№2-5201 /16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2016 года г. Волгоград
Центральный районный суд города Волгограда в составе председательствующего судьи Коротенко Д.И.,
при секретаре Беликовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Тарасова Е. В. к Администрации города Волгограда, Комитету по жилищной политике администрации Волгограда об обязании поставить на учет, предоставлении жилого помещения по договору социальна найма в не очереди,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности по предоставлению жилья, в обосновании требований указав, что он, Тарасов Е. В. длительное время страдает хроническим заболеванием (код заболевания по МКБ - 10 N 36.0), а также не имеет собственного жилья ни по договору социального найма, ни в собственности и временно проживает у знакомых по адресу: Волгоград, ул. им. Хользунова, ..., однако совместное проживание с гражданами, не являющимися членами его семьи, невозможно ввиду наличия у него указанного выше хронического заболевания, в виде расстройства, что подтверждается соответствующей справкой ГУЗ «Поликлиникм №...» от ДД.ММ.ГГГГ.
Полагает, что необходимо признать его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и обязать администрацию Волгограда, комитет по жилищной политике администрации Волгограда поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также обязать предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Вместе с тем, при попытке встать на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма комитетом по жилищной политике администрации Волгограда в его адрес было направлено уведомление от 07.04.2016 № 01-40/4301и и выписка из постановления администрации Волгограда от 05.04.2016 № 478 «О принятии, отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» в которых сообщалось об отказе ему в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.?
Считает, что имеет правовые основания для отнесения его к числу лиц, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
Просит суд обязать администрацию Волгограда, комитет по жилищной политике администрации Волгограда поставить Тарасова Е. В., на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. Обязать администрацию Волгограда предоставить Тарасову Е. В., жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В судебное заседание истец не явился, извещен.
Представитель истца в судебном заседании на требованиях настаивала в полном объеме.
Представители ответчиков администрации Волгограда, Комитета по жилищной политике администрации Волгограда в судебном заседании по иску возражали, указывая, что истец не признан в установленном порядке малоимущим.
Представитель третьего лица ГУЗ « Поликлиника №2» в судебном заседании по иску полагался на усмотрение суда.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Тарасов Е. В. страдает хроническим заболеванием (код заболевания по МКБ - 10 N 36.0), а также не имеет собственного жилья ни по договору социального найма, ни в собственности.
Как указывает истец он проживает у знакомых по адресу: ..., однако совместное проживание с гражданами, не являющимися членами его семьи, невозможно ввиду наличия у него указанного выше хронического заболевания, в виде расстройства, что подтверждается соответствующей справкой ГУЗ «Поликлиники №...» от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ комитетом по жилищной политике администрации Волгограда выдана справка о наличии у граждан оснований для признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в комитет по жилищной политике администрации Волгограда по вопросу признания его малоимущим с целью дальнейшего включения в список граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, имеющих в соответствии с ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилых помещений.
Заключением комитета по жилищной политике администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... Тарасов Е.В. не признан малоимущим составом семьи 1 человек.
Согласно статье 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Таким образом, Законодательством установлены особый порядок и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, с учетом льгот по предоставлению жилых помещений.
Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Во исполнение статьи 51 Жилищного Кодекса РФ Правительство РФ постановлением № 378 от 16.06.2006 г. утвердило Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, согласно которому, к числу таких заболеваний отнесены - (код заболевания по МКБ - 10 N 36.0), а также утвержден перечень заболеваний на основании постановления Правительства РФ от 21.12.2004 года №817 « Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» - Психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.
В соответствии со статьей 58 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено обшей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для проживания гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с законом граждане, принятые на жилищный учет, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью соответствующего субъекта РФ в порядке очередности, исходя из времени принятия их на жилищный учет, за исключением следующих случаев.
Вне очереди жилые помещения предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том еле в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном федеральным законом перечне, совместное проживание с которыми в квартире невозможно.
На основании Решения Волгоградской городской Думы от 22.11.2007 № 51/1292 «Об установлении пороговых значений размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда Волгограда» и Постановления Администрации Волгоградской области от 08.02.2016 № 40-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально демографическим группам населения Волгоградской области за четвертый квартал 2015 г.» с ДД.ММ.ГГГГ на территории Волгограда для признания трудоспособного? населения малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, установлено пороговое значение размера дохода - 14011,5 рублей.
Среднемесячный совокупный доход Тарасова Е.В., исчисленный из суммы доходов за 12 месяцев, предшествующих дате подачи заявления составляет 28951 руб. и соответственно превышает вышеуказанное пороговое значение размера дохода.
Согласно пункту 4.3 Порядка учета доходов и определения стоимости подлежащего налогообложению имущества семьи или одиноко проживающего гражданина для их признания малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 05.12.2005 № 1224, граждане, у которых размер ежемесячного дохода за расчетный период превышает установленное пороговое значение, не могут быть признаны малоимущими.
Постановлением администрации Волгограда от 05.04.2016 № 478 «О принятии, отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Тарасову Е.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ.
В соответствии со статьями 14, 49, 57 ЖК РФ органы местного самоуправления предоставляют в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, в порядке очередности исходя из времени принятия граждан на учет.
В соответствии со ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, в соответствии с положениями ЖК РФ у органов местного самоуправления обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения по договору социального найма лицу, возникает в том случае, если указанное лицо является малоимущим и признано нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖКРФ.
Доводы истца о том, что такая обязанность у органов местного самоуправления возникает только из того обстоятельства, что истец страдает заболеванием, основан на неправильном применении норм материального права, поэтому является несостоятельным.
Таким образом, у ответчиков отсутствуют основания для включения Тарасова Е.В. в список граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, имеющих в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации право на внеочередное предоставление жилых помещений и предоставления истцу жилого помещения во внеочередном порядке.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Поскольку истец в установленном законом порядке не признан нуждающимися в улучшении жилищных условий, требования истца являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тарасова Е. В. к Администрации города Волгограда, Комитету по жилищной политике администрации Волгограда об обязании поставить на учет, предоставлении жилого помещения по договору социальна найма в не очереди, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда.
...
Судья Д.И. Коротенко