Дело №
РЕШЕНИЕ
30 августа 2019г. <адрес>
Калининский районный суд <адрес>
в с о с т а в е :
Председательствующего судьи Разуваевой Е.А.
при секретаре Антипенко М.В.
рассмотрев жалобу председателя ТСЖ «Калинка» Свирского М.И., потерпевших – собственников жилых помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> Василькова Ю.К., Карабановой Л.В., Ращупкиной Т.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Афанасьева И.А. от 28.05.2019г. №, которым Товарищество собственников жилья «Калинка» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Афанасьева И.А. от 28.05.2019г. № Товарищество собственников жилья «Калинка» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 75 000 рублей.
В жалобе председателя ТСЖ «Калинка» Свирского М.И., поданной в Калининский районный суд <адрес> в порядке ст. 30.2 КоАП РФ, изложена просьба об отмене постановления по делу об административном правонарушении, прекращении производств по делу. В обосновании жалобы указано, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ подлежим отмене и прекращении производства по делу в соответствии с пп.1 п.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения, так как факт совершения правонарушения не подтвержден. ТСЖ «Калинка» организовано в соответствии с решением общего собрания собственников недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. С этого времени осуществляет свою деятельность по управлению в соответствии с Уставом ТСЖ и ЖК РФ, и другими нормативными актами. До настоящего времени проверки на соответствие МКД по <адрес> требованиям пожарной безопасности не проводились. В ходе проверки Государственным инспектором Мандровым С.В. были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые перечислены в Акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ Тем же Государственным инспектором было выдано Предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара. Срок исполнения Предписаний установлен до 01.03.2020г. Выявленные в ходе проверки нарушения пожарной безопасности не являются результатом виновных действий или бездействий со стороны ТСЖ «Калинка» по устранению или злостному уклонению по обязанности устранить выявленные нарушения. Поскольку виновность ТСЖ «Калинка» в выявленных нарушениях не доказана и не может вменяться ТСЖ «Калинка», а именно нарушение высоты эвакуационных выходов из-за прохождения коммуникационных труб (п.4 нарушений) и уменьшение дверного проема в подвальное помещение (п.3. нарушений) Государственным инспектором не было учтено, что дом введен в эксплуатацию в 2008 году и соответствовал требования пожарной безопасности, так как акт ввода в эксплуатацию подписывают и представители пожарного надзора. Установленный в Предписании №/ от ДД.ММ.ГГГГ срок на устранение выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, еще не истек, следовательно, вынесение Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении ТСЖ «Калинка», является преждевременным и не обоснованном в части определения субъекта административного правонарушения. Кроме того, в Предписании для устранения выявленных нарушений установлен срок для их устранения, по истечении, которого можно будет судить о совершении ТСЖ «Калинка» противоправных действий или бездействий по исполнению Предписания. Ориентировочная смета расходов на устранение нарушений составляет 500 000 (пятьсот тысяч) рублей которые необходимо будет собрать с собственников помещений в МКД за 6 месяцев и приступить к устранению нарушений пожарной безопасности, что бы не нарушить установленный срок. ТСЖ «Калинка» является некоммерческой организацией, существует только на денежные средства вносимые собственниками помещений на счет. Так как данные нарушения пожарной безопасности были выявлены по истечения срока гарантии на МКД, то в настоящее время собственники будут вынуждены нести дополнительные расходы на устранение недостатков указанных в Предписании Государственного инспектора.
Также на указанное постановление поступила жалоба потерпевших – собственников жилых помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> Василькова Ю.К., Карабановой Л.В., Ращупкина Т.В., в которой также изложена просьба о прекращении производства по делу и отмене обжалуемого постановления.
В судебном заседании представители лица, привлекаемого к административной ответственности, - Свирский М.И., Кассихина О.А., а также Васильков Ю.К., КарабановаЛ.В., Ращупкина Т.В. доводы жалобы поддержали.
Председатель ТСЖ «Калинка» Свирский М.И. суду пояснил, что в настоящее время предпринимаются меры по устранению выявленных нарушений.
Жалоба подана в установленный ч.1 ст.30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии постановления, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, материалы дела, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и ч. ч. 3 - 8 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности основываются как на Федеральном законе от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", так и на Конституции РФ, включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 38 того же Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ определено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Исходя из положений статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "О требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности), под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по надзору и контролю в сфере обеспечения пожарной безопасности является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на что прямо указано в п. 1 Положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года N 868.
Исходя из материалов дела в результате проведения плановой проверки в отношении объекта защиты – ТСЖ «Калинка» по адресу <адрес>, были выявлены нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, а именно в нарушение п. 38 табл. АЗ СП 5.13130.2009 Помещение правления не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, в нарушение п. 16 табл. 2 СП 3.13130.2009 Помещение правления не оборудовано системой оповещения о пожаре, в нарушение п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 Высота эвакуационных выходов в свету менее 1,9 м (дверные проемы помещений правления и обсуживающего персонала, выходы ведущие непосредственно наружу из подвала), в нарушение п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 Высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету менее 2 м (при движении из помещения правления и обсуживающего персонала высота ограничена коммуникационными трубами), в нарушение п. 5.1.2 СП 4.13130.2013 Для размещаемых в подвале помещений производственного, складского и технического назначения (мастерские, кладовые) не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с СП 12.13130, в нарушение п. 5.4.1, 5.4.7 СП 2.13130.2012 Помещения правления и обслуживающего персонала не выделены от помещений иного функционального назначения (подвала жилого дома) противопожарными стенами 1-го типа (заполнение дверных проемов), в нарушение п. 23 к) ППР РФ в лестничных клетках устроены кладовые, в нарушение п. 61 ППР в РФ на объекте отсутствует исполнительная документация на системы противопожарной защиты объекта (не предоставлены сертификаты соответствия на двери в машинное отделение лифтов, двери выхода на кровлю).
Факт совершения ТСЖ «Калинка» указанного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, в том числе актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № от 29.03.2019г. (л.д. 21-22), предписанием № об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (л.д. 19-20), а также протоколом об административном правонарушении № от 15.04.2019г. (л.д. 24-25), составленным государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору в отношении ТСЖ «Калинка», в котором подробно изложено место совершения административного правонарушения, существо правонарушения, указаны нормы закона, нарушение которых вменяется юридическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами ГУ МЧС России по <адрес> в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что имеющиеся в деле доказательства в их совокупности подтверждают тот факт, что при проведении 29.03.2019г. плановой выездной проверки ТСЖ «Калинка» установлены нарушения требований пожарной безопасности, приведенных в п. 38 табл. А.3, п. 13.3.2 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", п. 16 табл. 2 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией при пожаре", п. 4.2.5, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п. 5.1.2 СП 4.13130.2013 Свод правил. "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", п. 5.4.1, 5.4.7 СП 2.13130.2012 Свод правил "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", п. 23 «К», 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390.
В ходе рассмотрения жалобы сторона защиты не оспаривала сам факт наличия выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности в нежилых помещениях по адресу: <адрес>, представив суду документы, подтверждающие принятие мер по устранению выявленных главным инспектором по пожарному надзору нарушений, а именно по нарушению п. 5.4.1, 5.4.7 СП 2.13130.2012 Свод правил "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты" ТСЖ «Калинка» произведена покупка и монтаж дверей противопожарных ДПМ-01-Е160. Также в обеспечение исполнения п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 в суд предоставлены сертификаты соответствия на противопожарные металлические двери.
Одновременно, согласно представленному локальному сметному расчету №, ТСЖ «Калинка» проводятся мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушения п. 38 табл. А.3, п. 13.3.2 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", п. 16 табл. 2 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией при пожаре", по оборудованию помещений правления автоматической сигнализацией, системой оповещения о пожаре.
Проверив доводы стороны защиты относительно того, что положения СП 1.13130.2009 в части установления высоты эвакуационных выходов, высоты горизонтальных участков путей эвакуации не могут быть применены при проведении проверки в связи с тем, что дом по <адрес> был введен в эксплуатацию в 2008 году и согласно представленному в суд положительному заключению №/ГУ рабочий проект многоэтажного дома был рекомендован к утверждению заказчиком, было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, суд полагает их подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Так, в силу положений п. 4.2.5, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее: 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях. Высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев. Ширина выходов из лестничных клеток наружу, а также выходов из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее требуемой или ширины марша лестницы, за исключением специально оговоренных случаев. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Согласно положениям "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", действовавшим на дату ввода дома в эксплуатацию, высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее: 1,2 м - для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений класса Ф1 более 15 чел., из помещений других классов функциональной пожарной опасности - более 50 чел.; 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях. В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком. (п. 6.27) Высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.; 0,8 м - во всех остальных случаях. Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной или ширины марша лестницы, установленной в 6.29. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком. (п. 6.16)
Таким образом, суд полагает возможным сделать вывод, что к ТСЖ «Калинка» в данном случае не предъявляются более высокие требования, чем требования, действовавшие до момента вступления в силу СП 1.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями пожарной безопасности, действия ТСЖ «Калинка» правильно квалифицированы заместителем главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Обжалуемое постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Между тем, согласно ч. 1 ст. 20.4 КОАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Из материалов дела следует, что ранее ТСЖ «Калинка» к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекалось, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что председателем ТСЖ «Калинка» принимаются меры к устранению выявленных нарушений.
Исходя из положений ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, в связи с тем, что санкция ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает возможность назначение наказания в виде предупреждения, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины ТСЖ «Калинка», а также принятые для устранения выявленных нарушений меры, суд приходит к выводу, что назначенный штраф в размере 75 000 рублей не соразмерен установленным судом обстоятельствам и приведет к ограничению прав ТСЖ «Калинка», в связи с чем суд полагает в данной части постановление заместителя главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Афанасьева И.А. от 28.05.2019г. №, которым Товарищество собственников жилья «Калинка» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ изменить, назначив ТСЖ «Калинка» наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу председателя ТСЖ «Калинка», собственников помещений многоквартирного дома Василькова Ю.К., Карабановой Л.В., Ращупкиной Т.В. удовлетворить частично.
Постановление заместителя главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Афанасьева И.А. от 28.05.2019г. №, которым Товарищество собственников жилья «Калинка» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 75 000 рублей, изменить, назначив ТСЖ "Калинка" административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части названное постановление должностного лица оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы через Калининский районный суд <адрес>.
Судья /подпись/ Е.А. Разуваева
Подлинник решения находится в административном деле № Калининского районного суда <адрес>
Решение не вступило в законную силу «___» _______2019г.
Судья Е.А. Разуваева
Секретарь М.В. Антипенко