Дело № 2-961/2014 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кумертау 02 июля 2014 года
Кумертауский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Газимуллиной Л.А.,
с участием помощника прокурора города Кумертау Кочетовой И.С.,
представителя заявителя Рискулова И.Р. – адвоката Чепурова Д.В.,
представителя заинтересованного лица Тухватуллина Р.Я.,
при секретаре Султановой Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рискулова И.Р. об оспаривании в части постановления Администрации городского округа <...> РБ <...> от <...>,
УСТАНОВИЛ:
Рискулов И.Р. обратился в суд с заявлением об оспаривании в части постановления Администрации городского округа <...> РБ <...> от <...>, мотивируя свое требование тем, что пунктом 1 постановления ответчика <...> от <...> «О принятии на учёт детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (с изменениями внесёнными постановлением 2210 от 22.11.2013г.) он вместе с другими лицами был признан нуждающимся в жилом помещении как ребёнок-сирота согласно пп. 3 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Пунктом 2 того же постановления он вместе с другими лицами был включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Постановлением ответчика <...> от <...> в пункт 1 и 2 вышеуказанного постановления были внесены изменения, по сути которых он был исключён из числа лиц, нуждающихся в жилом помещении как ребёнок-сирота и, был исключён из соответствующего списка. Данное постановление было получено им на руки в начале апреля <...> года с сопроводительным письмом ответчика от <...>. Считает постановление ответчика <...> от <...> в части исключения его из числа лиц, нуждающихся в жилом помещении, как ребёнка-сироту, и исключения его из соответствующего списка незаконным. Основанием для принятия оспариваемого постановления указан протест прокурора <...> от <...> № 3д-<...>. В протесте указаны следующие обстоятельства, которые, по мнению, прокурора, лишают его права на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения: «Рискулов И.Р. <...> г.р. и Д.. <...> г.р. являются лицами из числа детей-сирот в связи со смертью их родителей. Согласно архивным сведениям они проживали в доме с родителями в д. <...> <...> РБ, откуда выехали на учебу и службу в СА, в последующем на работу. Дом являлся совхозным. В учетных делах отсутствуют сведения о закреплении жилья за Рискуловыми, либо о том, что они нуждаются в жилом помещении. Нет сведений о состоянии указанного дома, его принадлежности. Между тем, имеются сведения о том, что Д.. <...> г.р. на основании договора купли-продажи <...> приобрел в собственность квартиру общей площадью 44,8 кв.м.; где в настоящее время зарегистрированы 5 человек: он, жена, двое детей и внучка. Рискулов И.Р. <...> г.р. на основании договора купли-продажи с ипотекой в силу закона от <...> приобрел в собственность квартиру общей площадью 40 кв.м, где зарегистрированы 4 человека: он, жена и двое детей. Таким образом, принадлежащие на праве собственности Д.. и Рискулову Р.И. жилые помещения не находились у них в пользовании в несовершеннолетнем возрасте, в связи с чем указанные граждане не относятся к категории лиц, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по основаниям п.п.3 п. 2 Порядка. Кроме того, решение о принятии на учет А., Рискулова И. Р. и Д. в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принято органом местного самоуправления с нарушением п. 9 Порядка в отсутствие мотивированного заключения комиссии о признании факта невозможности проживания Рискуловых в ранее занимаемых жилых помещениях». По смыслу перечисленных обстоятельств и выводов прокурора <...> он не имеет права на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку: принадлежащее ему на праве собственности в настоящее время жилое помещение не находилось у него в пользовании в несовершеннолетнем возрасте; отсутствует мотивированное заключение комиссии о признании факта невозможности проживания его в ранее занимаемых жилых помещениях. Полагает, что данные выводы основаны на неправильном толковании норм материального права, а также без учёта иных обстоятельств, не указанных в протесте прокурора. Пунктом 1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено: «Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений». Согласно пп. 3 п. 4 ст. 8 того же Закона: «Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:.. . 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с п. 5 ст.8 того же Закона: «Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации». Механизм организации работы по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, определен Порядком установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденным постановлением Правительства РБ от 27 09.2013 <...> (далее Порядком). В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Порядка: «Проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:.. .3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на, одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот». Согласно п.9 Порядка: «На основании мотивированного заключения комиссии о признании факта невозможности (возможности) проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях издается соответствующий: муниципальный правовой акт органа местного самоуправления». На момент принятия ответчиком постановления <...> от <...> «О принятии на учёт детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях» он проживал вместе с членами своей семьи в ранее приобретённой по договору купли-продажи с ипотекой в силу закона с оформлением закладной от <...> двухкомнатной квартире общей площадью 40 кв.м, жилой площадью 27,4 кв.м. по адресу: <...> - <...>. В состав его семьи входили: его супруга Б., сын Рискулов Р.И., дочь Г. Таким образом, на каждого из них приходилось по 10 кв.м общей площади или 6,85 кв. жилой площади, то есть менее учётной нормы, установленной для <...> в размере 12 кв.м, и, соответственно, он нуждался в улучшении жилищных условий. В улучшении жилищных условий он также нуждался на протяжении всей жизни с момента приобретения статуса «Ребёнок-сирота» и до приобретения вышеуказанной квартиры. Так, <...> умер его отец Д. <...> умерла его мать К. Решением Исполкома Кумертауского <...> Совета народных депутатов БАССР <...> от <...> ему и его братьям С. и Я. была назначена опекуном бабушка - Л. Решением того же Исполкома <...> от <...>. опекунство над ним было переоформлено на М. С <...> по <...> он находился на полном государственном обеспечении в Кумертауской средней школе-интернате № 2. С <...> по <...> он обучался в <...> <...>. С ноября <...>. по <...>г. он проходил военную службу в Вооруженных силах Советской Армии. После службы в Армии он был принят на работу на завод «<...>» <...>, где в феврале <...> года ему было предоставлено койко-место в общежитии по адресу: <...>, <...>, комната <...> <...> он зарегистрировал брак с О. (в настоящее время - Б.. <...> у них родилась дочь Г., <...> родился сын В.. Вплоть до <...>. он вместе со своей семьёй проживал в комнате <...> вышеуказанного общежития, соответственно нуждался в улучшении жилищных условий. При этом <...> он обратился в Администрацию <...> с заявлением о постановке его на учёт в качестве нуждающегося в обеспечении жильём, в котором он указал, что являюсь ребёнком-сиротой. И его поставили на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. На момент подачи названного заявления в <...> году действовали положения ст. 57 ЖК РФ, подпунктом 2 части 2 которой было установлено: «Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:.. . 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы». При этом каких-либо ограничений по срокам обращения для данной категории лиц ЖК РФ не предусматривал. 28 января 2013 года он купил двухкомнатную квартиру, однако при этом продолжал нуждаться в улучшении жилищных условий, так в данную квартиру вместе с ним вселилась вся его семья (4 человека вместе с ним). Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ пункт 2 части 2 статьи 57 признан утратившим силу с 1 января 2013 года. При этом пунктом 2 ст. 4 названного Закона было установлено: «Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона». Учитывая данное обстоятельство, <...> он дополнительно обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Таким образом, на протяжении всей своей жизни с момента приобретения статуса «Ребёнок-сирота» он нуждался и продолжает нуждаться в улучшении жилищных условий, несмотря на приобретение им в <...> году жилого помещения в виде двухкомнатной квартиры. В связи с чем ответчик обязан предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в соответствии с ранее принятым ответчиком постановлением <...> от <...> То обстоятельство, что на момент принятия ответчиком постановления <...> от <...> у ответчика отсутствовало мотивированное заключение комиссии о признании факта невозможности проживания моего проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, полагаю, не может служить основанием для лишения его права на внеочередное предоставление жилого помещения в силу вышеперечисленных обстоятельств. Просит признать постановление Администрации городского округа <...> РБ <...> от <...> незаконным и отменить его, обязать ответчика обеспечить его жилым помещением в соответствии с ранее принятым им же постановлением <...> от <...> «О принятии на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (с изменениями, внесенными постановлениями <...> от <...> и <...> от <...> года).
В судебное заседание заявитель Рискулов И.Р. не явился, хотя надлежаще и своевременно был извещен о месте и времени рассмотрения дела, в ранее представленном заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие неявившегося лица.
Представитель заявителя Чепуров Д.В. в судебном заседании требования Рискулова И.Р. поддержал, просил их удовлетворить, привел доводы, изложенные в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Тухватуллин Р.Я. в судебном заседании требования Рискулова И.Р. не признал, просил в их удовлетворении отказать, пояснил, что Рискулов И.Р. по поданному заявлению был признан нуждающимся в жилом помещении на основании п.4 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По поступившему <...> протесту прокурора <...> в постановление Администрации городского округа <...> РБ от <...>. <...> «О принятии на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях» были внесены изменения, согласно которым Рискулов И.Р. исключен из лиц, признанных нуждающихся в жилых помещениях, и из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Прокурор Кочетова И.С. полагала, что заявление Рискулова И.Р. удовлетворению не подлежит.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявление Рискулова И.Р. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерации провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно положениям п.п.1,4 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
В силу ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», приведенный закон вступил в силу с 1 января 2013 года.
Согласно ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Действие положений ст.8 Закона и Жилищного кодекса РФ в приведенной редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ даны определения понятий «детей-сирот» и «лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в частности, дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом установлено, что Рискулов И.Р. родился <...> в деревне <...> <...> <...> (л.д. 18).
<...> умер отец заявителя Д., что подтверждается свидетельством о смерти серии <...> <...> от <...> (л.д. 19).
<...> умерла мать заявителя К., что подтверждается свидетельством о смерти серии <...> <...> от <...> (л.д. 20).
Таким образом, заявитель Рискулов И.Р. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно решению исполкома Кумертауского районного Совета народных депутатов БАССР <...> от <...> опекуном <...> Рискулова И.Р. назначена Л. (л.д. 21).
Согласно решению исполкома Кумертауского районного Совета народных депутатов БАССР <...> от <...> опекуном <...> Рискулова И.Р. назначена М. (л.д. 22).
С <...> по <...> Рискулов И.Р. обучался по очной форме в <...>, находился на полном государственном обеспечении (л.д.23).
С <...> по <...> Рискулов И.Р. обучался в <...> <...> (л.д. 24).
С ноября <...> года по <...> Рискулов И.Р. проходил военную службу в Вооруженных Силах Советской Армии (л.д. 25).
С <...> по <...> Рискулов И.Р. был зарегистрирован и проживал в комнате общежития № 400, расположенной по адресу: <...>, общей площадью 17,6 кв.м. Совместно с Рискуловым И.Р. в указанной комнате были зарегистрированы и проживали до <...> его супруга Б. и несовершеннолетние дети Г. и В. (л.д. 29).
<...> Рискулов И.Р. обратился в администрацию <...> РБ с заявлением о постановке на очередь для получения жилья, так как является сиротой и нуждается в обеспечении жильем (л.д. 30).
<...> Рискулов И.Р. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 40).
<...> Рискулов И.Р. обратился в администрацию <...> РБ с заявлением о предоставлении специализированного жилого помещения по договору найма в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (л.д. 9).
Постановлением администрации <...> РБ <...> от <...>, Рискулов И.Р. признан нуждающимся в жилом помещении согласно п.4 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 10).
Постановлением администрации <...> РБ <...> от <...>, в постановление администрации <...> РБ <...> от <...>, внесены изменения, Рискулов И.Р. признан нуждающимся в жилом помещении согласно п.п.3 п.4 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в связи с наличием обстоятельства – общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения (л.д. 11).
<...> прокурор <...> подала в администрацию <...> РБ протест на постановление <...> от <...> года, в котором просила отменить постановление главы администрации городского округа <...> РБ от <...> <...> «О принятии на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части признания нуждающимися в жилых помещениях и включения в список лиц, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений с <...> А., <...>., Рискулова И.Р., <...>., Д., <...>. В обоснование протеста прокурор <...> указала, что в учетных делах отсутствуют сведения о закреплении жилья за Рискуловым И.Р., либо о том, что он нуждается в жилом помещении, нет сведений о состоянии дома, в котором проживал Рискулов И.Р. с родителями, его принадлежности. Рискулов И.Р. на основании договора купли-продажи с ипотекой в силу закона от <...> приобрел в собственность квартире общей площадью 40 кв.м., где зарегистрированы 4 человека: он, жена и двое детей. Таким образом, принадлежащее на праве собственности Рискулову И.Р. жилое помещение не находилось у него в пользовании в несовершеннолетнем возрасте, в связи с чем, Рискулов И.Р. не относится к категории лиц, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированого жилищного фона по договорам найма специализированных жилых помещений по основаниям п.п.3 п.2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного постановлением правительства РБ от 27.09.2013 года № 438. Кроме того, решение о принятии Рискулова И.Р. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении принято органом местного самоуправления с нарушением п.9 Порядка в отсутствие мотивированного заключения комиссии о признании факта невозможности проживания Рискулова И.Р. в ранее занимаемом жилом помещении. При таких обстоятельствах, Рискулов И.Р. не имеет законных оснований на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 14-17).
Постановлением администрации <...> РБ <...> от <...> в постановление Администрации городского округа <...> РБ <...> от <...> внесены изменения, согласно которым Рискулов И.Р. исключен из лиц, признанных нуждающихся в жилых помещениях, и из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 13).
С указанным постановлением администрации городского округа <...> РБ согласиться нельзя по следующим основаниям:
Согласно ч.5 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ), порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 438 от 27 сентября 2013 года утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
Согласно п.п.3 п.2 данного Порядка, проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (возможным), если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот.
Согласно п.9 данного Порядка, комиссия в течение пяти рабочих дней со дня получения полного пакета документов, перечисленных в пункте 6 настоящего Порядка, выносит мотивированное заключение о признании факта невозможности (возможности) проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях. На основании мотивированного заключения комиссии о признании факта невозможности (возможности) проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях издается соответствующий муниципальный правовой акт органа местного самоуправления. На основании мотивированного заключения комиссии о признании факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях согласно подпунктам 1 - 3 пункта 2 настоящего Порядка издается муниципальный правовой акт органа местного самоуправления о включении заявителя в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На момент принятия администрацией <...> РБ постановления <...> от <...> заявитель Рискулов И.Р. был зарегистрирован и проживал в приобретенной по договору купли-продажи с ипотекой в силу закона с оформлением закладной от <...> двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <...> (л.д. 29, 31-32, 33).
Совместно с заявителем Рискуловым И.Р. в указанной квартире зарегистрированы и проживали супруга заявителя - Б. и двое несовершеннолетних детей – Г., <...> года рождения, и В., <...> года рождения (л.д. 26, 27, 28, 29).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <...> от <...> (л.д. 33) и техническому паспорту жилого помещения от <...> (л.д. 34-35) квартира, расположенная по адресу: <...> имеет общую площадь 40 кв.м., жилую площадь 27,4 кв.м.
Таким образом, на каждого члена семьи Рискулова И.Р. приходится по 10 кв.м. общей площади квартиры и по 6,85 жилой площади квартиры, что менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в <...> РБ - по 12 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более, т.е. Рискулов И.Р. не перестал быть нуждающимся в жилом помещении.
Кроме того, на момент подачи заявителем <...> заявления в администрацию <...> РБ о постановке на очередь для получения жилья, постановке Рискулова И.Р. на учет как ребенка-сироту, нуждающегося в жилом помещении, действовали положения п.п.2 п.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, согласно которым, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Положения п.п.2 п.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ утратили силу в связи с принятием Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно ч.2 ст.4 которого действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, с <...> по настоящее время Рискулов И.Р. имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договорам социального найма, как ребенку-сироте.
Суд также учитывает, что согласно архивным справкам Администрации муниципального района <...> РБ <...> от <...> года, <...> от <...> года, справкам главы сельского поселения <...> <...> от <...>, главы сельского поселения <...> муниципального района <...> РБ <...> от <...> (л.д. 69-72) сведений о закреплении за несовершеннолетним Рискуловым И.Р. жилья в <...> (в котором Рискулов И.Р. проживал до смерти своих родителей) отсутствуют.
Отсутствие мотивированного заключения комиссии о признании невозможности проживания Рискулова И.Р. в ранее занимаемых жилых помещениях не может служить основанием для лишения Рискулова И.Р. права на предоставление вне очереди жилого помещения по договорам социального найма как ребенку-сироте.
На основании выше изложенного, суд считает установленным, что Рискулов И.Р. относится к категории детей-сирот, в отношении которого распространяет свое действие Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», он подлежит обеспечению жилым помещением, в связи с чем, должен быть включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.п.3 п.4 ст. 8 Федерального закона от <...> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от <...> № 15-ФЗ).
При указанных обстоятельствах, постановление администрации <...> РБ <...> от <...> «О внесении изменений в постановление Администрации городского округа <...> РБ от <...> <...> «О принятии на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части исключения Рискулова И.Р. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющего право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
Заявление Рискулова И.Р. об оспаривании в части постановления Администрации городского округа <...> РБ <...> от <...> удовлетворить.
Признать постановление администрации <...> РБ <...> от <...> «О внесении изменений в постановление Администрации городского округа <...> РБ от <...> <...> «О принятии на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях» незаконным, в части исключения Рискулова И.Р. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющего право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязать Администрацию городского округа <...> Республики Башкортостан обеспечить Рискулова И.Р. жилым помещением в соответствии с ранее принятым постановлением Администрации городского округа <...> РБ <...> от <...> «О принятии на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (с изменениями, внесенными постановлениями <...> от <...> и <...> от <...> года).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Кумертауский городской суд РБ.
Председательствующий