Дело № 10RS0011-01-2021-013983-77 (2а-5765/2021)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2021 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Короткова Сергея Евгеньевича о признания решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 02.07.2021 №17108/12.4-21 незаконным, понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 361 кв.м., вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки, адрес: <адрес>, на земельном участке расположена блок-секция <адрес>, 30.04.2021 обратился к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в чем 02.07.2021 письмом исх. №17108/12.4-21 ему было отказано. Полагая указанное решение незаконным, Коротков С.Е. просит признать его незаконным, обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В судебном заседании административный истец не участвовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело без его участия, его представитель Пронин А.В., действующий на основании доверенности, административный иск поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Самойлова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на изложенные в письменном отзыве доводы.
Администрация Петрозаводского городского округа своего представителя в суд не направила, представила письменный отзыв, согласно которому считает иск не подлежащим удовлетворению.
Заслушав пояснения лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Коротков С.Е. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 361 кв.м., вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки, адрес: <адрес>, на земельном участке расположена блок-секция <адрес> (право собственности зарегистрировано 07.05.2014 за № 10-10-01 /034/2014-575).
30.04.2021 административный истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением от 29.04.2021 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Рассмотрев указанное заявление, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия приняло решение, изложенное в письме от 02.07.2021 №17108/12.4-21 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на основании п.9 ст. 39.29, ст. 11.9, ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, п. 7 требований, установленных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее - Требования), поскольку по результатам проведенной аналитической проверки представленной заявителем схемы, была выявлена возможность расположения формируемого земельного участка в пределах земель общего пользования (проезда).
Полагая отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия незаконным, Коротков С.Е. оспорил его в суде.
Оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 11.2, 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земельных участков является способом образования нового земельного участка. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Основания и порядок перераспределения земельных участков и государственных, муниципальных и не разграниченных земель регламентированы главой 5.4 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается случаях перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Основания для отказа в перераспределении предусмотрены пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ и являются исчерпывающими.
Согласно пункту 10 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
В соответствии с пп.11 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ.
Подпунктом 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с п. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Решением Петрозаводского городского Совета № XXVI/XX-361 от 11 июля 2008 года внесены изменения в Генеральный план города Петрозаводска, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1984 года №428 «О генеральном плане г. Петрозаводска»; Генеральный план утвержден в новой редакции.
Решением Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 года №26/3 8-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, площадью 361 кв.м., расположен по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет 23.10.2001 года, относится к категории земель: «земли населенных пунктов», имеет вид разрешенного использования: «для эксплуатации блок-секции № жилого дома (индивидуальная жилая застройка)».
В оспариваемом отказе от 02.07.2021 №17108/12.4-21 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия ссылается на возможное расположение земельного участка, формируемого в соответствии с представленной схемой расположения, в территориальной зоне «Жи. Зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки» и на землях общего пользования, что противоречит требованиям п. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.
К территориям общего пользования относятся площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов, пляжи и другие объекты. Такими территориями может пользоваться неограниченный круг лиц (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).
Территории общего пользования отграничиваются от других участков красными линиями, которые подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 43 ГрК РФ текстовая часть проекта межевания территории должна включать в себя, в том числе перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд.
Следовательно, земельный участок, безусловно, относится к землям общего пользования только при совокупности всего ряда условий: участок находится в государственной или муниципальной собственности; он образован в границах красных линий, указанных в документации по планировке территории; он открыт для всеобщего беспрепятственного пользования.
Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 03.09.2019 N 2305 "Об утверждении Перечня элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры города Петрозаводска, используемых в качестве реквизитов адреса" Медвежий переулок включен в перечень элементов улично-дорожной сети Петрозаводского городского округа и расположен от улицы Хейкконена до улицы Рокаччу (п. 2247).
Согласно отзыва Администрации Петрозаводского городского округа, в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, земли, используемые в целях перераспределения, полностью расположены в границах существующей улично-дорожной сети (Медвежий переулок) и перспективной улично-дорожной сети (улица Хейкконена).
Само по себе отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Такое толкование учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий, изложенную в определении от 25.02.2016 № 242-О.
Судом установлено, что административным ответчиком при вынесении оспариваемого решения надлежащим образом не было установлено не только расположение испрашиваемого земельного участка, а именно его частичное нахождение на землях общего пользования, не были проверены и изучены все возможные основания вынесения решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Таким образом, по мнению суда, административный орган при вынесении оспариваемого решения не установил со всей достоверностью факт частичного расположения испрашиваемого земельного участка в границах двух территориальных зон: зоны застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки (Жи) и на землях общего пользования, при том, что в силу части 11 статьи 226 КАС РФ бремя доказывания данного обстоятельства возложено на административного ответчика.
При недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения (пункт 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
Таким образом, суд не вправе подменять административный орган и в рамках судебного разбирательства устанавливать обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения административным ответчиком, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд возлагает на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление административного ответчика.
Проанализировав нормы закона, все перечисленные выше обстоятельства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Короткова Сергея Евгеньевича удовлетворить.
Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 02.07.2021 №17108/12.4-21 незаконным.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно в течении 45 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения рассмотреть заявление Короткова Сергея Евгеньевича от 30.04.2021 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия расходы по оплате государственной пошлины в пользу Короткова Сергея Евгеньевича 300 рублей.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение составлено 01 сентября 2021 года