2-6842/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2016 года г. Уфа
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Абдуллина Р.Р.,
при секретаре Г.А.А.,
с участием представителя истца И.А.Я. – Р.З.А. (доверенность в деле),
представителя ответчика Администрации ГО <адрес> РБ – Б.М,С. (доверенность в деле),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.А.Я. к ОАО «<данные изъяты>», Администрации ГО <адрес> о признании права на приватизацию комнаты,
УСТАНОВИЛ:
И.А.Я. обратился в суд с иском к ОАО «<данные изъяты>», Администрации ГО <адрес> о признании права на приватизацию комнаты, в обоснование заявленных требований указав на то, что И.А.Я. проживает в комнате № общежития ОАО "<данные изъяты>", принадлежащей ему на праве собственности в порядке приватизации здания общежития в марте ДД.ММ.ГГГГ <адрес> постоянно, открыт лицевой счет, имущество, мебель в комнате принадлежит ему. Истец обратился с заявлением к руководителю ответчика - ОАО "<данные изъяты>" с просьбой разрешить (дать согласие) на приватизацию комнаты в которой он проживает. На свое обращение он получил письменный отказ. Ранее истец не участвовал в приватизации жилых помещений, своим правом не воспользовался. В связи с тем, что ответчик не дает согласия на приватизацию комнаты, где проживаю, вынужден обратиться в суд за защитой своих прав. Здание общежития по <адрес> является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу положения Постановления ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, поэтому оно может рассматриваться как объект муниципальной собственности, независимо от того оформлено ли это в установленном порядке. При акционировании ОАО "<данные изъяты>" обязано было передать здание общежития по <адрес> в муниципальную собственность. Просит признать за И.А.Я. право собственности в порядке приватизации на комнату №,, <адрес>, в <адрес>, РБ.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика – Администрации ГО <адрес> в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Истец И.А.Я. в судебное заседание не явился, в деле участвует его представитель.
Представитель ответчика ОАО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении требований отказать, поскольку здание общежития принадлежит им на праве собственности.
Представитель третьего лица ПАО «<данные изъяты>» в судебное заседание также не явился, представил письменное возражение, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно справке о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> И.А.Я. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ гг.
Письмом ОАО «<данные изъяты>» в приватизации комнаты И.А.Я., было отказано в связи с тем, что здание по <адрес> г. Уфы в реестрах государственного и муниципального имущества не зарегистрировано и принадлежит ОАО «<данные изъяты>» на праве собственности.
Согласно уведомлению об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правах И.А.Я. на объекты недвижимого имущества на территории РБ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Право на бесплатную приватизацию жилого помещения истцом не использовано, что подтверждается справкой <данные изъяты> городского филиала ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно копии лицевого счета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность И.А.Я. за жилищно-коммунальные услуги по адресу: <адрес> составляет <данные изъяты> руб. + пени <данные изъяты> руб.
В соответствии с ч.1 ст.9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Ответчики как субъекты гражданских правоотношений вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, прекращение, изменение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с ч.1 ст.92 ЖК РФ, жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. В соответствии со ст.18 указанного Закона, жилищный фонд закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», в ст. 18 названного Закона внесены изменения в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе, и права на приватизацию жилья.
Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утрат. силу с 29 марта 2003 года Указом Президента РФ от 26 марта 2003 года № 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта. Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в ст. 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность. При приватизации имущественного комплекса Уфимского электролампового завода в 1993 г., общежитие, в котором проживает истец, не подлежало включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной нормы закона следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом, отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 апреля 2011 года № 4-П, нормы ЖК РФ о договоре социального найма применяются к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниям и после 1 марта 2005 года (даты введения в действие ЖК РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.
Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в приложении 3, а именно - жилищный и нежилой фонд независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Постановлением Правительства РФ от 07 марта 1995 года № 235 утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, которым определены порядок и условия передачи указанных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов и муниципальную собственность. В соответствии с п.2 указанного Положения, передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий и не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий.
Здание общежития по <адрес> является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу положения постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1, поэтому оно может рассматриваться, как объект муниципальной собственности, независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Поскольку здание общежития подлежало передаче в муниципальную собственность, на правоотношения между гражданами, проживающими в этом общежитии, и предприятием распространяются положения Жилищного кодекса РФ. Поэтому, с учетом всех обстоятельств по делу, суд считает необходимым признать за И.А.Я. право собственности на спорную комнату в порядке приватизации.
Таким образом, исковые требования И.А.Я. к ОАО «<данные изъяты>», Администрации ГО <адрес> РБ о признании права на приватизацию комнаты подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
░░░ ░.░.░. ░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░.░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ №, <░░░░░>, ░ <░░░░░>, ░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░