Дело № 2-337/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
поселок Пряжа 23 сентября 2013 года
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кемпинен И.С.,
при секретаре Нестеровой О.В.,
с участием представителя Администрации Пряжинского национального муниципального района Костина С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Спеллер Н.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Спеллер Н.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ подала в Администрацию Пряжинского национального муниципального района заявление о предоставлении земельного участка, расположенного в <адрес>, кадастровый квартал №, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ получила ответ исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ей было отказано в предварительном согласовании места размещения объекта. Считает, что решение Администрации Пряжинского национального муниципального района, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, незаконно, нарушает ее право на обеспечение выбора земельного участка, предусмотренное ст. 31 ЗК РФ. На основании изложенных в заявлении обстоятельств, в порядке ст. ст. 254, 258 ГПК РФ, Спеллер Н.В. просит суд признать незаконным решение Администрации Пряжинского национального муниципального района, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №: обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района осуществить по заявлению Спеллер Н.В. действия, предусмотренные ст. 31 ЗК РФ, а именно: обеспечить выбор земельного участка, оформить акт о выборе земельного участка для строительства с приложением утвержденной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта; обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района осуществить по заявлению Спеллер Н.В. действия, предусмотренные ст. 30.1 ЗК РФ, опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, в случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступят, принять решение о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в аренду Спеллер Н.В.
В судебное заседание заявитель Спеллер Н.Н. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ранее в адресованном суду ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ просила о рассмотрении дела без ее участия, на требованиях настаивала (л.д. 14).
Представитель Администрации Пряжинского национального муниципального района Костин С.Б., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-16).
Выслушав объяснения представителя Администрации Пряжинского национального муниципального района, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в том числе нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ст. 246 ГПК РФ).
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (ст. 249 ГПК РФ).
Согласно п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009г. № 2 (в ред. От 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 3 ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). При этом приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Спеллер Н.В. обратилась в Администрацию Пряжинского национального муниципального района с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (назначение объекта: для ведения личного подсобного хозяйства). В заявлении было указано назначение объекта, предполагаемое место размещения, ориентировочная площадь земельного участка, испрашиваемое право. К заявлению прилагалась схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, что подтверждается представленными в дело документами.
Администрация Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия ДД.ММ.ГГГГ (ответ получен заявителем ДД.ММ.ГГГГ) направила в адрес Спеллер Н.В. письмо №, в котором указала, что в соответствии с п. 11 ст. 30 Земельного кодекса РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки утверждены решением Совета <данные изъяты> сельского поселения ХХХХ111 сессии 11 созыв № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем Спеллер Н.В. было отказано в согласовании места размещения земельного участка в <адрес>.
Анализируя заявление Спеллер Н.В., суд приходит к выводу о том, что направив в адрес Администрации Пряжинского национального муниципального района заявление об обеспечении выбора земельного участка для дальнейшего предоставления его в аренду в порядке, предусмотренном ст. 30 ЗК РФ, заявитель фактически выразила свою волю на получение данного земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. Обозначенная заявителем цель использования испрашиваемого земельного участка не исключает возможности осуществления возведения или строительства жилого дома, поскольку земельный участок располагается в населенном пункте (в <адрес>), и в силу ст. 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" является приусадебным.
Таким образом, Администрация должна была рассмотреть поступившее заявление и принять по заявлению соответствующее решение.
Между тем, обозначенное выше письмо Администрации по существу содержит в себе отказ в разрешении вопроса о предоставлении заявителю в аренду земельного участка, в связи с чем указанным письмом Администрации созданы препятствия заявителю в реализации ее прав на приобретение в аренду испрашиваемого земельного участка.
Принимая во внимание, что заявителем испрашивается земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в населенном пункте, т.е. приусадебный земельный участок, суд приходит выводу о том, что предоставление такого земельного участка должно осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 30 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка возможно без предварительного согласования места размещения объектов. В целях проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, необходимо проведение работ по формированию земельного участка. Перечень мероприятий, которые должны быть совершены в рамках проведения работ по формированию земельного участка, предусмотрен положениями п. 4 ст. 30 ЗК РФ. При этом суд, проанализировав положения ст. 30 ЗК РФ, считает, что обязанность по формированию земельных участков, испрашиваемых гражданами для целей, связанных со строительством, лежит на Администрации.
В заявлении об обжаловании решения органа местного самоуправления Спеллер Н.В. указала, что обращалась в Администрацию района с заявлением о предоставлении земельного участка в <адрес> в аренду для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебного земельного участка), предполагающего в силу ст. 4 ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", в том числе возможность возведения жилого дома (строительство), то есть выразила свое намерение приобрести земельный участок в аренду в порядке, предусмотренном ст. 30 ЗК РФ, что предполагало необходимость рассмотрения Администрацией этого заявления по правилам ст. 30 ЗК РФ и совершение предусмотренных данной нормой закона действий, в т.ч. проведение работ по формированию земельного участка.
В силу п. 4 ст. 30, ст. 30.1 ЗК РФ публикации сообщения о проведении торгов предшествует проведение работ по формированию земельного участка. Таким образом, требование об обязании Администрации района совершить действия, предусмотренные п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, заявлено преждевременно.
Оценивая представленные суду доказательства, принимая во внимание, что работы по формированию испрашиваемого земельного участка после поступления заявления Спеллер Н.В. Администрацией Пряжинского национального муниципального района проведены не были, суд приходит выводу о частичном удовлетворении заявления Спеллер Н.В. и необходимости возложения на Администрацию обязанности устранить нарушение прав заявителя путем проведения работ по формированию земельного участка согласно поданному Спеллер Н.В. заявлению от ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района устранить нарушение прав заявителя путем проведения работ по формированию земельного участка согласно поданному Спеллер Н.В. заявлению от ДД.ММ.ГГГГ
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Администрации Пряжинского национального муниципального района в пользу Спеллер Н.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий И.С. Кемпинен
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение по делу составлено 27.09.2013 г.