Решение по делу № 33а-2253/2020 от 02.03.2020

Судья Аникина Н.С.                 Дело № 33а-2253/2020

             УИД 22RS00003-01-2019-000516-24

                 № 2а-589/2019 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 мая 2020 года                                г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей Пасынковой О.М., Скляр А.А.,

при секретаре Бацюра А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика С.И. на решение Бийского районного суда Алтайского края от 27 декабря 2019 года по делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю к С.И. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пене.

Заслушав доклад судьи Пасынковой О.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России № 1 по Алтайскому краю) 31 мая 2019 года обратилась в суд с административным иском к С.И. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 4250 руб., за 2016 год - 4250 руб., пени за период с 21 по 25 марта 2018 года - 10,58 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что ответчица в 2015, 2016 годах являлась владельцем автомобиля «<данные изъяты> (мощность двигателя 170 л.с). В этой связи последней направлялось налоговое уведомление от 11 января 2018 года с установлением срока уплаты до 20 марта 2018 года, а впоследствии требование с установлением срока уплаты до 14 мая 2018 года с указанием пени - 12,70 руб. Мировым судьей судебного участка № 1 Бийского района Алтайского края 16 ноября 2018 года был выдан судебный приказ о взыскании вышеуказанной задолженности. Определением мирового судьи того же судебного участка от 14 декабря 2018 года судебный приказ отменен.

Решением Бийского районного суда Алтайского края от 11 июля 2019 года требования удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 17 сентября 2019 года решение отменено с направлением дела на новое рассмотрение.

Решением Бийского районного суда Алтайского края от 27 декабря 2019 года требования удовлетворены, с административного ответчика в доход регионального бюджета взыскана недоимка по транспортному налогу за 2015 год в размере 4250 руб., за 2016 год - 4250 руб., пени за период с 21 марта 2018 года по 25 марта 2018 года в размере 10,58 руб., в доход муниципального образования Бийский район Алтайского края - государственная пошлина в размере 400 руб.

В апелляционной жалобе административный ответчик С.И. просит решение отменить с принятием нового об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что налоговым органом пропущен срок взыскания недоимки за 2015 - 2016 годы, поскольку налог подлежал уплате в следующих календарных годах, а потому срок направления требования об уплате данного налога нарушен, налоговое уведомление и требование об уплате налога за спорные периоды ей не направлялись.

В письменных возражениях Межрайонная ИФНС России № 1 по Алтайскому краю просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании С.И. доводы жалобы поддержала, ссылаясь на те же обстоятельства, дополнительно указывая на необходимость зачета переплаты по транспортному налогу за предшествующие периоды. Представитель административного истца - Л.С. просила об оставлении решения без изменения, жалобы - без удовлетворения.

Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, проверив приложенные административным истцом расчеты, пришел к выводам о наличии заявленной суммы задолженности по налогам и пене, соблюдении порядка и срока обращения налогового органа в суд с требованиями к налогоплательщику - физическому лицу.

Данные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на надлежащей оценке совокупности доказательств и правильном применении норм материального права.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1 статьи 357 Кодекса).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 359 Кодекса налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В силу пункта 1 статьи 361 Кодекса налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 2,5 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 5 руб., свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно - 7,5 руб., свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) - 15 руб.; другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) - 2,5 руб.

Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно (пункт 2 той же статьи).

Закон Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» в редакции, действовавшей на начало налоговых периодов, в его статье 1 установил ставки в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно - 25 руб., другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) - 25 руб.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Кодекса в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2.1 той же статьи).

Согласно пункту 3 статьи 363 Кодекса направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

В силу пунктов 1, 3 статьи 363 Кодекса уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Согласно пункту 1 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

В силу подпункта 2 пункта 4.9 статьи 83 Кодекса, в редакции, действующей с 24 августа 2013 года, местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается для транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 1.1 настоящего пункта, - место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

В ранее действующей редакции под местом нахождения транспортных средств, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, понималось место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества.

Из материалов дела следует, что легковой автомобиль «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак ***, мощностью двигателя 170 л.с., зарегистрирован за С.И. 30 декабря 2012 года, адрес регистрации: <адрес>.

С 24 февраля 2014 года С.И. зарегистрирована по месту жительства по <адрес>

С учетом изложенного транспортный налог за 2015 и 2016 годы подлежит уплате в бюджет Алтайского края, поскольку место нахождения транспортного средства определяется местом жительства административного ответчика.

В Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю С.И. состоит на учете с 6 марта 2017 года, учетные данные в отношении данного автомобиля поступили 26 декабря 2017 года (л.д.153).

Таким образом, транспортный налог, предусмотренный законодательством Алтайского края, за 2015 и 2016 годы впервые был исчислен административным истцом при формировании налогового уведомления *** от 11 января 2018 года (в части спорного автомобиля в размере по 4250 руб.) со сроком уплаты не позднее 20 марта 2018 года. При этом за 2016 год указано на перерасчет со ссылкой на ранее направленное уведомление *** от ДД.ММ.ГГ, в котором был исчислен транспортный налог за 2016 год в отношении другого автомобиля.

