РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 августа 2014 года пос.Арсеньево
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Валицкой Л.В.,
при секретаре Телышевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Кондакова А.А. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» об обязании предоставления статуса «Ветеран труда» с выдачей соответствующего удостоверения,
установил:
Кондаков А.А. обратился в суд с заявлением к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» о предоставлении ему статуса «Ветеран труда» с выдачей удостоверения. В обоснование заявления указал, что он была награждена значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» с выдачей удостоверения на основании Постановления Совета Центросоюза РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О награждении работников потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации». Кондаков А.А. полагает, что данные обстоятельства служат основанием для присвоения ему звания «Ветеран труда», каковым он фактически является согласно ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ. «О ветеранах». Кондаков А.А. подал заявление с приложением соответствующих документов в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» о присвоении звания «Ветеран труда», но письмом № от ДД.ММ.ГГГГ директор учреждения «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» уведомила его о том, что значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» не может рассматриваться в качестве ведомственного знака отличия в труде и не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Кондаков А.А. считает, что отказ государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» в присвоении ему звания «Ветеран труда» противоречит положениям Конституции РФ, федеральному закону № «О Ветеранах», а также закону Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ № Кондаков А.А. просит обязать государственное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» предоставить ему звание «Ветеран труда».
В судебном заседании Кондаков А.А. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» в зал суда не явился, о времени, дате и месте судебного разбирательства уведомлен надлежаще и своевременно, в направленном заявлении просил дело рассмотреть в отсутствие представителя. В направленных возражениях исковые требования не признал, считает свои действия правомерными, ссылаясь на то, что определение «ведомственный знак отличия в труде» в законодательстве не дано, законных оснований для определения понятий «ведомство» «ведомственный знак» субъектам РФ не предоставлено, а на федеральном уровне отсутствует определение «ведомства» и классификатора (реестра) ведомственных и иных негосударственных наград, поэтому нагрудный знак «За доблестный труд в потребительской кооперации России», которым награжден Кондаков А.А., не является ведомственным знаком отличия, так как система потребительской кооперации Российской Федерации не осуществляет функции государственного управления какой-либо отраслью.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение истицы, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения гражданского дела в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав объяснения истца Кондакова А.А., исследовав письменные материалы, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О ветеранах» ветеранами труда признаются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (в ред. Федерального закона от 19.12.2005г. №163-ФЗ).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты данной категории граждан, в том числе ветеранов труда, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Звание «Ветеран труда» является федеральным званием. Единый образец удостоверения «Ветеран труда» утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об удостоверениях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах».
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» к полномочиям субъекта Российской Федерации отнесено установление порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» в связи, с чем принят Закон Тульской области. На основании Закона области в качестве документов к наградам (орденам, медалям, присвоенным почетным званиям СССР или Российской Федерации, ведомственным знакам отличия в труде), дающим право для присвоения звания “Ветеран труда”, принимаются подтверждающие награждение документы, выданные руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органов государственной власти Российской Федерации, либо уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций, в системе которых осуществлялась профессиональная деятельность претендента на установление указанного звания.
Кондаков А.А. на основании Постановления Совета Центросоюза РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О награждении работников потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации»» награжден значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России».
Указанное подтверждается также удостоверением о награждении Кондакова А.А. значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России».
Согласно записям в трудовой книжке истца он работает в системе потребительского общества и имеет на день обращения в суд трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости.
Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» в своем ответе за № от ДД.ММ.ГГГГ отказало Кондакову А.А. в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на то, что значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» не является ведомственной наградой, так как исходит не от органа государственного управления СССР, Российской Федерации.
Принимая во внимание, что федеральное законодательство, законодательство субъекта РФ (Тульская область) не содержит легального определения понятия «ведомственный знак отличия в труде», такого определения до настоящего времени не выработала практика конституционного судопроизводства, практика судов общей юрисдикции, поэтому применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти, на чем настаивает ответная сторона, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленным в нем категориям граждан, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они с отличием выполняли свои трудовые функции. Исходя из положений ст. ст. 1, 31 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах их союзах) в Российской Федерации» Центральный союз потребительских обществможет рассматриваться как центральное учреждение по отношению к нижестоящим союзам потребительских обществ, обладающее контрольными и распределительными функциями, решения которого имеют обязательный характер. Данные признаки характеризуют ведомство, как орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики (народного хозяйства).
Суд учитывает также, что до июня 2008 года Министерством труда РФ - отраслевым федеральным органом исполнительной власти - значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» рассматривался как ведомственный знак отличия в труде, дающий основания для присвоения звания «Ветеран труда», на что были ориентированы органы государственной власти, предприятия и организация (письма Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №). Несмотря на то, что данные письма не были зарегистрированы в органе юстиции, в результате их применения гражданам присваивалось звание «Ветеран труда», в том числе по основанию награждения значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России». Изменение практики применения положений п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» в смысле его ограниченного толкования, как это произошло в случае с Кондаковым А.А., ставит граждан, которым это звание присвоено ранее, в неравное, более выгодное положение по сравнению с гражданами, обращающимися в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время.
В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № по делу о проверке конституционности положений п.п. 10,11 и 12 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Конституционный суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой соблюдение в сфере пенсионного обеспечения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). По убеждению судебной коллегии, данная правовая позиция может быть распространена на отношения по поводу присвоения звания «Ветеран труда» и применима при рассмотрении настоящего дела. Конституционный Суд РФ также неоднократно указывал, что государство не может произвольно уменьшать обусловленный определенным статусом лицу, связанным с выполнением им публичных обязательств перед государством, объем социальных гарантий. Изменение ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, предсказуемость политики в социальной сфере (постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, определение от ДД.ММ.ГГГГ №, определение от ДД.ММ.ГГГГ №).
Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для них прав, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2,18,19 (часть 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
По вышеприведенным доводам отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» в присвоении Кондакову А.А. звания «Ветеран труда» нельзя признать законным, обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198,199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Кондакова А.А. удовлетворить.
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Арсеньевского района» присвоить Кондакову А.А. звание «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месячного срока через Одоевский районный суд.
Судья Л.В. Валицкая