Дело № 2-355/2015
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 апреля 2015 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Петухове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ереминой ФИО5 к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
У С Т А Н О В И Л:
Еремина Е.С. обратилась в суд с исковым заявлением к МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района", в котором просит признать незаконными отказ ответчика в предоставлении земельного участка и обязать его утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Требования иска мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Еремина Е.С. обратилась в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного в <адрес>. По результатам рассмотрения заявления ей было отказано в предоставлении участка в связи с его оформлением по ранее поданному заявлению. С указанным ответом не согласна, поскольку он противоречит действительности и действующему законодательству.
В судебном заседании представитель истицы Толстихина Ю.М. заявленные требования поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные вышеизложенному, пояснив также, что до настоящего времени испрашиваемый истицей участок не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, следовательно, свободен от прав третьих лиц.
Представитель ответчика МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем, руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, с учетом согласия представителя истца, суд находит возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица – администрации Элитовского сельсовета, надлежаще извещенный о времени и мете рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав представителя истицы и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст. 28 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду,
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 ЗК РФ).
В период возникших спорных правоотношений между заявительницей и органом местного самоуправления до дня вступления в силу изменений в Земельный кодекс РФ, внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" действовала предыдущая редакция ст.34 ЗК РФ.
Как установлено ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Аналогичный порядок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории предусмотрен ст. 11.10 Земельного кодекса РФ (в редакции ЗК РФ от 01.03.2015 года).
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ года Еремина Е.С. обратилась администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 4 года земельного участка примерной площадью 1500 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в <адрес>, являющегося смежным по отношению к участку с кадастровым номером №.
При этом к заявлению приложены копия паспорта заявительницы, схема расположения испрашиваемого земельного участка на публичной кадастровой карте, тем самым истицей соблюден предусмотренный статьей 36 Земельного кодекса РФ порядок обращения в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что истицей соблюден предусмотренный статьей 36 Земельного кодекса РФ порядок обращения в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Ответом от 09.04.2014 года МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» сообщило Ереминой Е.С. о том, что для подготовки ответа в адрес администрации Элитовского сельсовета направлен запрос, сообщено о том, что ответ по существу заявления будет дан Ереминой Е.С. после получения истребованной информации.
18.06.2014 года МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" сообщило Ереминой Е.С. о невозможности предоставления испрашиваемого ею земельного участка, поскольку он был согласован к предоставлению по ранее поданному заявлению иного лица.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих наличие исключительных прав третьих лиц на испрашиваемый заявителем земельный участок на момент обращения Ереминой Е.С. в орган местного самоуправления, в материалах дела не имеется; такие доказательства ответчиком суду не представлены.
Само по себе обращение иных лиц с аналогичными заявлениями не свидетельствует о наличии у них прав на участок и, как следствие, не является основанием для отказа в рассмотрении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Оспариваемый истицей ответ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» не мотивирован, в нем отсутствуют ссылки на какие-либо нормативные акты.
Согласно ст. 34 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015 года), процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состояла из следующих этапов:
1) подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления;
2) утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
3) выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет;
4) принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо бесплатно либо о передаче его в аренду;
5) заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Таким образом, формирование земельного участка и утверждение схемы его расположения является первоначальным этапом, целью которого выступает определение границ участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади участка по сравнению с параметрами, ориентировочно приведенными в заявлении.
Выполнение указанных действий, а равно и возложение обязанности по их осуществлению, не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления претенденту земельного участка, автоматического возникновения у последнего права на него, поскольку, согласно ст. 34 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, решение о передаче надела в собственность или в аренду принимается только по получении кадастрового паспорта земельного участка.
Это обусловлено тем, что права на данное имущество как на самостоятельный объект гражданских прав может возникнуть в том случае, если он в установленном законом порядке создан и индивидуализирован в качестве объекта недвижимости.
Анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности, суд считает, что отказ МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" в удовлетворении требований Ереминой Е.С., содержащихся в поданном ею заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным.
При разрешении требований Ереминой Е.С. об обязании МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, суд учитывает, что формирование земельного участка и утверждение схемы его расположения является первоначальным этапом, целью которого выступает определение границ участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади участка по сравнению с параметрами, ориентировочно приведенными в заявлении.
Выполнение указанных действий, а равно и возложение обязанности по их осуществлению, не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления заявителю земельного участка и автоматического возникновения у заявителя прав на него, поскольку решение о передаче участка в собственность или в аренду принимается только по получении кадастрового паспорта земельного участка.
Учитывая, что основания, по которым МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" отказало Ереминой Е.С. в предоставлении ей земельного участка, признаются судом несостоятельными, суд считает необходимым восстановить нарушенное право истицы путем возложения на МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» обязанности утвердить и выдать Ереминой Е.С. схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории согласно поданного ею заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ереминой ФИО6 удовлетворить.
Признать незаконным отказ МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" в предоставлении Ереминой ФИО7 земельного участка в аренду, согласно поданного ею заявления от ДД.ММ.ГГГГ
Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» утвердить и выдать Ереминой ФИО8 схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории по адресу: <адрес>, согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда.
Решение в окончательной форме изготовлено 13.04.2015 года.
Председательствующий: