Дело № 2-558/2015 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2015 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Н.В. Гладких,
при секретаре Е.А. Городиловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю к Некоммерческому партнёрству «Спортивный клуб «Трудовые резервы» о ликвидации организации и исключении организации из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю обратилось к ответчику «Спортивный клуб «Трудовые резервы» с иском о ликвидации данного юридического лица и об его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование данных требований истец указал, что Некоммерческое партнёрство «Спортивный клуб «Трудовые резервы» зарегистрировано в качестве юридического лица. Некоммерческое партнёрство «Спортивный клуб «Трудовые резервы» не выполняет обязанности, установленные статьёй 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»: в период с 2012 по 2013 годы не представляло отчёт о деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества. Ответчику направлялось предупреждение о необходимости предоставления отчётов, которое не было исполнено. Не предоставление информации о деятельности указывает на то, что Некоммерческое партнёрство «Спортивный клуб «Трудовые резервы» является фактически недействующим юридическим лицом. Не предоставление сведений, установленных законом, является основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации.
Истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю не направило представителя в судебное заседание, извещено о времени и месте судебного разбирательства, направило в суд заявление о рассмотрении дела без участия его представителя, указав в нём о необходимости удовлетворения иска.
Ответчик Некоммерческое партнёрство «Спортивный клуб «Трудовые резервы» не направило представителя в судебное заседание, извещалась о месте и времени рассмотрении дела по известному адресам местонахождения: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц место нахождения ответчика зарегистрировано по указанному адресу.
Судебные повестки, направленные ответчику по данному адресу, возвращены в суд организацией почтовой связи в связи с истечением срока хранения почтового отправления.
Ответчик Некоммерческое партнёрство «Спортивный клуб «Трудовые резервы» не сообщило суду об ином местонахождении.
В силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
В соответствии со статьёй 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
Согласно части 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
На основании статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права своей волей и в своем интересе.
Многократная неявка в суд как волеизъявление стороны при ее надлежащем извещении, по мнению Европейского Суда по правам человека, не является нарушением права на личное участие в разбирательстве (Решение ЕСПЧ по делу «Б. против Российской Федерации» от 15 мая 2007 года).
По смыслу статей 35 и 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации личное участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью стороны.
С учетом положений статей 3, 154 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, подпункта «с» пункта 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, устанавливающих условие о необходимости рассмотрения гражданских дел судами в разумные сроки и без неоправданной задержки, а также положений статей 113-119 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, находит поведение ответчика, выражающееся в неполучении отправленного в его адрес судебного извещения, нарушением общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом.
При таком положении суд считает ответчика Некоммерческое партнёрство «Спортивный клуб «Трудовые резервы» извещённым о времени и месте судебного разбирательства.
На основании частей 3 и 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, если они не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик Некоммерческое партнёрство «Спортивный клуб «Трудовые резервы» не сообщило об уважительных причинах неявки своего представителя в судебное заседание и не просило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Руководствуясь статьями 6.1, 154 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие ответчика, при наличии имеющихся в материалах дела доказательствах.
Третье лицо Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 17 по Пермскому краю не направила в судебное заседание представителя, извещена о времени и месте судебного разбирательства, не представила возражений на иск.
Третьи лица Копытова Н.Н., Князева Е.С. и Красильников С.В. не явились в судебное заседание, извещены о времени и месте судебного разбирательства, не представили возражений на иск.
Суд, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.
Согласно статье 8 Федерального закона от 11 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческое партнерство является некоммерческой организацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13.1 Федерального закона от 11 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, в сфере территориального устройства Российской Федерации, организации местного самоуправления, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, взаимодействия с казачьими обществами, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.
В силу подпункта 30.10 пункта 7 указанного Положения Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
22 сентября 2009 года Некоммерческое партнёрство «Спортивный клуб «Трудовые резервы» зарегистрировано в качестве юридического лица, и имеет местонахождение по адресу: <адрес>, юридическому лицу присвоен идентификационный номер налогоплательщика №, что следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, учредительного договора и Устава (л.д.6-8, 32-38).
Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 11 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение – ежегодно.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 32 Федерального закона от 11 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Некоммерческая организация представляет указанные документы в уполномоченный орган (его территориальный орган) непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения.
В 2013 году и 2014 году Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю направляло в адрес Некоммерческого партнёрства «Спортивный клуб «Трудовые резервы» предупреждения от 31 октября 2013 года и от 20 мая 2014 года о необходимости представления отчёта о деятельности за 2011-2013 годы или заявление и информацию о продолжении деятельности за указанный период в порядке, предусмотренном пунктом 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также о возможности ликвидации организации в судебном порядке в случае неоднократного не предоставления сведений, предусмотренных статьёй 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Указанные предупреждения не получены Некоммерческим партнёрством «Спортивный клуб «Трудовые резервы» и были возвращены организацией почтовой связи в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю в связи с истечением срока хранения почтового отправления, что следует из соответствующих письменных предупреждений, почтовых конвертов (л.д.16-21).
На основании пункта 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно пункту 9.4 Устава Некоммерческого партнерства «Спортивный клуб «Трудовые резервы», утверждённого 03 августа 2009 года, партнёрство может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным частью 2 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (то есть по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции) Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом).
В силу пункта 9.10 данного Устава партнёрство считается ликвидированным с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
На основании пункта 1 и подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу пунктов 1 и 1.1 статьи 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится, уполномоченным органом или его территориальным органом.
Согласно пунктам 1 и 6 статьи 22 Федерального закона от 08 августа 2001года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Ответчик Некоммерческое партнёрство «Спортивный клуб «Трудовые резервы» не представило доказательства, подтверждающие исполнение обязанностей, установленных пунктами 3 и 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в том числе предоставление документов, содержащих отчет о своей деятельности, или заявление о продолжение своей деятельности в уполномоченный государственный орган в период с 2011 по 2013 годы.
Суд считает, что ответчик Некоммерческое партнёрство «Спортивный клуб «Трудовые резервы» фактически прекратило деятельность, поскольку в течение длительного времени не исполняло установленную законом обязанность по предоставлению информации в уполномоченный орган – Управление Министерства юстиции по Пермскому краю, то есть неоднократно допустило нарушения закона, право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом Министерству юстиции РФ или его территориальному органу.
При таких обстоятельствах суд считает, что имеются правовые основания для ликвидации ответчика Некоммерческого партнёрства «Спортивный клуб «Трудовые резервы», поэтому требования истца являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю удовлетворить.
Ликвидировать Некоммерческое партнёрство «Спортивный клуб «Трудовые резервы», зарегистрированное 22 сентября 2009 года в Едином государственном реестре юридических лиц, имеющее идентификационный номер налогоплательщика №.
Решение является основанием для исключения Некоммерческого партнёрства «Спортивный клуб «Трудовые резервы» из Единого государственного реестра юридических лиц.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского районного суда (подпись)
Справка
Решение принято в окончательной форме 25 февраля 2015 года
<данные изъяты>
Судья Гладких Н.В.