В этой связи транспортный налог Алтайского края за 2015 и 2016 годы в отношении названного автомобиля исчислен (за 2016 год в порядке перерасчета) в пределах предусмотренного законом срока (не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления).

Как усматривается из представленных административным истцом копий налогового уведомления *** от 28 июля 2016 года, выписки из лицевого счета по транспортному налогу, карточки «Расчеты с бюджетом» АИС Налог - 3 ПРОМ (л.д.157,159), ранее в отношении того же автомобиля за 2015 год был исчислен транспортный налог <адрес> (код <данные изъяты>), однако 11 января 2017 года данное начисление аннулировано.

В силу пункта 6 статьи 58 Кодекса налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Пунктом 4 статьи 52 Кодекса предусмотрено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу, в том числе через личный кабинет налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Кодекса личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.

Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе (пункт 2 той же статьи).

В соответствии с пунктом 23 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного приказом ФНС России от 22 августа 2017 года № *** датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки. Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.

С.И. зарегистрирована в электронном сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» на сайте ФНС России с 5 сентября 2016 года, в течение месяца сменила первичный пароль, в связи с чем имеет доступ к личному кабинету налогоплательщика, уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе, также как и об отказе от использования личного кабинета и блокировании учетной записи от нее не поступали, налоговое уведомление было направлено через личный кабинет налогоплательщика 12 января 2018 года, что подтверждено скриншотами страниц личного кабинета, включая страницу «Список пользователей», ответом Межрайонной ИФНС России по Алтайскому краю от 20 марта 2020 года.

Следовательно, у С.И. возникла обязанность по уплате вышеперечисленных налогов в срок не позднее 20 марта 2018 года.

В силу пунктов 3, 4 статьи 75 Кодекса пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с неуплатой налогов в установленный срок налоговым органом за период с 21 по 25 марта 2018 года произведено начисление пеней по правилам статьи 75 Кодекса.

Налоговое требование *** от 26 марта 2018 года с установлением срока уплаты налога и пени до 14 мая 2018 года направлено через личный кабинет налогоплательщика 26 марта 2018 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Как предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 48 Кодекса, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 той же статьи).

Согласно пункту 3 указанной статьи рассмотрение дел о взыскании налога за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что административный истец 14 ноября 2019 года обратился к мировому судьей судебного участка № 1 Бийского района Алтайского края с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015-2016 годы и пени за тот же период. Мировым судьей того же судебного участка 16 ноября 2019 года был выдан судебный приказ, который впоследствии отменен определением от 14 декабря 2018 года.

В этой связи административный иск 31 мая 2019 года подан в предусмотренный налоговым законодательством срок - в течение шести месяцев после отмены судебного приказа, притом что заявление о выдаче такового подавалось в пределах шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Доводы жалобы об обратном ошибочны.

Утверждение заявителя о том, что налоговое уведомление и требование об уплате налога за спорные периоды ей не направлялись, опровергается скриншотами страниц личного кабинета налогоплательщика.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, включая справку *** о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, штрафам, процентам по состоянию на 26 мая 2020 года, выписку из лицевого счета, по состоянию на 26 декабря 2019 года (л.д.161) имеется переплата по транспортному налогу в сумме 3723,78 руб., образованная вследствие перерасчета излишне начисленного транспортного налога за 2013 - 2015 годы, произведенного 11, 16 января 2017, 29 марта 2019 года, притом что лицевой счет в Межрайонной ИФНС России № 7 по <адрес> закрыт.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

В силу пункта 5 той же статьи зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

В этой связи, учитывая, что на дату возникновения задолженности по транспортному налогу за 2015-2016 годы на основании налогового уведомления - не позднее 20 марта 2018 года имелась переплата по транспортному налогу по итогам предшествующих налоговых периодов, она подлежала зачету в счет недоимки за 2015 год.

При этом следует отметить, что налоговым органом представлена копия заявления ответчицы от 8 ноября 2018 года, в котором содержалась просьба о перерасчете налога с 2008 года, то есть включая суммы, уплаченные в бюджет <адрес>.

Исходя из суммы переплаты, подлежащей зачету, задолженность по транспортному налогу за 2015 год составит 526 руб. (4250 - 3723,78), а сумма пени за период с 21 по 25 марта 2018 года - 5,97 руб. (4776 (4250 + 526) х 7,5% : 300 х 5).

С учетом изложенного решение подлежит изменению.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Бийского районного суда Алтайского края от 27 декабря 2019 года изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:

«Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю удовлетворить частично.

Взыскать с С.И., проживающей по адресу: <адрес>, в доход бюджета Алтайского края задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 526 рублей, транспортному налогу за 2016 год в размере 4250 рублей, пене за период с 21 по 25 марта 2018 года в размере 5 рублей 97 копеек.

В остальной части административного иска отказать.

Взыскать с С.И. в доход муниципального образования Бийский район Алтайского края государственную пошлину в размере 400 рублей».

Председательствующий:

Судьи:

33а-2253/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России №1 по АК
Ответчики
Старостенко И.Г.
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
24.03.2020Судебное заседание
28.04.2020Судебное заседание
26.05.2020Производство по делу возобновлено
26.05.2020Судебное заседание
28.05.2020Судебное заседание
28.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее