Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-3561/2019 от 28.11.2019

Судья Сандуляк С.В.      Дело № 33а-3561/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 декабря 2019 г.                        г. Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Сабаевой И.Н.,

судей Георгиновой Н.А. и Циркуновой О.М.,

при секретаре Алешиной Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орлу к Бутенко Андрею Андреевичу о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,

по апелляционной жалобе инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орлу на решение Заводского районного суда города Орла от 7 октября 2019 г., которым в удовлетворении вышеуказанного административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сабаевой И.Н., объяснения представителя ИФНС по г. Орлу Королеву А.Е., поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя административного ответчика Бутенко А.А. - Бутенко С.Л., полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

Административный истец – инспекция Федеральной налоговой службы по городу Орлу (далее – ИФНС России по г. Орлу) обратился в суд с административным иском к Бутенко А.А. о взыскании задолженности по налогам и пени.

В обоснование заявленных требований указывалось на то, что Бутенко А.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Орел, ул. <...> и транспортного средства марки «<...>», государственный регистрационный знак <...>.

Налоговый орган исчислил в отношении вышеуказанного имущества транспортный налог за 2016 г. в размере 4 480 рублей и земельный налог за 2015 г. в размере 101 094 рублей и соответствующие налоговые уведомления № 26394166 от 30 августа 2017 г. со сроком уплаты до 1 декабря 2017 г. и № 85349309 от 15 августа 2018 г. со сроком уплаты до 5 июля 2019 г. были направлены в адрес налогоплательщика.

Транспортный налог за 2016 г. и земельный налог за 2015 г. Бутенко А.А. уплачен не был, в связи с чем, налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены требования № 4036 по состоянию на 17 января 2018 г. об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 4 480 рублей и пени в размере 31,6 рублей со сроком уплаты до 28 февраля 2018 г. и № 30848 по состоянию на 19 июля 2018 г. об уплате недоимки по земельному налогу в размере 101 094 рублей и пени в размере 317,60 рублей со сроком уплаты до 28 августа 2018 г., которые исполнены не были.

Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Бутенко А.А. вышеуказанной задолженности.

Определением мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного района г. Орла от 3 декабря 2018 г. судебный приказ от 19 ноября 2018 г. был отменен.

Поскольку транспортный налог административным ответчиком был уплачен, с учетом уточненных исковых требований, административный истец просил суд взыскать с Бутенко А.А. задолженность по земельному налогу за 2015 г. в размере 101 094 рублей и пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 317,60 рублей, а всего 101 411 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца – ИФНС России по г. Орлу Квартина Е.М. поддержала заявленные требования.

Административный ответчик Бутенко А.А. и его представитель Бутенко С.Л. возражали против удовлетворения заявленных требований.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Орлу просит решение районного суда отменить и вынести по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что первоначальные начисления по земельному налогу за 2015 г. были аннулированы налоговым органом, в связи с тем, что сформированное сводное налоговое уведомление не было направлено в адрес налогоплательщика в силу технической ошибки.

Обращает внимание на то, что налоговым органом было произведено аннулирование начислений по налоговому уведомлению № 157833951 от 10 апреля 2017 г. и требованию № 14871 по состоянию на 3 июля 2017 г. с целью соблюдения досудебного порядка, в связи с чем, налоговым органом было сформировано и направлено в адрес налогоплательщика новое налоговое уведомление от 15 мая 2018 г. об уплате земельного налога за 2015 г., которое исполнено не было и новое требование по состоянию на 19 июля 2018 г. об уплате налога и пени, которое также не исполнено.

Таким образом, обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога и пени, изменилась после направления нового уведомления и требования, так как предыдущие начисления аннулированы.

Полагает, что налоговым органом соблюден шестимесячный срок обращения в суд с административным иском, поскольку судебный приказ был отменен 3 декабря 2018 г., а в суд административный истец обратился 3 июня 2019 г.

Административный ответчик Бутенко А.А., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представил, о причинах неявки не сообщил.

При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.

Согласно пункту 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

На основании пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации (пункт 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (часть 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течении которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает систему гарантий соблюдения прав налогоплательщиков при реализации установленной статьей 48 процедуры принудительного исполнения налоговой обязанности, предусматривающую обязанность ее соблюдения.

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иными нормативным правовым актом (часть 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из материалов административного дела следует, что административный ответчик Бутенко А.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Орел, ул. <...> (л.д. 21-22).

Налоговый орган исчислил в отношении указанного земельного участка земельный налог за 2015 г. в размере 101 094 рублей и соответствующее уведомление № 157833951 от 10 апреля 2017 г. о необходимости его уплаты до 2 июня 2017 г. направил административному ответчику (л.д. 122).

Земельный налог за 2015 г. Бутенко А.А. до указанной даты уплачен не был, в связи с чем, налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено требование № 14871 по состоянию на 3 июля 2017 г. об уплате земельного налога в размере 101 094 рублей и пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 860,98 рублей (л.д. 123).

Поскольку вышеуказанное требование административным ответчиком исполнено не было, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

29 января 2018 г. мировым судьей судебного участка №2 Железнодорожного района города Орла вынесен судебный приказ о взыскании с Бутенко А.А. вышеуказанной задолженности, который определением мирового судьи от 8 февраля 2018 г. отменен по заявлению Бутенко А.А. (л.д. 126-127, 128, 129-130).

В этой связи, при рассмотрении дела судом установлено, что в нарушение абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган не обратился в суд в течении шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа с административным иском о взыскании с административного ответчика Бутенко А.А. земельного налога за 2015 г. и пени за несвоевременную уплату земельного налога.

Из материалов дела также усматривается, что налоговым органом повторно 15 мая 2018 г. было сформировано и направлено в адрес административного ответчика налоговое уведомление № 85349309 об уплате земельного налога за 2015 г. в размере 101 094 рублей, со сроком уплаты до 5 июля 2018 г. (л.д. 9).

Земельный налог до указанной даты Бутенко А.А. уплачен не был, в связи с чем, налоговым органом в адрес административного ответчика повторно было направлено требование № 30848 по состоянию на 19 июля 2018 г. об уплате земельного налога в размере 101 094 рублей и пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 317,60 рублей (л.д. 14).

Неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате вышеуказанной недоимки, послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа (л.д. 110-112).

19 ноября 2018 г. мировым судьей судебного участка №2 Железнодорожного района города Орла вынесен судебный приказ о взыскании с Бутенко А.А. задолженности, который определением мирового судьи от 3 декабря 2018 г. отменен по заявлению Бутенко А.А. (л.д. 113-114, 115, 116-117).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 479-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращения в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о невозможности принудительного взыскания налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, и указал на то, что несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, отметив, что на дату обращения с административным исковым заявлением налоговый орган утратил право на принудительное взыскание суммы задолженности по налогу в связи с пропуском установленного шестимесячного срока после отмены судебного приказа (определение об отмене судебного приказа по первоначальному требованию от 8 февраля 2018 г.), а также на непредставление налоговым органом доказательств уважительности пропуска срока, а, следовательно, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Вместе с тем, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что налоговое уведомление № 85349309 от 15 мая 2018 г. и требование № 30848 по состоянию на 19 июля 2018 г., на основании которых административный истец исчисляет срок для обращения в суд с вышеуказанным административным иском, являлись повторными, поскольку выставлялись по тому же виду налога, за тот же налоговый период и в том же размере.

При этом судебная коллегия отмечает, что действующее налоговое законодательство не предусматривает возможности направления налогоплательщикам повторных налоговых уведомлений и требований.

Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Орловского областного суда

определил:

решение Заводского районного суда города Орла от 7 октября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекция Федеральной налоговой службы по городу Орлу – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

Судья Сандуляк С.В.      Дело № 33а-3561/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 декабря 2019 г.                        г. Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Сабаевой И.Н.,

судей Георгиновой Н.А. и Циркуновой О.М.,

при секретаре Алешиной Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орлу к Бутенко Андрею Андреевичу о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,

по апелляционной жалобе инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орлу на решение Заводского районного суда города Орла от 7 октября 2019 г., которым в удовлетворении вышеуказанного административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сабаевой И.Н., объяснения представителя ИФНС по г. Орлу Королеву А.Е., поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя административного ответчика Бутенко А.А. - Бутенко С.Л., полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

Административный истец – инспекция Федеральной налоговой службы по городу Орлу (далее – ИФНС России по г. Орлу) обратился в суд с административным иском к Бутенко А.А. о взыскании задолженности по налогам и пени.

В обоснование заявленных требований указывалось на то, что Бутенко А.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Орел, ул. <...> и транспортного средства марки «<...>», государственный регистрационный знак <...>.

Налоговый орган исчислил в отношении вышеуказанного имущества транспортный налог за 2016 г. в размере 4 480 рублей и земельный налог за 2015 г. в размере 101 094 рублей и соответствующие налоговые уведомления № 26394166 от 30 августа 2017 г. со сроком уплаты до 1 декабря 2017 г. и № 85349309 от 15 августа 2018 г. со сроком уплаты до 5 июля 2019 г. были направлены в адрес налогоплательщика.

Транспортный налог за 2016 г. и земельный налог за 2015 г. Бутенко А.А. уплачен не был, в связи с чем, налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены требования № 4036 по состоянию на 17 января 2018 г. об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 4 480 рублей и пени в размере 31,6 рублей со сроком уплаты до 28 февраля 2018 г. и № 30848 по состоянию на 19 июля 2018 г. об уплате недоимки по земельному налогу в размере 101 094 рублей и пени в размере 317,60 рублей со сроком уплаты до 28 августа 2018 г., которые исполнены не были.

Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Бутенко А.А. вышеуказанной задолженности.

Определением мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного района г. Орла от 3 декабря 2018 г. судебный приказ от 19 ноября 2018 г. был отменен.

Поскольку транспортный налог административным ответчиком был уплачен, с учетом уточненных исковых требований, административный истец просил суд взыскать с Бутенко А.А. задолженность по земельному налогу за 2015 г. в размере 101 094 рублей и пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 317,60 рублей, а всего 101 411 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца – ИФНС России по г. Орлу Квартина Е.М. поддержала заявленные требования.

Административный ответчик Бутенко А.А. и его представитель Бутенко С.Л. возражали против удовлетворения заявленных требований.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Орлу просит решение районного суда отменить и вынести по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что первоначальные начисления по земельному налогу за 2015 г. были аннулированы налоговым органом, в связи с тем, что сформированное сводное налоговое уведомление не было направлено в адрес налогоплательщика в силу технической ошибки.

Обращает внимание на то, что налоговым органом было произведено аннулирование начислений по налоговому уведомлению № 157833951 от 10 апреля 2017 г. и требованию № 14871 по состоянию на 3 июля 2017 г. с целью соблюдения досудебного порядка, в связи с чем, налоговым органом было сформировано и направлено в адрес налогоплательщика новое налоговое уведомление от 15 мая 2018 г. об уплате земельного налога за 2015 г., которое исполнено не было и новое требование по состоянию на 19 июля 2018 г. об уплате налога и пени, которое также не исполнено.

Таким образом, обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога и пени, изменилась после направления нового уведомления и требования, так как предыдущие начисления аннулированы.

Полагает, что налоговым органом соблюден шестимесячный срок обращения в суд с административным иском, поскольку судебный приказ был отменен 3 декабря 2018 г., а в суд административный истец обратился 3 июня 2019 г.

Административный ответчик Бутенко А.А., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представил, о причинах неявки не сообщил.

При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.

