РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01.10.2019 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Курмаевой А.Х.,
при секретаре судебного заседания Бердинской А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3500/19 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России №16 по Самарской области к Кочетковой Т.Е. о взыскании задолженности по налогу,
установил:
МИФНС России №16 по Самарской области обратилась в суд с административным иском о взыскании задолженности по земельному налогу, указав, что Кочеткова Т.Е. является налогоплательщиком указанного налога в рассматриваемый налоговый период дата, в связи с наличием объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом согласно п. 4 ст. 85 НК РФ. Соответственно у налогоплательщика возникла обязанность уплаты обязательных платежей, в связи с чем, налоговым органом на основании п. 2 ст. 52 НК РФ в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок установленный законодательством о налогах и сборах. Однако в установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога от дата №..., данное требование об уплате налога получено Ответчиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 НК РФ и п. 6 ст. 69 НК РФ. В установленный срок должник указанные требования об уплате налога не исполнил, в связи с чем, взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки, производится налоговым органом в судебном порядке согласно п. 1 ст. 48 НК РФ. Инспекция обратилась к Мировому судье судебного участка №... Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа. дата Мировым судьей судебного участка №... Самарской области был вынесен судебный приказ по административному делу №... о взыскании с Кочетковой Т.Е. задолженности по налогам и сборам. дата определением Мирового судьи судебного участка №... Самарской области судебный приказ отменен. Просит взыскать с гр. Кочетковой Т.Е. *** задолженность в сумме 203731 руб., в том числе: земельный налог за дата в размере 203731 руб.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции ФНС №16 по Самарской области не явился, о слушании дела извещен, в ходатайстве указал о рассмотрении дела в его отсутствие, иск поддерживает.
Административный ответчик Кочеткова Т.Е. в судебное заседание не явилась, до начала заседания направила в адрес суда письменные возражения на заявленные требования, в которых указала, что требования не признает, поскольку налоговым органом несвоевременно выявлена недоимка по налогу и пропущен срок для выставления требования плательщику, в связи чем, просит отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, дело просит рассмотреть в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).
В соответствии со ст.ст. 394, 397 НК РФ ставки земельного налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу устанавливаются органами местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что МИФНС России №16 по Самарской области направила в адрес Кочетковой Т.Е. уведомление №... от дата о необходимости уплаты земельного налога за дата в размере 375 357 руб. в срок до дата. Земельный налог начислен в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: №...
Кроме того, Межрайонной Инспекцией ФНС России № 16 по Самарской области направлялось требование за №... по состоянию на дата, в котором рассчитана сумма задолженности по налогу в размере 203 731 руб. руб. и предоставлен срок для погашения задолженности до дата.
Однако, Кочетковой Т.Е. обязательства, указанные в требовании, не были выполнены, доказательств, подтверждающих погашение ответчиком задолженности по налогам в деле не имеется.
В письменных возражениях на заявленные требования, административный ответчик ссылается на то, что налоговым органом несвоевременно выявлена недоимка по налогу и пропущен срок для выставления требования налогоплательщику.
Административный истец Межрайонная инспекция ФНС России №16 по Самарской области в письменных пояснениях на возражения административного ответчика указывает, что днем выявления недоимки по налогу является дата, на основании чего в этот же день в отношении налогоплательщика выставлено требование о взыскании недоимки №... от дата.
Суд не принимает во внимание данные доводы административного истца по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как следует из разъяснений п. 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при применении статьи 70 Налогового кодекса РФ судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа).
С учетом изложенного в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 Кодекса, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.
Из материалов дела следует, что уведомлением о необходимости уплаты земельного налога №... от дата административному ответчику был установлен срок для уплаты до дата.
С учетом вышеизложенного, налоговым органом недоимка должна быть выявлена по истечении установленного срока для уплаты налога, то есть дата. С указанной даты подлежит исчислению предусмотренный п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ срок для направления инспекцией налогоплательщику требования об уплате налога.
Между тем, из материалов дела следует, что требование №... об уплате земельного налога было сформировано по состоянию на дата, то есть, с нарушением установленного п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ трехмесячного срока.
Доказательств соблюдения вышеуказанного порядка взыскания земельного налога за дата административным истцом суду не представлено. Требование об уплате недоимки по земельному налогу за дата выставлено спустя 3 года, каких-либо мер принудительного взыскания недоимки по налогу за спорный период не предпринималось до мая 2019 года.
Из материалов дела следует, что определением мирового судьи судебного участка №... Октябрьского судебного района Самарской области от дата отменен судебный приказ от дата о взыскании с Кочетковой Т.Е. в пользу МИФНС России №16 по Самарской области задолженности по земельному налогу за дата в размере 203 731 руб., а также суммы государственной пошлины в размере 2 618,65 руб.
Таким образом, налоговый орган при отсутствии оснований для перерасчета земельного налога за дата, установленных статьей 54 Налогового кодекса Российской Федерации, в результате несвоевременного совершения действий, предусмотренных статьями 69, 70, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, включая в налоговое уведомление от дата №... повторно расчет земельного налога за указанный налоговый период, фактически продлил совокупный срок принудительного взыскания задолженности по налогу за дата, который исчисляется в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания земельного налога за дата, в связи с нарушением порядка и сроков принудительного взыскания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
Административный иск Межрайонной инспекции ФНС России №16 по Самарской области к Кочетковой Т.Е. о взыскании задолженности по земельному налогу, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.о. Самара в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.
В окончательном виде решение суда изготовлено 02.10.2019г.
Судья: подпись Курмаева А.Х.
.
.
.