№2а-5752/17-24
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2017 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи М.Н. Картавых,
при секретаре М.О.Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №10 по РК к Антонову С. В. о взыскании обязательных платежей и пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России №10 по РК обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к Антонову С. В. (далее – административный ответчик, налогоплательщик) о взыскании обязательных платежей по тем основаниям, что административный ответчик по сведениям регистрирующих органов являлся владельцем земельных участков, перечисленных в налоговом уведомлении. В соответствии со ст.ст. 69 и 70 НК РФ МИФНС №10 по РК в адрес ответчика направлялось налоговое уведомление о необходимости уплаты земельного налога за 2011-2013г.г. в связи с неоплатой выставлено требование об уплате налогов и пени, которое ответчиком оставлено без внимания, в связи с чем истец просит взыскать в судебном порядке с ответчика задолженность по земельному налогу в общем размере 1536,12 руб.
До судебного заседания представлено ходатайство об уменьшении заявленных требований до 1174 руб. 62 коп. в том числе: земельный налог за 2011 год - 269,29 руб.; пени, начисленные в период с 02.11.2012 по 01.11.2013 за неуплату земельного налога за 2011 год в установленный законом срок - 2,08 руб.; пени, начисленные в период с 02.11.2013 по 25.10.2016 за неуплату земельного налога за 2011 год в установленный законом срок - 94,11 руб.; земельный налог за 2012 год - 359,06 руб.; земельный налог за 2013 год - 359,00 руб.; пени, начисленные в период с 02.11.2013 по 25.10.2016 за неуплату земельного налога за 2012-2014 год в установленный законом срок - 91,08 руб.
Кроме того, заявлено ходатайство о восстановлении срока для предъявления требований о взыскании недоимки по налоговым обязательствам за 2011 год.
Представитель Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №10 по РК Ульянов А.Н., действующий на основании доверенности, на заявленных требованиях настаивал, просил восстановить срок для взыскания земельного налога за 2011 год.
Административный ответчик в судебном заседании не присутствовал, телефонограммой просил рассмотреть дело в свое отсутствие, поддерживает представленные возражения, согласно которым просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку налоговым органом пропущен срок для обращения с заявлением в суд о взыскании задолженности.
Заслушав представителя, исследовав материалы настоящего административного дела, материалы дела СП№2-680/17-14, приходит к следующим выводам.
Согласно с. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно требованиям ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Частью 1 статьи 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст.45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно ст.388 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу ст. 387 Налогового Кодекса РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В порядке ст. 52 Налогового кодекса РФ Инспекцией ответчику направлялось налоговое уведомление, в котором указаны рассчитанные истцом суммы налоговых платежей.
На основании сведений регистрирующих органов, представленных в Инспекцию, установлено, что налогоплательщик имел в собственности в 2011-2013г.г. земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>
В соответствии с главой 31 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом на основании сведений, которые представляются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85, п. 4 ст. 391, п. 12 ст. 396 НК РФ органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Межрайонной ИФНС России № 10 по Республике Карелия, согласно положений НК соответствующими Решениями городских и сельских поселений, был начислен земельный налог и направлено уведомление об уплате данного налога.
Направленными заказным письмом Инспекцией по месту регистрации налогоплательщика требованиями (которые в силу п. 6 ст. 69 НК РФ считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма), административному ответчику предложено уплатить в срок до:
– 28.01.2013 – недоимку за 2011 г. – 269,29 руб., пени – 2,08 руб. (требование от 29.11.2012);
– 28.01.2015 – недоимку за 2012 г. – 359,06 руб., недоимку за 2013г.- 359 руб., пени – 6,31 руб. (требование от 25.11.2014).
Налоговый орган 20.02.2017 обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности указанной во всех требованиях, по результатам рассмотрения которого мировым судьей был выдан судебный приказ, отмененный определением от 22.05.2017 по основанию, установленному ст. 123.7 КАС РФ.
Инспекция обратилась с настоящим административным иском 14.08.2017.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Применительно к взаимосвязанным положениям ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289 КАС РФ проверяя срок обращения с требованиями о взыскании обязательных платежей, суд отмечает, что проверке подлежит как срок на обращение с административным исковым заявлением, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, так и срок на подачу заявления о взыскании, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ.
Самим фактом вынесения мировым судьей судебного приказа за пределами указанного срока ранее пропущенный срок на подачу заявления о взыскании не восстанавливается, поскольку вопрос о его восстановлении подлежит разрешению в судебном заседании с представлением и оценкой соответствующих доказательств: со стороны налогового органа – обоснованности восстановления пропущенного срока, со стороны налогоплательщика – возражений относительно его восстановления, имея ввиду и то обстоятельство, что лишь районный суд в силу ст.ст. 17 и 17.1, главы 32 КАС РФ, п. 3 ст. 48 НК РФ компетентен решать вопрос о его восстановлении.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в течение шести месяцев со дня, когда сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, превысила 1500 руб., но не позднее трех лет и шести месяцев со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица.
Из установленных по делу обстоятельств усматривается, что срок на подачу в суд заявления о взыскании по требованию от 26.11.2012 истек 28.07.2016, однако налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа лишь 20.02.2017, то есть по истечении установленного срока.
Предусмотренные налоговым законодательством сроки привлечения ответчика к уплате налогов, указанных в вышеназванном требовании, заявителем не соблюдены, поскольку Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №10 по РК пропущена совокупность сроков, предусмотренных налоговым законодательством для принудительного взыскания задолженности.
В связи с истечением срока для принудительного взыскания недоимки, право на такое взыскание налоговым органом утрачено, в связи с чем, взыскание недоимки по требованию от 26.11.2012 является неправомерным.
Ходатайство Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №10 по РК о восстановлении срока на обращение в суд, также удовлетворению не подлежит ввиду отсутствия законных оснований. Указанные истцом причины пропуска срока не являются уважительными. Суд полагает, что истец имел возможность обратиться в суд в установленный законом срок.
Указанное является основанием для признания налогового органа утратившим возможность взыскания недоимки и пени по указанному требованию в связи с истечением установленного срока их взыскания в силу пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ. Равным образом, имея ввиду акцессорный характер пени, отсутствуют основания для взыскания пени на недоимку по Налогу за 2011 г.
Срок для уплаты налога за 2012, 2013г.г. по требованию от 25.11.2014, выставленному в связи с неисполнением обязанности по уплате налога по уведомлениям 394345, 561302, направленному с учетом положений абз. 3 п. 2 ст. 52 НК РФ, не истек.
С учетом характера и стоимости спорного объекта, на административном ответчике лежит обязанность по уплате Налога (с учетом п. 6 ст. 52 НК РФ) за 2012 г. в сумме 359,06 руб.; за 2013г. в сумме 359 руб.
Доказательств, подтверждающих исполнение административным ответчиком своих обязательств по уплате налога в полном объеме, на что было указано в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, не представлено. При этом учитывается, что по общему правилу обязанность по представлению доказательств исполнения обязательства лежит на должнике. Каких-либо оснований для отступления от данного правила, в том числе, применительно к характеру спорных правоотношений и конкретным обстоятельствам дела, не усматривается.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за просрочку исполнения обязанности по уплате налога начисляются пени за каждый день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
С учетом размера взыскиваемого Налога, с административного ответчика подлежат взысканию пени, начисленные за период со 02.11.2013 по 25.10.2016 за неуплату земельного налога за 2012-2014 год в установленный законом срок - 91,08 руб. Земельный налог за 2014г. был оплачен ответчиком- 14.10.2016г. позже установленного законом срока, в связи с чем, пени согласно представленного расчета начислены обосновано.
Оснований для взыскания пени в большем размере не усматривается.
Применительно к положениям ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 111, 175-180, 286, 289-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Взыскать с Антонова С. В. проживающего по адресу: <адрес> в доход бюджета:
- недоимку по земельному налогу за 2012 г. в размере 359 руб. 06 коп.
- недоимку по земельному налогу за 2013 г. в размере 359 руб. 00 коп.
- пени за период с 02.11.2013 по 25.10.2016 за неуплату земельного налога в размере 91 руб. 08 коп., всего задолженность по налогам и пени в размере 809 руб. 14 коп.
В удовлетворении оставшихся требований отказать.
Взыскать с Антонова С. В. в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 400 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 11.10.2017г.