Решение
именем Российской Федерации
с.Мраково 03 декабря 2014 года
Кугарчинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Туленкова С.Н.
при секретаре Панафидиной Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Кугарчинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан об обязании принять меры к обустройству скотомогильников,
установил
Прокурор Кугарчинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан указывая, что на территории муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан имеются скотомогильники, не соответствующие Ветеринарно-санитарным правилам, а именно
1. в 1,5 км юго восточнее <адрес> имеется скотомогильник ( биотермическая яма), который не соответствует требованиями Закона РФ "О ветеринарии" и п. п. 5.6, 5.7, 5.10 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов а именно: забор скотомогильника частично разрушен, перекрытие ямы не двуслойное, отсутствуют подъездные пути, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
2.в 1 км восточнее <адрес> имеется скотомогильник ( биотермическая яма), который не соответствует требованиями Закона РФ "О ветеринарии" и п. п. 5.6, 5.7, 5.10 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов а именно: забор скотомогильника частично разрушен, перекрытие ямы не двуслойное, отсутствуют подъездные пути, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, крышка.
3. в 1 км севернее <адрес> имеется скотомогильник ( биотермическая яма), который не соответствует требованиями Закона РФ "О ветеринарии" и п. п. 5.6, 5.7, 5.10 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов а именно: площадь скотомогильника менее 600 кв. м., с внутренней стороны забора по всему периметру отсутствует траншея глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта, отсутствует перекидной мост через траншею, вытяжная труба, забор скотомогильника частично разрушен, перекрытие ямы не двуслойное, отсутствуют подъездные пути, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, ворота скотомогильника открыты, замок отсутствует.
4.в 1 км юго восточнее <адрес> имеется скотомогильник ( биотермическая яма), который не соответствует требованиями Закона РФ "О ветеринарии" и п. п. ???, 5.7, 5.10 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов а именно: отсутствуют перекидной мост через траншею, вытяжная труба, забор скотомогильника частично разрушен, перекрытие ямы не двуслойное, отсутствуют подъездные пути, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, ворота скотомогильника открыты, замок отсутствует.
5. в 1 км западнее <адрес> имеется скотомогильник ( биотермическая яма), который не соответствует требованиями Закона РФ "О ветеринарии" и п. п. 5.6, 5.7, 5.10 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов а именно: забор скотомогильника частично разрушен, отсутствуют подъездные пути, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, ворота скотомогильника открыты, замок отсутствует.
6. в 1 км северо западнее <адрес> имеется скотомогильник ( биотермическая яма), который не соответствует требованиями Закона РФ "О ветеринарии" и п. п. 5.6, 5.7, 5.10 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов а именно: площадь скотомогильника менее 600 кв. м., с внутренней стороны забора по всему периметру отсутствует траншея глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта, отсутствует перекидной мост через траншею, вытяжная труба, глубина ямы менее 10 м, составляет 4 м, забор скотомогильника частично разрушен, перекрытие ямы не двуслойное, отсутствуют подъездные пути, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, ворота скотомогильника открыты, замок отсутствует, отсутствует люк скотомогильника
7.в 1 км севернее <адрес> имеется скотомогильник ( биотермическая яма), который не соответствует требованиями Закона РФ "О ветеринарии" и п. п. 5.6, 5.7, 5.10 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов а именно: площадь скотомогильника менее 600 кв. м., с внутренней стороны забора по всему периметру отсутствует траншея глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта, отсутствует перекидной мост через траншею, вытяжная труба, глубина ямы менее 10 м, составляет 4 м, забор скотомогильника не сплошной, высотой менее 2 метров, отсутствует крышка ямы скотомогильника, над ямой отсутствует навес, перекрытие ямы не двуслойное, отсутствуют подъездные пути, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, ворота скотомогильника открыты, замок отсутствует.
8.в 3 км севернее <адрес> имеется скотомогильник ( биотермическая яма), который не соответствует требованиями Закона РФ "О ветеринарии" и п. п. 5.6, 5.7, 5.10 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов а именно: забор скотомогильника частично разрушен, перекрытие ямы не двухслойное, глубина ямы менее 10 м, составляет 4 м, отсутствуют подъездные пути, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов,
9.в 1,5 км западнее <адрес> имеется скотомогильник ( биотермическая яма), который не соответствует требованиями Закона РФ "О ветеринарии" и п. п. 5.6, 5.7, 5.10 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов а именно: скотомогильник не огражден забором высотой не менее 2 метров, отсутствует перекидной мост отсутствует вытяжная труба,не соответствует уровень стенки над землей,, отсутствуют подъездные пути, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов,
10.в 1 км северо- восточнее <адрес> имеется скотомогильник ( биотермическая яма), который не соответствует требованиями Закона РФ "О ветеринарии" и п. п. 5.6, 5.7, 5.10 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов а именно: площадь скотомогильника менее 600 кв. м., забор скотомогильника частично разрушен, отсутствует вытяжная труба, перекрытие ямы не двуслойное, отсутствуют подъездные пути, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Прокурор указывает, что изложенные выше нарушения норм экологического и санитарно эпидемиологичекого при эксплуатации указанных выше скотомогильники может повлечь нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, а также привести к возникновению заразных болезней, в том числе общих для человека и животных. Указывает, что ответственность за, устройство, санитарное оборудование скотомогильников возлагается на Администрации Муниципальных районов Республики Башкортостан в силу закона Республики Башкортостан .... –З от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан». Прокурор Кугарчинского района Республики Башкортостан просит суд обязать администрацию Муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан устранить отмеченные нарушения экологических и санитарно эпидемиологических требований и обустроить скотомогильники в соответствии Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
В судебном заседании заместитель прокурора Шарипов А.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Зиновьев А.П. не оспаривая факта наличия на территории Муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан приведенных выше скотомогильников и того, что они не соответствуют Ветеринарно санитарным правилам, иск не признал, ссылаясь на то, что скотомогильники не прошли государственную регистрацию, в собственность муниципального района не переданы.
Заслушав стороны по делу, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из имеющихся в материалах дела актов проверок, фототаблиц усматривается и сторонами не оспаривается, что на территории муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан имеются 10 действующих скотомогильников( биотермических ям)
В ходе проведения прокуратурой Кугарчинского района Республики Башкортостан проверки соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, установлено, что указанные выше скотомогильники эксплуатируются с нарушениями норм Ветеринарно санитарных правил. Так, в нарушение п. п. 5.3, 5.6, 5.8, 5.10, 6.2 ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 13-7-2/469, территория скотомогильников не соответствуют приведенным правилам, в частности площадь скотомогильников составляет менее 600 кв.м., скотомогильники не огорожены глухими заборами высотой не менее 2 метров либо заборы имеются но частично разрушены, с внутренней стороны заборов отсутствуют траншеи глубиной 0,8 - 1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала вынутого грунта, отсутствуют перекидные мосты через траншею, отсутствуют подъездные пути, некоторые ямы не имеют крышек, не закрыты на замок, в результате чего доступ к объектам осуществляется свободно, нет крышек железных емкостей, ворот, нет помещений для вскрытия трупов животных, хранения дезинфекционных средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, нет подъездных путей.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Вместе с тем, в соответствии с п.8 ч.1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан №260-з от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» ( в ред. от ДД.ММ.ГГГГ ), плану ( «дорожной карте») мероприятий «Оформление в собственность Республики Башкортостан скотомогильников ( биотермических ям) и передачи полномочий по их обустройству и содержанию муниципальным образованиям Республики Башкортостан», утвержденному распоряжением Правительства Республики Башкортостан №600-р от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по оборудованию скотомогильников переданы муниципальным образованиям.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 172 «Об утверждении правил учета и расходования средств, предоставляемых из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан в виде субвенций на реализацию государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части обустройства, содержания, строительства и консервации скотомогильников (биотермических ям)» утверждены Правила учета и расходования средств, предоставляемых из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан в виде субвенций на реализацию государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части обустройства, содержания, строительства и консервации скотомогильников (биотермических ям).
Согласно плана («дорожной карте») мероприятий «Оформление в собственность Республики Башкортостан скотомогильников ( биотермических ям) и передачи полномочий по их обустройству и содержанию муниципальным образованиям Республики Башкортостан», утвержденному распоряжением Правительства Республики Башкортостан №600-р от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ приведение скотомогильников в соответствии с ветеринарно санитарными требованиями возложено на администрации муниципальных районов.
При указанных выше обстоятельствах суд полагает несостоятельными доводы ответчика об отсутствии обязанности по содержанию и обустройству скотомогильников, поскольку они прямо противоречат закону Республики Башкортостан №260-з от ДД.ММ.ГГГГ ( в ред. от ДД.ММ.ГГГГ ), плану ( «дорожной карте») мероприятий «Оформление в собственность Республики Башкортостан скотомогильников ( биотермических ям) и передачи полномочий по их обустройству и содержанию муниципальным образованиям Республики Башкортостан», утвержденному распоряжением Правительства Республики Башкортостан №600-р от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом приведенных выше правовых норм суд полагает требования прокурора Кугарчинского района Республики Башкортостан подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию с администрации муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан госпошлина в сумме <данные изъяты> рублей в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
решил
Обязать администрацию муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения экологических и санитарно эпидемиологических требований, организовать обустройство скотомогильников расположенных: в 1,5 км юго восточнее <адрес>, в 1 км восточнее <адрес>, в 1 км севернее д<адрес>, в 1 км юго восточнее <адрес>, в 1 км западнее <адрес>, в 1 км северо западнее <адрес>, в 1 км севернее <адрес>, в 3 км севернее <адрес>, в 1,5 км западнее <адрес>, в 1 км северо- восточнее <адрес> на территории муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Администрации муниципального района Кугарчинский район в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течении месяца со дня принятия в окончательной форме через районный суд.
Председательствующий Туленков С.Н.