24RS0023-01-2020-000222-06
Дело № 12-15/2020
Р Е Ш Е Н И Е
17 сентября 2020 года с. Казачинское
Судья Казачинского районного суда Красноярского края Кидяева Е.С.,
При секретаре Лыткиной Н.А.,
с участием помощника прокурора Казачинского района Ворсина И.В.,
рассмотрев ходатайство прокурора Казачинского района Кайнова Ю.Г. о восстановлении срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении № от 22.05.2020 г. государственного инспектора по охране леса отдела по лесному и пожарному надзору краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Игнатова Н.Г.,
и протест прокурора Казачинского района Кайнова Ю.Г. на постановление по делу об административном правонарушении № от 22.05.2020 г. государственного инспектора по охране леса отдела по лесному и пожарному надзору краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Игнатова Н.Г.,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Казачинского района обратился в суд с протестом, в котором просит отменить как незаконное и необоснованное постановление № от 22.05.2020 г. государственного инспектора по охране леса отдела по лесному и пожарному надзору краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Игнатова Н.Г., которым прекращено производство по делу об административном правонарушении по факту возникновения лесного пожара в квартале № выделе <данные изъяты> Кемского сельского участкового лесничества КГБУ «Казачинское лесничество», предусмотренном ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Требования протеста мотивированы тем, что согласно материалу административного расследования, 18.04.2020 г. на территории Казачинского района в квартале <данные изъяты> Кемского сельского участкового лесничества КГБУ «Казачинское лесничество» в результате неосторожного обращения с огнем местным населением возник лесной пожар №. В соответствии с актом о пожаре и справкой руководителя КГБУ «Казачинское лесничество» ФИО2 в результате лесного пожара потерь древесины нет, ущерб лесам не причинен. Вместе с тем, согласно акту осмотра, государственным инспектором Игнатовым Н.Г. установлено, что в результате лесного пожара огнем пройдено 5,5 га., средняя высота нагара на деревьях 1,5 метров, единичные деревья породы сосна повреждены лесным пожаром до 4 метров, что влечет прекращение их роста. Из расчета объема древесины, пострадавшей от лесного пожара и перечетной ведомости деревьев от 08.05.2020 г. следует, что в результате пожара уничтожено 4 дерева породы сосна. Указанное свидетельствует о наличии ущерба, причиненного лесному фонду. Вместе с тем, расчет ущерба отсутствует. Возникшие по поводу наличия либо отсутствия ущерба лесному фонду противоречия в ходе административного расследования не устранены. Кроме того, несмотря на наличие в материалах дела сведений о наступлении последствий в виде уничтожения лесных насаждений в результате лесного пожара, решение о направлении материалов проверки в органы государственного пожарного надзора для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам ст. 261 УК РФ не принято и в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении отсутствие необходимости принятия такого решения не мотивировано. Кроме того, в период административного расследования государственным инспектором не принято мер по установлению и опросу свидетелей произошедшего лесного пожара, не опрошены сотрудники КГАУ Лесопожарный центр, осуществляющие тушение пожара. Инспектором необоснованно принято решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава, поскольку прекращение производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения допускается только в отношении конкретного лица и лишь после установления его личности. В материалах расследования сведения о лице, совершившее административное правонарушение – отсутствуют. На основании изложенного, прокурор обратился в суд с настоящим протестом, просит постановление отменить и направить материалы дела на новое рассмотрение в КГКУ «Лесная охрана».
Одновременно прокурор Казачинского района обратился в суд с ходатайством, в котором просит восстановить срок обжалования приведенного выше постановления, мотивировав свое ходатайство тем, что оспариваемое постановление и материалы проверки в прокуратуру Казачинского района КГКУ «Лесная охрана» направлены не были. 28.05.2020 г. данные материалы были истребованы прокурором для дачи оценки на предмет законности и обоснованности принятого процессуального решения и поступили в прокуратуру Казачинского района лишь 08.06.2020 г. В свою очередь, до поступления материалов проверки и их изучения невозможно было сделать вывод о законности и обоснованности принятого процессуального решения.
В судебном заседании помощник прокурора Казачинского района Ворсин И.В. поддержал заявленное ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления № от 22.05.2020 г., а также протест по основаниям, изложенным в нем.
В судебное заседание представитель КГКУ «Лесная охрана» не явился, извещен, о причинах неявки в суд не уведомил, каких-либо ходатайств не заявлял.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
Согласно п. 3 ч. 1 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В силу ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
При этом, согласно ст. 30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.
На основании ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного данной нормой, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Согласно представленным доказательствам, 08.06.2020 г. в прокуратуру Казачинского района, в ответ на запрос прокурора Казачинского района от 28.05.2020 г., из КГКУ Лесная охрана» поступили материалы административных расследований, в том числе по лесному пожару №.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что о принятом процессуальном решении по факту лесного пожара № прокурору стало известно лишь в июне 2020 г., суд полагает ходатайство прокурора Казачинского района удовлетворить и восстановить срок обжалования постановления об административном правонарушении № от 22.05.2020 г.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении помимо иных обстоятельств подлежат выяснению наличие наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 4 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Ответственность по данной статье закона наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В этих случаях закон не связывает ответственность с наступлением какого-либо экологического или имущественного ущерба.
В свою очередь, уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности – влекут уголовную ответственность, предусмотренную ст. 261 УК РФ, а нарушения правил пожарной безопасности, совершенные в заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы и других особо охраняемых государством природных территориях и повлекшие причинение значительного ущерба, влекут уголовную ответственность по ст. 262 УК РФ.
Судом установлено, что 20.04.2020 г. руководителем КГКУ «Казачинское лесничество» составлен акт о лесном пожаре, согласно которому 18.04.2020 г. в 16 час. 20 мин. был обнаружен лесной пожар в квартале <данные изъяты> Кемского сельского участкового лесничества СПК Кемское Казачинского лесничества на расстоянии 2,7от нас. пункта Дудовка, площадь пожара составила 5,5 га., на месте возникновения пожара обнаружен пал сухой травы, в качестве причины пожара указано неосторожное обращение с огнем местным населением, лесной пожар был ликвидирован 18.04.2020 г. в 20 час. 30 мин. Казачинской ПХС КГАУ «Лесопожарный центр». В результате пожара потери древесины отсутствуют, ущерб лесному фонду не причинен.
Материалы по лесному пожару были направлены руководителем КГКУ «Казачинское лесничество» руководителю КГКУ «Лесная охрана».
Определением государственного инспектора отдела лесного и пожарного надзора КГКУ «Лесная охрана» Игнатова Н.Г. от 24.04.2020 г. было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ по факту лесного пожара на территории государственного лесного фонда в квартале 24 выделе 20 Кемского сельского участкового лесничества КГБУ Казачинское лесничество з/п СПК Кемское, назначено административное расследование, сроком 01 месяц.
На основании акта о лесном пожаре от 20.04.2020 г. № государственный инспектор отдела лесного и пожарного надзора КГКУ «Лесная охрана» Игнатов Н.Г. совместно с лесничим Кемского сельского участкового лесничества ФИО5 произвел осмотр участка лесного фонда пройденный лесным пожаром № в квартале № выделе 20 КГБУ «Казачинское лесничество» Кемское сельское участковое лесничество, в результате осмотра установлено:
- место пожара находится в 2,7 км. от населенного п. Дудовка на склоне, имеет состав насаждений 9С1Б+ОС, а также молодняк данных пород. Возраст древостоя – 45 лет. Средняя высота – 18-20 м. Средний диаметр 22 см. Площадь пожара – 5,5 га. покрытая лесом. Средняя высота нагара на деревьях до 1,5 м. Единичные деревья породы сосна повреждены пожаром до 4 м., влекущее прекращение роста данных деревьев. Лесная подстилка пройденная огнем, обгорела значительно местами. Предметов или веществ, способствующих возникновению пожара – не обнаружено. Следов техники или какой-либо деятельности человека – не обнаружено. Мест разведения костров не обнаружено.
К акту приложена перечетная ведомость деревьев, в которой указано количество поврежденных в результате пожара деревьев: сосна – 4.
На фототаблице к акту зафиксирован погибший в результате пожара хвойный молодняк.
В материалах дела об административном правонарушении имеется также расчет объема древесины, пострадавшей от лесного пожара, составленный государственным инспектором Игнатовым Н.Г., согласно которому приведены характеристики поврежденных деревьев: порода, диаметр ствола на высоте 1,3 м., объем ствола в куб.м. и общий объем в куб.м.
Постановлением по делу об административном правонарушении № от 22.05.2020 г. производство делу об административном правонарушении по факту возникновения лесного пожара в квартале 24 выделе 20 Кемского сельского участкового лесничества КГБУ Казачинское лесничество по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ прекращено по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Согласно данному постановлению, производство по делу прекращено в связи с неустановлением субъекта, совершившего деяние, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ.
Исследовав представленные в суд КГКУ «Лесная охрана» материалы административного производства, суд приходит к выводу о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом с нарушением требований ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
При рассмотрении дела должностным лицом не выяснены все обстоятельства, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Так, имеющиеся в материалах административного производства документы содержат противоречивые сведения относительно того, причинен ли ущерб лесному фонду или нет, повреждены или уничтожены ли деревья в результате пожара или нет.
Руководитель КГБУ «Казачинское лесничество» ФИО6 при составлении акта № о лесном пожаре указывает на то, что в результате пожара потерь древесины нет и ущерб лесам не причинен.
Вместе с тем, при осмотре места возникновения пожара установлено, что имеются деревья, которые повреждены пожаром, причем данные повреждения повлекли прекращение роста деревьев. По результатам осмотра деревьев государственным инспектором составлен расчет объема древесины, пострадавшей от лесного пожара. В свою очередь, какого-либо расчета ущерба, причиненного лесному фонду в результате пожара, при производстве по делу об административном правонарушении не произведено, в материалах дела об административном правонарушении такой расчет отсутствует.
Согласно объяснению Игнатова Н.Г. от 01.06.2020 г. расчет ущерба он составлял приблизительно, всю территорию лесных пожаров он не проходил, расчет полностью не производил, просто зафиксировал факт наличия на деревьях повреждений.
Суд отмечает, что установление факта уничтожения или повреждения деревьев в результате пожара будет иметь значение для правильной квалификации деяния: административное правонарушение, либо уголовно наказуемое деяние.
При этом, какие-либо сведения о направлении материалов для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам ст. 261 УК РФ отсутствуют.
Кроме того, как правильно указано в протесте, делая вывод в обжалуемом постановлении о том, что не установлено лицо, совершившее деяние, предусмотренное ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, государственный инспектор Игнатов Н.Г. при производстве по делу об административном правонарушении, не принял каких-либо мер к установлению данного лица путем установления и опроса свидетелей (с учетом того, что место пожара расположено вблизи населенного пункта), сотрудников КГАУ Лесопожарный центр, которые осуществляли тушение пожара.
Таким образом, административное расследование было проведено не полно, мер по выяснению лиц, причастных к возникновению пожара и причин его возникновения не принято.
Допущенные процессуальные нарушения являются безусловным основанием для отмены постановления № от 22.05.2020 г. государственного инспектора по охране леса отдела по лесному и пожарному надзору краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Игнатова Н.Г.
Согласно п. 4 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление № от 22.05.2020 г. государственного инспектора по охране леса отдела по лесному и пожарному надзору краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Игнатова Н.Г. - отменить.
Материалы административного дела возвратить на новое рассмотрение в краевое государственное казенное учреждение «Лесная охрана».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Казачинский районный суд Красноярского края в течение 10 дней.
Председательствующий – судья Е.С. Кидяева