№2-7283/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2016 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Волковой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой Н. В. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии,
установил:
Истица обратилась в суд по тем основаниям, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточной продолжительностью педагогической деятельности, при этом в указанный стаж не были зачтены периоды работы и очного обучения, а также нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истица с решением ответчика не согласна, просит признать его неправомерным, учесть обозначенные периоды работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости; назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения к ответчику – с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Хлуднева Д.В., действующая по доверенности, в судебном заседании указала на отсутствие правовых оснований для учета спорных периодов.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица Михайлова Н.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истице отказано в связи с недостаточным стажем педагогической деятельности по тем основаниям, что ее стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости составляет 23 года 05 месяцев 23 дня, что меньше требуемого стажа – 25 лет. При этом, ответчик не включил в педагогический стаж истицы период очного обучения в педагогическом институте, поскольку периоду обучения непосредственно не предшествовала педагогическая деятельность; работы в качестве учителя русского языка в <данные изъяты>, поскольку в архивной справке не содержатся сведения о дате рождения истицы; периоды нахождения на курсах повышения квалификации и командировках, поскольку включение данных периодов не предусмотрено Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002.
В соответствии с ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п.п.3, 4 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Также принято Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которое вступило в силу с 1 января 2015 г. (далее – Постановление №665).
В силу пп. «м» п.1 и п.3 Постановления №665 при определении стажа на соответствующих видах работ и исчисление периодов работы в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516;
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список №781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067), с применением положений абз.3 п.3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее – Список №1067);
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463), с применением положений п.2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее – Список №463);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») (далее –Положение №1397), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Как установлено с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы истица обучалась в <данные изъяты> педагогическом институте по специальности русский язык и литература, ей присвоена квалификация учителя русского языка и литературы.
В соответствии с пунктом 2 ранее действовавшего Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397) в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Из буквального толкования приведенной нормы следует, что время обучения в учебном заведении (а не его часть) подлежит включению в педагогический стаж при одновременном соблюдении следующих условий; обучению непосредственно предшествовала педагогическая деятельность; педагогическая деятельность следовала за обучением.
Временем обучения в учебном заведении является период с момента зачисления в учебное заведение и до момента отчисления из него.
Как установлено судом, во время обучения истица в определенные периоды работала учителем, проходила летнюю педагогическую практику. Между тем, до поступления на учебу истица педагогического стажа не имела, в связи с чем, у суда не имеется правовых оснований для включения спорного периода обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в педагогический стаж. Временная работа, имевшая место в период обучения в учебном заведении, не свидетельствует о непосредственной педагогической работе, имевшей место перед поступлением на учебу.
Кроме того, в силу пп. «в» п.3 Порядка зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, утвержденного Приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 №94, учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитываются следующие периоды времени при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы: время обучения (с отрывом от производства) в аспирантуре, высших, средних специальных учебных заведениях и учительских институтах, а также в партийных, советско-партийных и профсоюзных школах, приравненных к высшим, средним специальным учебным заведениям и учительским институтам, кроме периода, указанного в пункте 2.
Лицам, не имевшим педагогического образования, время обучения в высших и средних специальных учебных заведениях при указанных в настоящем пункте условиях засчитывается в стаж педагогической работы, если непосредственно предшествовавшая этим периодам педагогическая деятельность по основному месту работы в учебном заведении, дошкольном, внешкольном учреждении, детском доме продолжалась не менее 9 месяцев.
В спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала учителем русского языка в <данные изъяты> школе. Данный период, а также получение истицей заработной платы подтверждается архивными справками <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № и <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №. Поскольку данный период у истицы являлся периодом работы, истица была назначена учителем на замещение вакантной должности, он подлежит учету в стаж ее педагогической деятельности. При этом судом также принимается во внимание следующее.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истица работает в <данные изъяты> В спорные периоды работы она направлялась работодателем на курсы повышения квалификации и в командировки.
В соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Согласно ст.196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В силу требований ст.112 КЗоТ РФ, действовавшей в спорный период, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Как следовало из пп.«ж» п.1 Положения №1397 учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.
Также, в силу ст.167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Таким образом, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации, в командировке являются периодами трудовой деятельности. В данные периоды за истицей сохранялись рабочее место, заработная плата, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, что также подтверждается сведениями работодателя истицы.
В связи с изложенным, поскольку спорные периоды приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на обучение (в командировку), то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. Соответственно, они подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно Конституции РФ в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом; государственные пенсии и социальные пособия также устанавливаются законом (ст.39).
По смыслу приведенных положений Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 6 (часть 2) и 19 (части 1 и 2), правовое регулирование, закрепляющее как общие правила пенсионного обеспечения, так и его особенности применительно к отдельным категориям граждан, в том числе в рамках государственного пенсионного обеспечения, должно исходить из социальной ценности в правовом государстве трудовой и иной общественно полезной деятельности и осуществляться на основе конституционных принципов, в том числе принципа юридического равенства (статья 19, часть 1, Конституции РФ), который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений, гарантирует защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции РФ, но и прав, приобретаемых на основании закона.
Соблюдение данного принципа в сфере пенсионного обеспечения означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); что касается тех или иных различий в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и в реализации пенсионных прав, то они не должны устанавливаться произвольно и допустимы лишь в том случае, когда они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения соответствующих целей правовые средства им соразмерны.
Таким образом, пенсионные права (в частности, на учет определенных периодов в специальный стаж) лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не могут быть ограничены по отношению к аналогичным правам иных лиц, претендующих на назначение досрочной страховой пенсии по ст.30 Федерального закона №400-ФЗ.
В силу изложенного, решение ответчика в данной части, а также в части отказа в учете периода работы в <данные изъяты> школе не может быть признано правомерным.
Между тем, принимая во внимание ч.1 ст.22 Федерального закона №400-ФЗ и недостаточность, с учетом частично учтенных судом спорных периодов, у истицы стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии (25 лет) на дату обращения к ответчику требование о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ в пользу истицы с ответчика подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Михайловой Н. В. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Взыскать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное)в пользу Михайловой Н. В. судебные расходы в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.Л.Чернобай
Мотивированное решение изготовлено 22.08.2016.