Согласно пункту 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

На основании пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации (пункт 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (часть 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течении которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает систему гарантий соблюдения прав налогоплательщиков при реализации установленной статьей 48 процедуры принудительного исполнения налоговой обязанности, предусматривающую обязанность ее соблюдения.

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иными нормативным правовым актом (часть 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из материалов административного дела следует, что административный ответчик Бутенко А.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Орел, ул. <...> (л.д. 21-22).

Налоговый орган исчислил в отношении указанного земельного участка земельный налог за 2015 г. в размере 101 094 рублей и соответствующее уведомление № 157833951 от 10 апреля 2017 г. о необходимости его уплаты до 2 июня 2017 г. направил административному ответчику (л.д. 122).

Земельный налог за 2015 г. Бутенко А.А. до указанной даты уплачен не был, в связи с чем, налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено требование № 14871 по состоянию на 3 июля 2017 г. об уплате земельного налога в размере 101 094 рублей и пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 860,98 рублей (л.д. 123).

Поскольку вышеуказанное требование административным ответчиком исполнено не было, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

29 января 2018 г. мировым судьей судебного участка №2 Железнодорожного района города Орла вынесен судебный приказ о взыскании с Бутенко А.А. вышеуказанной задолженности, который определением мирового судьи от 8 февраля 2018 г. отменен по заявлению Бутенко А.А. (л.д. 126-127, 128, 129-130).

В этой связи, при рассмотрении дела судом установлено, что в нарушение абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган не обратился в суд в течении шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа с административным иском о взыскании с административного ответчика Бутенко А.А. земельного налога за 2015 г. и пени за несвоевременную уплату земельного налога.

Из материалов дела также усматривается, что налоговым органом повторно 15 мая 2018 г. было сформировано и направлено в адрес административного ответчика налоговое уведомление № 85349309 об уплате земельного налога за 2015 г. в размере 101 094 рублей, со сроком уплаты до 5 июля 2018 г. (л.д. 9).

Земельный налог до указанной даты Бутенко А.А. уплачен не был, в связи с чем, налоговым органом в адрес административного ответчика повторно было направлено требование № 30848 по состоянию на 19 июля 2018 г. об уплате земельного налога в размере 101 094 рублей и пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 317,60 рублей (л.д. 14).

Неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате вышеуказанной недоимки, послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа (л.д. 110-112).

19 ноября 2018 г. мировым судьей судебного участка №2 Железнодорожного района города Орла вынесен судебный приказ о взыскании с Бутенко А.А. задолженности, который определением мирового судьи от 3 декабря 2018 г. отменен по заявлению Бутенко А.А. (л.д. 113-114, 115, 116-117).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 479-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращения в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о невозможности принудительного взыскания налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, и указал на то, что несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, отметив, что на дату обращения с административным исковым заявлением налоговый орган утратил право на принудительное взыскание суммы задолженности по налогу в связи с пропуском установленного шестимесячного срока после отмены судебного приказа (определение об отмене судебного приказа по первоначальному требованию от 8 февраля 2018 г.), а также на непредставление налоговым органом доказательств уважительности пропуска срока, а, следовательно, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Вместе с тем, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что налоговое уведомление № 85349309 от 15 мая 2018 г. и требование № 30848 по состоянию на 19 июля 2018 г., на основании которых административный истец исчисляет срок для обращения в суд с вышеуказанным административным иском, являлись повторными, поскольку выставлялись по тому же виду налога, за тот же налоговый период и в том же размере.

При этом судебная коллегия отмечает, что действующее налоговое законодательство не предусматривает возможности направления налогоплательщикам повторных налоговых уведомлений и требований.

Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Орловского областного суда

определил:

решение Заводского районного суда города Орла от 7 октября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекция Федеральной налоговой службы по городу Орлу – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

1версия для печати

33а-3561/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ИФНС России по г. Орлу
Ответчики
Бутенко Андрей Андреевич
Суд
Орловский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
12.12.2019Судебное заседание
16.12.2019Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее