Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-246/2012 ~ М-250/2012 от 07.09.2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 сентября 2012 года Казачинский районный суд Красноярского края, в помещении суда, в составе:

председательствующего - судьи Цыбули Ю.Н.,

при секретаре – Першиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гардера А. И. об оспаривании решения начальника Территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы России по Красноярскому краю в Казачинском районе от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации гражданина по месту жительства,

УСТАНОВИЛ

Гардер обратился в суд с заявлением на действия начальника Территориального пункта УФМС России по Красноярскому краю в Казачинском районе, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ начальник Территориального пункта УФМС России по Красноярскому краю в Казачинском районе незаконно отказывает в регистрации по месту жительства в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме по адресу <адрес>. Отказ мотивирован тем, что по указанному адресу отсутствует жилое помещение со ссылками на акт и справки. Заявитель считает, что гражданин РФ должен уведомить органы регистрационного учета о месте своего жительства, а указанные органы уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства, а регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного прав гражданина выбирать место жительства. При этом регистрация по месту жительства осуществляется при предоставлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявления, установленной формы, паспорта, документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение. Закон «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» не возлагает на органы, производящие регистрацию проводить проверку подлинности представляемых гражданином документов, их надлежащего оформления, достоверности изложенных сведений и они не должны их проверять. С учетом этого, заявитель считает, что не должен доказывать у него наличие жилого помещения и представлять дополнительные документы, а начальник Территориального пункта УФМС России по Красноярскому краю в Казачинском районе не вправе заниматься дополнительным сбором информации о заявителе и проверять соответствие действительности обстоятельств, указанных в документах заявителя. Просит признать незаконным отказ начальника Территориального пункта УФМС России по Красноярскому краю в Казачинском районе Малковой Л.В. в его (заявителя) регистрации его места жительства по адресу <адрес>.

В судебном заседании Гардер требования поддержал по тем же основаниям. Дополнительно пояснил, что продолжает оплачивать налоги на имущество, а именно жилой дом по адресу <адрес>. Представленный им в Территориальный пункт договор купли продажи жилого дома зарегистрирован в ДД.ММ.ГГГГ году в БТИ. На вопрос, имеется ли по указанному адресу жилой дом, ответить отказался.

Начальник ТП УФМС России по Красноярскому краю в Казачинском районе Малкова Л.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, суду пояснила, что жилой дом фактически отсутствует, т.к. является сгоревшим, что подтверждается справками пожарной части и актом с участием представителя администрации Казачинского сельсовета, БТИ. Надворные постройки жилыми помещениями не являются, в связи с чем, регистраций возможна только по месту жительства.

Представитель Управления Федеральной миграционной службы России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился. От представителя Винокуровой Е.А. поступили письменные возражения, в которых она просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, в удовлетворении заявления Гардеру просит отказать. Мотивирует тем, что на основании Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ гражданин для регистрации по месту жительства должен предоставить ряд документов, в том числе и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение. Из имеющихся документов следует, что жилое помещение по адресу <адрес> уничтожено пожаром, на земельном участке по указанному адресу объектов жилого назначения нет, и регистрация по месту жительства в несуществующем жилом помещении невозможна и не предусмотрена действующим законодательством.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования Гардера удовлетворению не подлежащими, по следующим основаниям.

В силу ст. 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.

Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

В силу ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Согласно ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Согласно ст. 1 Закона РФ от 25 июня 1993года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

В силу ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N5242-1 местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

Местом жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993года N5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации. Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

В силу ст. 4 Закона РФ от 25 июня 1993 года N5242-1 в сельских населенных пунктах органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Согласно ст. 5 Закона РФ от 25 июня 1993года N5242-1 регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства. Регистрация и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в больнице, другом подобном учреждении производятся по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения. В иных случаях регистрация и снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания осуществляются органом регистрационного учета в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 6 Закона РФ от 25июня1993года N5242-1 гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.

При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (далее Правила) регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется - регистрационный учет). Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Согласно п. 3 Правил местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

Из уведомления начальника Территориального пункта УФМС России по Красноярскому краю в Казачинском районе следует, что отказ в регистрации Гардеру мотивирован на основании Закона РФ от 25 июня 1993года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" согласно которому место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие. Из акта жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Казачинского сельсовета следует, что на земельном участке, расположенном по адресу <адрес> объектов жилого назначения (жилого дома, квартиры, иного жилого помещения) не имеется. В связи с тем, что жилое помещение по указанному адресу отсутствует, регистрация по указанному адресу невозможна.

Согласно договору купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу <адрес> принадлежит на праве собственности Гардеру А.И. Жилой дом имеет общую (полезную) площадь 39,9 кв.м., жилую площадь 27,2 кв.м.

Согласно справке от 2002 года, выданной администрацией Казачинского сельсовета Казачинского района Гардер А.И. проживал по указанному адресу.

Из акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссией администрации Казачинского сельсовета произведено обследование земельного участка по адресу <адрес>, выявлено, что объекты жилого назначения на данном участке отсутствуют.

Согласно справкам от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по указанному адресу зафиксирован факт пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в нежилом доме.

Из свидетельства о государственной регистрации права следует, что земельный участок по адресу с. Казачинское ул. Братьев Ставских д. 17 принадлежит на праве собственности Губанову К.М.

Из представленной суду справки, содержащей внесенные в единый государственный реестр, выданной Лесосибирского отделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю сведения о прекращении существования объекта учета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что здание площадью 39,9 кв.м. снят с учета ДД.ММ.ГГГГ.

Сообщение Лесосибирского отделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю в ИФНС № 6 по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ содержит аналогичную информацию.

Оценивая представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что по адресу <адрес> какое-либо жилое помещение отсутствует.

Суд, учитывая, что законодателем прямо предусмотрена возможность регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации только в жилых помещениях, отвечающих установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, данное ограничение прав граждан установлено федеральным законом, а именно Жилищным кодексом РФ, Законом РФ от 25 июня 1993года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", приходит к выводу, что регистрация лишь при наличии документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение при отсутствии в реальности такового жилого помещения не возможна, поскольку иное будет противоречить указанным выше нормам права.

Доводы Гардера о том, что земельный участок, непосредственно ранее занимаемый домом, Губанову не принадлежит, поскольку дом Губанову не продан, значения не имеет, поскольку вышеприведенными доказательствами установлено, что именно на земельном участке по адресу <адрес> отсутствуют какие-либо объекты жилого назначения.

Доводы Гардера о том, что он оплачивает налог на недвижимое имущество- жилой дом, и указанное имущество зарегистрировано в реестре прав на недвижимое имущество, судом во внимание приняты быть не могут, поскольку учитывая установленные судом факты, указанные обстоятельства правового значения для рассматриваемого вопроса не имеют.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым признать не обоснованными доводы заявления о незаконности действий Территориального пункта УФМС России по Красноярскому краю в Казачинском районе по отказу в регистрации Гардера по месту жительства по адресу <адрес>.

Довод Гардера о том, что начальник Территориального пункта УФМС России по Красноярскому краю в Казачинском районе не вправе руководствоваться при принятии решения о регистрации гражданина по месту жительства иными сведениями, кроме тех, что предоставляются для регистрации неверен, поскольку Федеральная миграционная служба осуществляет регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, и в целях реализации своих полномочий имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности. Указанное относится и к Территориальному пункту УФМС России по Красноярскому краю в Казачинском районе, что следует из пп. 15.1, 44.2 Положения о Территориальном пункте. Начальник Территориального пункта также вправе запрашивать информацию, необходимую для принятия решений по вопросам в сфере деятельности, что следует из должностной инструкции.

Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Гардеру А. И. отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Красноярский краевой суд через Казачинский районный суд Красноярского края.

    Мотивированное решение составлено 21 сентября 2012 года

Председательствующий                                Ю.Н. Цыбуля

2-246/2012 ~ М-250/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гардер Александр Иванович
Другие
ТП УФМС России по Красноярскому краю
УФМС России по Красноярскому краю
Суд
Казачинский районный суд Красноярского края
Судья
Цыбуля Юрий Николаевич
Дело на странице суда
kazach--krk.sudrf.ru
07.09.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2012Передача материалов судье
12.09.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.09.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2012Подготовка дела (собеседование)
18.09.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2012Судебное заседание
24.09.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее