Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1950/2018 ~ М-1783/2018 от 03.12.2018

дело № 2а-1950/2018         

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Боровичи Новгородской области 18 декабря 2018 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе

судьи Кудрявцевой Е.М.,

при секретаре Партанской Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Боровичского межрайонного прокурора к Администрации Боровичского муниципального района о признании незаконным бездействия по регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и заключению контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию газопровод-отвода и газораспределительной сети <адрес>,

установил:

Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным иском в защиту неопределенного круга лиц, указав, что проведенной проверкой установлено, что газопровод-отвод и газораспределительная сеть <адрес> являются опасными производственными объектами, которые были зарегистрированы в составе ОПО филиала ООО «Газпром трансгаз Санкт- Петербург» - Валдайское ЛПУМГ (далее - ЛПУМГ). Указанные объекты исключены из базы данных государственного реестра ОПО, о чем Администрация Боровичского муниципального района уведомлена ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург». Несмотря на неоднократные обращения в адрес Администрации Боровичского муниципального района, договор технического обслуживания объектов ОПО не пролонгировался и на новый срок не заключен. Информация о соблюдении собственником Объектов требований законодательства в области промышленной безопасности не представлена. В целях недопущения возникновения аварийных ситуаций, начиная с 01.04.2016 года по 18.06.2018 года, ЛПУМГ осуществляло техническое обслуживание объекта без заключенного в установленном порядке договора.

С 18.06.2018 года обслуживание газопровод-отвода и ГРС <адрес> прекращено, о чем подписан акт. По состоянию на сентябрь 2018 года Администрацией в нарушение требований законодательства газопровод-отвод и ГРС <адрес> в реестр ОПО в установленном порядке не включены, договор на облуживание вышеуказанных объектов с лицензированной организацией не заключен.

Несоблюдение собственником ОПО требований законодательства о промышленной безопасности, факт отсутствия договора на ТО Объекта являются грубым нарушением требований законодательства и создают риск возникновения опасности для здоровья и жизни людей, а также вреда окружающей среде. Эксплуатация газопровод-отвода и ГРС Прошково Боровичского района Новгородской области, как опасных производственных объектов, без заключенного договора на техническое обслуживание, является опасным и создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», прокурор просит суд признать незаконным бездействие Администрации Боровичского муниципального района в непринятии мер по регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов газопровод-отвода и ГРС <адрес>, заключению контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию газопровод- отвода и ГРС <адрес>; обязать Администрацию Боровичского муниципального района принять меры по регистрации опасных производственных объектов газопровод-отвода и ГРС <адрес>, заключению контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию газопровод-отвода и ГРС <адрес> с лицензированной организацией.

В судебном заседании прокурор Молчанова М.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, установив срок для устранения нарушений до 01 июня 2019 года.

Представитель административного ответчика - Администрации Боровичского муниципального района Корнеева О.А. в судебном заседании исковые требования о признании незаконным бездействия Администрации по регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов газопровод-отвода и ГРС Прошково, и заключению контракта на техническое обслуживание не признала, поскольку Администрация предлагала ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» заключить договор аренды объекта, учитывая, что он используется этой организацией, ООО имеет необходимую лицензию на его техническое обслуживание, однако от заключения договора ООО отказалось. В 2018 году Администрация предлагала ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» передать объект в безвозмездное пользование, на что ООО также не согласилось, вместо этого стало обращаться с жалобами в различные контролирующие и надзирающие органы. Возложение на Администрацию обязанности заключить договор на техническое обслуживание для ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» экономически выгоднее, так как теперь муниципальное образование будет обязано нести расходы по договору технического обслуживания. В остальной части против удовлетворения заявленных требований не возражает.

Представитель заинтересованного лица - МКУ «Центр по работе с населением» Сабиров А.В. полагал, что Администрацией Боровичского муниципального района предпринимались необходимые меры для обеспечения технического обслуживания газопровод-отвода и ГРС Прошково Боровичского района Новгородской области, однако ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» от заключения договоров на предложенных условиях отказалось.

Представитель заинтересованного лица - ООО «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург» Ильин Н.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные пояснения, из которых следует, что между ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» (далее - Общество) и Администрацией Боровичского муниципального района отсутствуют договорные отношения. Техническое обслуживание указанных опасных производственных объектов возможно только на основании заключенного в установленном порядке гражданско-правового договора (контракта). До заключения договора необходимо за счет заинтересованной стороны обеспечить выполнение технического обследования ГО и ГРС в целях подтверждения надлежащего состояния ОПО, а также предоставить документы, подтверждающие выполнение собственником (законным владельцем) требований действующего законодательства по эксплуатации ОПО, страхования ответственности, заключения договоров с аварийно-спасательными формированиями, разработкой плана мероприятий по ликвидации последствий аварий, осуществлению производственного контроля, наличия финансовых резервов на случай возникновения аварийных ситуаций и иных требований действующего законодательства в сфере промышленной безопасности, а так же реализации требований Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». В адрес Общества не поступала информация о выполнении административным ответчиком вышеуказанных мероприятий.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», п. 4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Статьей 215 Гражданского кодекса РФ закреплено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», который направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Под промышленной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий ( ст.1 закона № 116-ФЗ).

Согласно приложения № 1 к указанному федеральному закону, к категории опасных производственных объектов относятся, в том числе, объекты на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются газы.

В соответствии с п.п. 4.2, 4.3 «ГОСТ Р 54983-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация», утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 13.09.2012 N 299-ст, организации, владеющие сетями газораспределения или отдельными объектами сетей газораспределения на праве собственности или другом законном основании, должны обеспечивать содержание их в исправном и работоспособном состоянии путем выполнения комплекса работ, предусмотренных требованиями указанного стандарта, а также своевременного проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Эксплуатация объектов сетей газораспределения должна осуществляться газораспределительными или другими эксплуатационными организациями, оказывающими услуги по их техническому обслуживанию и ремонту на законном основании. В договорах оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту объектов сетей газораспределения должны быть определены объемы работ, выполняемых эксплуатационными организациями, установлены границы эксплуатационной ответственности и обязательства эксплуатационных организаций и владельцев объектов по обеспечению условий их безопасной эксплуатации.

Согласно ст. 9 ФЗ-116, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, а так же осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.

На основании п. 5.1.1 ГОСТ 54983-2012 при технической эксплуатации сетей газораспределения должны выполняться все необходимые работы, в том числе, мониторинг технического состояния газопроводов, включая проверку состояния охранных зон, технический осмотр, техническое обследование, оценку технического состояния, техническое диагностирование, техническое обслуживание газопроводов, текущий и капитальный ремонты газопроводов. Указанные требования распространяются на все организации независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления.

Согласно п. «и» ч. 3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878, эксплуатационной организацией может быть организация – собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией - собственником сети договор на ее эксплуатацию.

Положениями ч. 2 ст. 2, ст. 9 Федерального закона от 20.06.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасные производственные объекты, к которым относятся ГРУ и иное газовое оборудование, подлежат регистрации в государственном реестре. Собственники опасных производственных объектов обязаны соблюдать законодательство в области промышленной безопасности, заключать договор страхования риска ответственности, обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной Боровичской межрайонной прокуратурой, установлено, что газопровод-отвод и газораспределительная сеть Прошково Боровичского района Новгородской области, являющиеся опасными производственными объектами, были зарегистрированы в составе ОПО филиала ООО «Газпром трансгаз Санкт- Петербург» - Валдайское ЛПУМГ.

Указанные объекты исключены из базы данных государственного реестра опасных производственных объектов, договор на их техническое обслуживание не заключен. В целях недопущения возникновения аварийных ситуаций, с 01.04.2016 по 18.06.2018, техническое обслуживание объектов без заключенного в установленном порядке договора осуществлялось ОПО филиала ООО «Газпром трансгаз Санкт- Петербург» - Валдайское ЛПУМГ.

С 18.06.2018 года обслуживание газопровод-отвода и ГРС Прошково Боровичского района Новгородской области прекращено, о чем подписан соответствующий акт.

Согласно нормам Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492, собственник ОПО должен выполнить все указанные в ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ условия по обеспечению его промышленной безопасности: регистрацию объектов в реестре ОПО; страхование ответственности; заключение договоров с аварийно- спасательными формированиями; разработку плана мероприятий по ликвидации последствий аварий; осуществление производственного контроля, резервирование средств на случай возникновения аварийных ситуаций и т.д.

Несоблюдение собственником опасных производственных объектов требований законодательства о промышленной безопасности, отсутствие договора на техническое обслуживание таких объектов являются грубым нарушением требований законодательства и создают риск возникновения опасности для здоровья и жизни людей, нанесения вреда окружающей среде.

Ненадлежащее исполнение требований закона, непринятие своевременных мер по устранению нарушений правил безопасности, актуальность которых очевидна, с учетом взрывоопасного производственного объекта, может способствовать возникновению условий для проявления негативных явлений террористического характера, последствия которых могут причинить реальную угрозу жизни и здоровья граждан.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора об обязании Администрации Боровичского муниципального района принять меры по регистрации опасных производственных объектов-газопровод-отвода и ГРС Прошково в реестре опасных производственных объектов, обязании административного ответчика заключить договор технического обслуживания указанных объектов, обоснованны, и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должен содержаться, в том числе, срок устранения выявленных нарушений.

С учетом обстоятельств дела суд полагает достаточным для устранения выявленных нарушений срок до 01 июня 2019 года.

Поскольку административные истец и ответчик, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины, судебные расходы следует возместить за счет средств местного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 173-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Боровичского межрайонного прокурора – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Боровичского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов газопровод-отвода и газораспределительной сети <адрес>, заключению контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию газопровод- отвода и газораспределительной сети <адрес>;

Обязать Администрацию Боровичского муниципального района принять меры по регистрации газопровод-отвода и газораспределительной сети Прошково Боровичского района Новгородской области в реестре опасных производственных объектов, заключению контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию газопровод-отвода и газораспределительной сети Прошково Боровичского района Новгородской области с лицензированной организацией в срок до 01 июня 2019 года.

Обязать Администрацию Боровичского муниципального района сообщить об исполнении решения в Боровичский районный суд по истечению установленного срока исполнения

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Е.М.Кудрявцева

Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2018 года

2а-1950/2018 ~ М-1783/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Боровичская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация Боровичского муниципального района
Другие
МКУ Центр по работе с населением
ООО Газпром Трансгаз Санкт-Петербург
Суд
Боровичский районный суд Новгородской области
Судья
Кудрявцева Екатерина Михайловна
Дело на сайте суда
borovichsky--nvg.sudrf.ru
03.12.2018Регистрация административного искового заявления
03.12.2018Передача материалов судье
06.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
06.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2018Судебное заседание
23.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2019Дело оформлено
07.02.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее