дело № 21-560/2019
РЕШЕНИЕ
12 ноября 2019 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Козырецком В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Х.В.А. на постановление заместителя начальника управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 11 февраля 2019 года и решение судьи Саракташского районного суда Оренбургской области от 7 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Новочеркасское охотничье хозяйство»,
установил:
постановлением заместителя начальника Управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 11 февраля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Саракташского районного суда Оренбургской области от 7 мая 2019 года, общество с ограниченной ответственностью «Новочеркасское охотничье хозяйство» (далее - ООО «Новочеркасское охотничье хозяйство», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Оренбургского областного суда от 26 июня 2019 года постановление должностного лица от 11 февраля 2019 года и решение судьи районного суда от 7 мая 2019 года отменены, производство по делу прекращено на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Постановлением заместителя председателя Оренбургского областного суда от 30 сентября 2019 года решение судьи Оренбургского областного суда от 26 июня 2019 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Оренбургский областной суд.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, законный представитель юридического лица Х.В.А. просит об отмене состоявшихся по делу решений и прекращении производства по делу.
В возражениях должностное лицо административного органа полагает, что постановление о привлечении общества к административной ответственности и решение судьи районного суда является законными и обоснованными.
Законный представитель ООО «Новочеркасское охотничье хозяйство» директор Х.В.А., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не заявлено, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Карамышева Е.М., поддержавшего доводы жалобы, допросив в качестве свидетеля должностное лицо, вынесшее постановление, К.Н.Ю., прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Частью 4 ст. 8.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусматривалось административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Из материалов дела следует, что 21 ноября 2018 года в ходе патрулирования государственного лесного фонда было установлено, что на лесном участке, расположенном в 4,1 км. юго-западнее от села Новочеркасск, Саракташского района, Оренбургской области, в квартале № г-лед № Гипсового участкового лесничества ГКУ «Беляевское лесничество», арендатором лесных участков ООО «Новочеркасское охотничье хозяйство» произведена распашка верхнего плодородного слоя почвы на сенокосных угодьях на площади 0,31 га. На лесном участке, расположенном в 2,9 км юго-западнее от села Новочеркасск, Саракташского района, Оренбургской области в квартале 17 выдел 13 Гипсового участкового лесничества ГКУ «Беляевское лесничество».
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом 21 ноября 2018 года определения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
По результатам проведенного расследования выявлено, что обществом произведена распашка плодородного слоя почвы на сенокосных угодья на площади 0.6 га. Согласно проекту освоения лесов от 2014 года кормовое поле должно находиться в квартале 8 выдел 20 Гипсового участкового лесничества ГКУ «Беляевское лесничества».
На основании чего должностное лицо пришло к выводу о привлечении ООО «Новочеркасское охотничье хозяйство» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Судья районного суда, рассматривая жалобу на постановление должностного лица от 11 февраля 2019 года, пришел к выводу о законности и обоснованности данного постановления.
Между тем судьей районного суда при принятии решения не учтено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ предусмотрено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
В силу положений ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Как следует из представленных материалов, 21 ноября 2018 года должностным лицом административного органа вынесено определение о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ.
В рамках административного расследования должностным лицом Беляевского участкового лесничества проводились мероприятия, требующие значительных временных затрат. В том числе об истребовании правоустанавливающих документов юридического лица, расположенного на территории г. Оренбурга, опрос лиц, с целью установления причастности к совершению административного правонарушения юридического лица.
По результатам административного расследования, возбужденного по ст. 7.9 КоАП РФ, 11 декабря 2018 года в отношении ООО «Новочеркасское охотничье хозяйство» составлен протокол и вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Таким образом, исходя из системного толкования положений статей 29.5 и 30.1 КоАП РФ, если по делу проводилось административное расследование, то жалоба подлежит рассмотрению по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Местом нахождения органа, проводившего административное расследование – ГКУ «Беляевское лесничество», является с. Беляевка, ул. Степная, д. №, что относиться к юрисдикции Беляевского районного суда Оренбургской области.
Как следует из ч. 4 ст. 30.2 КоАП РФ, в случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.
Данное обстоятельство судьей Саракташского районного суда Оренбургской области при вынесении решения от 7 мая 2019 года оставлено без внимания.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 3 июля 2007 года N 623-О-П и от 15 января 2009 года N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки ч. 1 ст. 47 и ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу ч. 1 ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Учитывая изложенное, решение судьи Саракташского районного суда Оренбургской области подлежит отмене.
При этом оснований для направления дела об административном правонарушении по подведомственности в Беляевский районный суд Оренбургской области не имеется, по следующим основаниям.
Довод защитника о том, что общество не было извещено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, заслуживает внимания. Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя свидетельствует о наличии оснований для ее удовлетворения.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, частями 1 и 3 ст. 28.6 названного Кодекса.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Из вышеприведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении сведений составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В его отсутствие протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Из материалов данного дела об административном правонарушении усматривается, что 11 декабря 2018 года в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, при этом указано, что представители общества уведомлены должным образом на составление протокола, но не явились, копия протокола направлена ООО «Новочеркасское охотничье хозяйство» (л.д. 2-3 административного материала).
Однако в материалах дела имеется извещение, адресованное ООО «Новочеркасское охотничье хозяйство» о необходимости явиться в ГКУ «Беляевское лесничество» 11 декабря 2018 года для составления административного протокола в отношении общества по ст. 7.9 КоАП РФ (л.д. 26 административного материала).
Согласно уведомлению данное извещение направлено Х.А.В. по адресу: г. Оренбург, ул. Яицкая, д. №. Почтовая корреспонденция получена Х.А.В. 27 ноября 2018 года (л.д. 28 административного материала).
Из выписки ЕГРЮЛ общества усматривается, что юридическое лицо расположено по адресу: г. Оренбург, ул. Яицкая, д. №, однако руководителем общества является Х.В.А.
Таким образом, представитель общества приглашался для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ, данное извещение адресовано и вручено лицу, не являющемуся законным представителем. Сведений о том, что Х.А.В. уполномочен на получение корреспонденции в отношении юридического лица, материалы дела не содержат.
Сведения об извещении законного представителя юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ в материалах дела отсутствуют, протокол составлен в отсутствие законного представителя юридического лица. Присутствующим в заседании должностным лицом административного органа указанные обстоятельства не отрицались.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом административного органа с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ. Нарушение порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности влечет нарушение права этого лица на защиту.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 названного Кодекса не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и признание данного доказательства недопустимым. Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности этого лица в совершении противоправного деяния.
Кроме того, согласно материалам дела должностное лицо и судья первой инстанции пришли к выводу о совершении ООО «Новочеркасское охотничье хозяйство» административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, на основании объяснений П.С.А., которые являются недопустимыми доказательствами по делу, поскольку П.С.А. не были разъяснены положения ст. 25.6 КоАП РФ и последний не был предупрежден об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ. Обеспечить явку данного свидетеля в судебное заседание при рассмотрении настоящей жалобы не представилось возможным, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о месте жительства свидетеля, его анкетные данные.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя начальника управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 11 февраля 2019 года и решение судьи Саракташского районного суда Оренбургской области от 7 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, в отношении общества подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Ввиду наличия оснований, влекущих безусловное прекращение производства по делу, судья не входит в обсуждение иных доводов жалобы заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 7 ░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░. 8.25 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 3 ░. 1 ░░. 30.7 ░░░░ ░░ - ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 30.12 - 30.19 ░░░░ ░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░