. 2 ч. 4 ст. 41, ч. 1 ст. 41.1, ч. 1 ст. 46 ГрК РФ, приказу Минстроя России от 25.04.2017, не мог быть вынесен на публичные слушания и, тем более, утвержден органом местного самоуправления.
Части 1 и 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также предусматривают, что по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что проект межевания территории под многоквартирным жилым домом №г по .... в д. .... Республики Карелия противоречит требованиям действующего законодательства, а также то, что решение о подготовке проекта межевания территории может быть принято только в отношении элемента (одного или нескольких) планировочной структуры, включая район, микрорайон, квартал, но не в отношении одного земельного участка, занятого многоквартирным домом, является незаконным и недействующим с момента издания постановление Главы администрации Олонецкого национального муниципального района от 03.11.2020 № 901 «Об утверждении проекта межевания территории».
К показаниям допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля Калашниковой Т.А., являющейся начальником отдела по распоряжению имуществом, архитектуры и градостроительства Администрации о том, что обжалуемое постановление основано на законе, суд относится критически, поскольку она является заинтересованным лицом со стороны Администрации, а ее доводы не соответствуют указанным выше нормам закона.
Доводы стороны административного ответчика и заинтересованных лиц Алексеевой Л.В., Алексеева А.А. о законности обжалуемого постановления основаны на ошибочном толковании норм законодательства.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180, 215-217 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Кривицкой Валентины Ивановны к администрации Олонецкого национального муниципального района удовлетворить.
Признать незаконным и недействующим с момента издания постановление Главы администрации Олонецкого национального муниципального района от 03.11.2020 № 901 «Об утверждении проекта межевания территории».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись) И.А. Курсов
Копия верна. Судья И.А. Курсов
Мотивированное решение суда изготовлено 22.03.2022.