Судья: Сотников И.А. Дело № 33а-7526/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ14 марта 2017 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Башинского Д.А., Роговой С.В.,
по докладу судьи Башинского Д.А.,
при секретаре < Ф.И.О. >5
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Главы Кропоткинского городского поселения Кавказского района < Ф.И.О. >8 на решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 06 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
<...> обратился в Кропоткинский городской суд с административным исковым заявлением к администрации Кропоткинского городского поселения <...>, о признании незаконным бездействия администрации Кропоткинского городского поселения в части обеспечения < Ф.И.О. >2, состоящей на учете граждан, имеющих трех и более детей, земельным участком, в котором просит суд: признать незаконным бездействие администрации Кропоткинского городского поселения, выразившееся в непринятии мер к своевременному формированию земельного участка для включения в Перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, состоящих на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах Кропоткинского городского поселения <...>, в целях дальнейшего предоставления его < Ф.И.О. >2; обязать администрацию Кропоткинского городского поселения устранить допущенные нарушения путем предоставления < Ф.И.О. >2 земельного участка, предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, состоящих на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах Кропоткинского городского поселения <...>.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой района в результате проведенной проверки доводов обращения < Ф.И.О. >2 в деятельности администрации Кропоткинского городского поселения выявлены нарушения требований законодательства, в сфере обеспечения земельными участками граждан, имеющих трех и более детей. Семья < Ф.И.О. >2 является многодетной, в связи с чем, имеет право на однократное бесплатное предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства либо индивидуального жилищного строительства в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Согласно постановлению администрации Кропоткинского городского поселения от <...> <...> на основании соответствующего заявления < Ф.И.О. >1 принята на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц имеющих право на предоставление земельного участка в аренду, с датой учета <...> и временем 11 часов 56 минут. Учет граждан указанной категории в администрации Кропоткинского городского поселения ведется в электронном виде, и в настоящее время на указанном учете состоит 88 человек, < Ф.И.О. >1 значиться в указанном реестре под <...>. Исходя из сроков принятия на учет < Ф.И.О. >2 по категории граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц имеющих право на предоставление земельного участка в аренду, земельный участок для предоставления ей должен был быть сформирован и включен в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, не позднее <...>. Однако, Перечень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, состоящих на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах Кропоткинского городского поселения <...> администрацией Кропоткинского городского поселения сформирован, а Советом Кропоткинского городского поселения утвержден в нарушение установленных законом сроков (решение Совета Кропоткинского городского поселения от <...> <...>, опубликовано в газете «Огни Кубани» от <...>. Вышеуказанный Перечень состоит из двенадцати земельных участков расположенных по адресам: <...>, <...> и <...>, <...>, в связи с чем < Ф.И.О. >1 состоящая в реестре лиц указанной категории по очередности под <...> до настоящего времени не обеспечена земельным участком. Допущенное администраций Кропоткинского городского поселения бездействие нарушает права и законные интересы < Ф.И.О. >2 и членов ее семьи на получение земельного участка для жилищного строительства или ведения ЛПХ, и явилось следствием недобросовестного отношения выполнению своих должностных обязанностей со стороны ответственных лиц администрации Кропоткинского городского поселения. < Ф.И.О. >1 относится к категории граждан, имеющих трех и более детей, состоящих на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах Кропоткинского городского поселения.
В судебном заседании старший помощник прокурора <...> < Ф.И.О. >6 исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Кропоткинского городского поселения <...> < Ф.И.О. >7 с иском не согласилась и пояснила суду что порядок и условия предоставления земельных участка гражданам, имеющим трех и более детей на территории Краснодарского края установлены законом Краснодарского края от <...> <...> «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящимся в государственной или муниципальной собственности», вступивший в силу с <...>. Администрацией Кропоткинского городского поселения <...> предпринимались действия но реализации отдельных положений Закона Краснодарского края от 26 декабря 14 года <...> «О предоставлении гражданам, имеющим трех более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящимся в дарственной или муниципальной собственности», в частности по формированию земельных участков. На учете граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в аренду по Кропоткинскому городскому поселению <...> по состоянию на <...> состоит 93 человека. < Ф.И.О. >1 состоит на учете под номером 18, с датой учета мая 2015 года и временем 11 часов 56 минут. <...> в отделе имущественных отношениях администрации Кропоткинского городского поселения <...> < Ф.И.О. >1 получила решение Совета Кропоткинского городского поселения <...> <...> от 22.09.2016г. «Об утверждении Перечня земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и" более детей, состоящих на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения" личного подсобного хозяйства в границах Кропоткинского городского поселения <...>», что подтверждается её собственноручной подписью. До настоящего времени от < Ф.И.О. >2 не поступало заявлений о предоставлении ей земельного участка, включенного в перечень. В настоящее время шесть земельных участков, указанных в Перечне, утвержденным решением Совета Кропоткинского городского поселения <...> от <...> <...>, предоставлены в аренду сроком на 20 лет. На пять за участков из указанного Перечня, поданы заявления о их предоставлении.
Решением Кропоткинского городского суда Краснодарского края от <...> удовлетворено административное исковое заявление прокурора <...>.
Признано незаконным бездействие администрации Кропоткинского городского поселения, выразившееся в непринятии мер к своевременному формированию земельного участка для включения в Перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, состоящих на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах Кропоткинского городского поселения <...>, в целях дальнейшего предоставления его < Ф.И.О. >2.
Обязана администрация Кропоткинского городского поселения устранить допущенные нарушения путем предоставления < Ф.И.О. >2 земельного участка, предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, состоящих на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах Кропоткинского городского поселения <...>.
В апелляционной жалобе Глава Кропоткинского городского поселения <...> < Ф.И.О. >8 просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Как видно из материалов дела, прокуратурой района в результате проведенной проверки доводов обращения < Ф.И.О. >2 в деятельности администрации Кропоткинского городского поселения выявлены нарушения требований законодательства, в сфере обеспечения земельными участками граждан, имеющих трех и более детей.
Согласно п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченным органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, им трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие гр. должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Семья < Ф.И.О. >2 является многодетной, в связи с чем, имеет право на однократное бесплатное предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, либо индивидуального жилищного строительства в порядке, предусмотренном действу законодательством. Согласно постановлению администрации Кропоткинского городского поселения от <...> <...> на основании соответствующего заявления < Ф.И.О. >1 принята на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц имеющих право на предоставление земельного участка в аренду, с датой учета <...> и временем 11 часов 56 минут.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Краснодарского края от <...> <...> «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются заявителям органами местного самоуправления городских и сельских поселений (при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения), городских округов.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона <...>, в целях предоставления заявителям земельных участков в аренду соответствующие органы местного самоуправления с учетом положений частей 2 и 3 статьи 2 настоящего Закона формируют и утверждают Перечень.
Перечень утверждается представительным органом местного самоуправления не позднее 180 календарных дней после постановки на учет первого заявителя.
В Перечень представительным органом местного самоуправления вносятся изменения по включению в него земельных участков не позднее чем через 180 календарных дней после постановки заявителя на учет и по исключению из него земельных участков, по которым заключены с заявителями договоры аренды или в течение 180 календарных дней не поданы заявления. В Перечень включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади.
Учет граждан указанной категории в администрации Кропоткинского городского поселения ведется в электронном виде, и в настоящее время на указанном учете состоит 88 человек, < Ф.И.О. >1 значиться в указанном реестре под <...>.
Исходя из сроков принятия на учет < Ф.И.О. >2 по категории граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц имеющих право на предоставление земельного участка в аренду, земельный участок для предоставления ей должен был быть сформирован и включен в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, не позднее <...>.
Однако, Перечень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, состоящих на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах Кропоткинского городского поселения <...> администрацией Кропоткинского городского поселения сформирован, а Советом Кропоткинского городского поселения утвержден в нарушение установленных законом сроков (решение Совета Кропоткинского городского поселения от <...> <...>, опубликовано в газете «Огни Кубани» от <...>).
Вышеуказанный Перечень состоит из двенадцати земельных участков расположенных по адресам: <...>, <...> и <...>, <...>, в связи с чем, < Ф.И.О. >1 состоящая в реестре лиц указанной категории по очередности под <...> до настоящего времени не обеспечена земельным участком.
Допущенное администрацией Кропоткинского городского поселения бездействие нарушает права и законные интересы < Ф.И.О. >2 и членов ее семьи на получение земельного участка для жилищного строительства или ведения ЛПХ, и явилось следствием недобросовестного отношения к выполнению своих должностных обязанностей со стороны ответственных лиц администрации Кропоткинского городского поселения.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
< Ф.И.О. >1 относится к категории граждан, имеющих трех и более детей, состоящих на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах Кропоткинского городского поселения.
На федеральном уровне меры по поддержке многодетных семей установлены Указом Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», которым предусмотрено проведении целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен.
Суд, при таких обстоятельствах, посчитал возможным удовлетворить заявленные прокурором <...> исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 06 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главы Кропоткинского городского поселения Кавказского района < Ф.И.О. >8 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: