Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1747/2017 ~ М-1646/2017 от 31.10.2017

дело №2-1747\17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Волоколамск 11 декабря 2017 года

Волоколамский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Капцовой Т.Ю.,

при секретаре Маровой Е.Н.,
с участием помощника городского прокурора Кислицыной Н.В.,

представителей ответчика Куралесова А.А. и Емельяновой Е.А.,

представителя третьего лица Хоревой И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волоколамского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Моэнергосбыт» о признании незаконным прекращения подачи электроэнергии на объекты ООО «Теплосервиса,

УСТАНОВИЛ:

Волоколамский городской прокурор <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и просит запретить ПАО «Мосэнергосбыт» совершать действия по прекращению (ограничению) услуг по поставке электроэнергии на объекты ООО «Теплосервиса: Ф12 РП 16 ТП фабрика по адресу: <адрес> (котельная); решение суда обратить к немедленному исполнению.

С учетом уточнений своих требований Волоколамский городской прокурор указал в иске, что городской прокуратурой в ходе проведения еженедельного мониторинга соблюдения законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства установлено, что ООО «Теплосервис» является ресурсоснабжающей организацией на территории <адрес> в части обеспечения услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения «фабричного поселка». Со ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> начался отопительный сезон (распоряжение главы -Р от ДД.ММ.ГГГГ).

Вследствие образовавшейся у ООО «Теплосервис» задолженности за энергоресурсы перед ПАО «Мосэнергосбыт» за август-сентябрь 2017 года в связи с нарушением срока оплаты по договору энергоснабжения в сумме 521232,10 рублей и пени в размере 189747,73 рублей в адрес ООО «Теплосервис» и городской прокуратуры направлены уведомления о предстоящем ограничении режима потребления электрической энергии в отношении объекта Ф12 РП 16 ТП фабрика по адресу: <адрес> (котельная) с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым с 11.00 предполагается ограничение режима потребления электрической энергии (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ) на 90% до полного погашения задолженности.

Указанная котельная обслуживает социально значимые объекты- здание детского сада, многоквартирные жилые дома.

Ограничение режима потребления на указанной котельной не позволит обеспечить указанные объекты мощностями, необходимыми для устойчивой и бесперебойной подачи горячего водоснабжения и теплоснабжения подключенным к ним конечным потребителям-гражданам. Прекращение режима потребления электрической энергии в отопительный сезон приведет к остановке котельных, и как следствие - к прекращению подачи потребителям теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Котельные, а также подключенные к данным объектам образовательные и социальные учреждения, являются объектами, относящимися к категории потребителей электрической энергии (мощности) ограничение режима потребления электрической энергии которых, может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, причинению материального ущерба, а также вреда здоровью граждан.

Такие действия ответчика нарушают пределы осуществления гражданских прав, являются незаконными и нарушают гарантированные права граждан, пользующихся услугами предприятия ООО «Теплосервис», в том числе, на обеспечение теплоснабжением.

Кроме того, котельная является опасным промышленным объектом, на котором возможны аварии и инциденты, которые могут повлечь социально-опасные последствия для неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, прекращение (ограничение) режима потребления электрической энергии в отопительный сезон, ставит под угрозу промышленную безопасность указанных опасных производственных объектов, то есть состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Можайское территориальное отделение ПАО «Мосэнергосбыт» является единственным гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Волоколамского муниципального района.

В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктами 2 и 3 статьи 546 ГК РФ установлен перечень оснований, при которых допускается перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии в одностороннем порядке. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии (пункт 2).

В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством и соглашением сторон обязательства. Правительством РФ утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями.

Указанный порядок обеспечивает запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, а также Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Согласно п. 18 Правил в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Приложение к данным Правилам определяет категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экологическим, экономическим и социальным последствиям.

Согласно п. 2 Приложения не допускается введение ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони в отношении организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов - в отношении этих объектов.

Аварийная броня в ООО «Теплосервис» не определена.

В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 121 Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

Между ПАО «Мосэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) и ООО «Теплосервис» (абонент) заключены договоры энергоснабжения, по условиям которых гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а абонент обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию.

Вышеуказанная котельная эксплуатируется ООО «Теплосервис» для обеспечения централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения детского сада, жилых домов.

Ограничение подачи электроэнергии на котельную влечет невозможность оказания потребителям в том числе, гражданам - жителям Волоколамского муниципального района, таких коммунальных услуг как теплоснабжение и горячее водоснабжение, водоснабжение, что является нарушением прав потребителей, гарантированных Законом РФ «О защите прав потребителей», Жилищным кодексом РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Конкретный круг потребителей, пользующихся вышеуказанными коммунальными услугами, определить невозможно, в том числе, по причине непостоянного числа данных лиц.

При этом наличие у ООО «Теплосервис» перед ПАО «Мосэнергосбыт» задолженности по оплате электроэнергии само по себе не является основанием для нарушения вышеприведенного законодательно установленного порядка ограничения подачи электроэнергии.

Действия ресурсоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно- энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно- энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам- потребителям, являются незаконными.

Положения действующего законодательства, не исключают возможность приостановления и прекращения ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии и газа организациям-потребителям в том случае, если такими организациями-потребителями являются юридические лица.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Действия энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.

В силу части 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

ПАО «Мосэнергосбыт не предпринималось никаких мер для заключения необходимых соглашений с организацией-потребителем в целях защиты интересов соответствующих потребителей независимо от того, имелась ли у таких ресурсоснабжающих организаций информация о таких потребителях.

Перечень способов защиты, установленный ст. 12 ГК РФ не является исчерпывающим. Одним из способов защиты предусмотренных указанной нормой является, в том числе восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Исходя из указанных требований закона заявленный способ защиты в виде признания действий коммерческой организации незаконными соответствует и адекватен правовой цели, которая преследуется при обращении в суд -восстановлении права на получение коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению и пресечение опасности причинения вреда вследствие ограничения режима электроэнергии в будущем в отношении неопределенного круга лиц.

Данные отношения регулируются публичным законодательством, вытекающим из публичных отношений: исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, ПАО «Мосэнергосбыт» является монополистом на рынке услуг, и его действия сочетают в себе административные черты, что выражается в инициировании процедуры прекращения (ограничения) подачи электроэнергии.

У ПАО «Мосэнергосбыт» в соответствии Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» имеются полномочия, которые предоставляют право инициировать ограничение (прекращение) режима потребления электроэнергии.

Следует отметить, что уровень аварийной брони на спорных объектах не определен. Пунктом 2 статьи 546 ГК РФ предусмотрено, что прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

В соответствии с п. 17 Правил (Постановление ) в отношении потребителей вводится не ниже величины аварийной (технологической) брони.

Указанные положения подлежат толкованию в системной взаимосвязи с требованиями ст.ст. 10, 12 и 14 ГК РФ, предполагающими соразмерность избранного способа защиты права со стороны ПАО «Мосэнергосбыт» правовым и фактическим последствиям его применения, недопустимость соразмерного ограничения прав заинтересованных лиц в связи с необходимостью осуществить защиту своего права.

Следовательно, при отсутствии аварийной брони ограничение энергопотребления, влекущее подобную угрозу, не может быть признано законным.

Более того, поскольку предоставление количества электроэнергии в объеме аварийной брони является обязательным, то ограничение поставки электроэнергии таким объектам не может быть признано соразмерным защищаемым интересам. Обеспечение электроэнергии в объеме такой брони рассматривается законодателем как необходимое условие соблюдение прав граждан, соответственно, его нарушение, влекущее лишение населения и социально значимых объектов необходимых коммунальных услуг, свидетельствует о нарушении прав граждан.

Электрическая энергия является необходимым элементом технологического процесса подачи в жилой фонд отопления и горячего водоснабжения, и ограничение ее подачи исключает возможность обеспечения отоплением, горячим водоснабжением.

Возможность отключения в период отопительного сезона создает угрозу жизни и здоровью людей, предпосылки для неблагоприятных экономически, экологических, социальных последствий.

Ограничение подачи на котельные установки и ВЗУ является крайней мерой, тем более, что ответчиком использованы меры по взысканию задолженности и взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами, что компенсирует несвоевременность оплаты за электроэнергию.

Способ защиты - запрет совершения действий на будущее время вытекает из деятельности ПАО «Мосэнергосбыт» по ограничению (прекращению) режима потребления электроэнергии в отсутствии установленной аварийной брони на объекты, где электрическая энергия является необходимым элементом технологического процесса подачи в жилой фонд отопления и горячего водоснабжения, и ограничение ее подачи исключает возможность обеспечения отоплением, горячим водоснабжением нарушает права и законные интересы граждан и может создавать угрозу жизни и здоровью людей.

В случае установления опасности причинения какого-либо вреда указанная деятельность может быть запрещена в соответствии с пунктом 1 статьи 1065 ГК, согласно которому опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В данном случае действия ПАО «Мосэнергосбыт» по ограничению (прекращению) режима электроэнергии в отсутствии установленной аварийной (технологической) брони создают опасность причинения вреда для граждан.

В судебном заседании помощник Волоколамского городского прокурора Кислицына Н.В. просит иск удовлетворить по доводам уточненного искового заявления. Суду пояснила, что уведомление от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Мосэнергосбыт» никем не обжаловались, фактически подача электроэнергии на объекты ООО «Теплосервис» не ограничивалась. Но ответчик может это сделать, поэтому необходимо в судебном порядке запретить ПАО «Мосэнергосбыт» в будущем совершать какие-либо действия по прекращению или ограничению поставки электроэнергии на объекты ООО «Теплосервис».

Представитель ПАО «Мосэнергосбыт» по доверенности Емельянова Е.А. иск прокурора не признала, просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ПАО «Мосэнергосбыт» по доверенности Куралесов А.А. иск прокурора не признали, просит отказать в удовлетворении исковых требований. Суду пояснил, что исковые требования в данном случае заявлены в отношении ненадлежащего лица, так как в силу своего правового статуса ПАО «Мосэнергосбыт» не уполномочено совершать действия по прекращению подачи электроэнергии. Гарантирующий поставщик в силу положений «Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , не осуществляет действий по прекращению электрической энергии, а осуществляет инициирование введения ограничения электроснабжения в отношении потребителей- неплательщиков.

В соответствии с требованиями Правил под ограничением режима потребления электроэнергии понимается полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики потребителя, в том числе уровня потребления электрической энергии, осуществляемое в порядке и в случаях, которые определяются требованиями Правил .

ПАО «Мосэнергосбыт» имеет статус гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации), не является сетевой организацией (исполнителем), соответственно, действия по ограничению электрической энергии не осуществляет.

Кроме того, у ПАО «Мосэнергосбыт» отсутствуют объекты электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электроэнергии (так как соответствующее технологическое присоединение осуществляется к объектам сетевой организации), вследствие чего, ПАО «Мосэнергосбыт» физически (технологически) не может совершать действия по ограничению режима потребления электроэнергии. В этой связи в исковом заявлении прокурор осуществил подмену предусмотренных законодательством понятий, а именно: «инициирование ограничения режима потребления электроэнергии», и «совершение действий по прекращению подачи электроэнергии», что является безусловным основанием для отказа в иске. Заявленные требования не основаны на законе и на положениях договора энергоснабжения между ПАО «Мосэнергосбыт» и ООО «Теплосервис», лишает гарантирующего поставщика права инициировать введение ограничения режима потребления по любым основаниям, предусмотренным законом.

Право гарантирующего поставщика на инициирование ограничения режима потребления электрической энергии предусмотрено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и требованиями Правил .

В соответствии с п. 7 ст. 38 ФЗ «Об электроэнергетике», а также требованиями Правил установлены основания и порядок ограничения режима потребления электрической энергии.

Суть исковых требований не основана на положениях законодательства и договора с потребителем, так как лишает права производить ограничения электрической энергии в том числе, и в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных режимов, либо при совершении противоправных действий, связанных, например, с безучетным потреблением электрической энергии, выразившимся в самовольном подключении энергопринимающих устройств к сети до прибора учета.

Действующим законодательством предусмотрена возможность введения как частичного, так и полного ограничения режима потребления электрической энергии.

В соответствии с пунктом 1(1) Правил следует отличать полное и частичное ограничение режима потребления электрической энергии: частичное ограничение режима потребления - ограничение режима потребления, предполагающее сокращение объема подачи электрической энергии потребителю до уровня, определенного в соответствии с настоящими Правилами; полное ограничение режима потребления - ограничение режима потребления, предполагающее прекращение подачи электрической энергии потребителю в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя.

Согласно абз. 5 и 6 п. 5 Правил в отношении энергопринимающих устройств потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указаны уровни технологической и аварийной брони, частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, указанного в данном акте, вводится по истечении 5 дней (если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони) после дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони.

В отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором не указан уровень технологической брони, частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, указанного в данном акте, вводится не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления такого потребителя о введении ограничения режима потребления.

Следует отметить, что действующим законодательством предусмотрена возможность полного ограничения режима потребления электрической энергии объектов электроэнергетики потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (котельные, водозаборные узлы), при наличии уведомления потребителя о готовности к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Так, в соответствии с п. 7.1. ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.

Потребитель электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан выполнить мероприятия, обеспечивающие его готовность к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращению наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, в течение шести месяцев со дня введения в отношении такого потребителя частичного ограничения потребления электрической энергии до уровня аварийной брони, если иной срок выполнения указанных мероприятий (но не более одного года) не установлен в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Проверка выполнения потребителем электрической энергии указанных мероприятий осуществляется в соответствии с порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Введение полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возможно только при устранении возможности наступления указанных последствий.

Согласно абз. 2 п. 3 Правил , в случае если введение ограничения режима потребления в отношении лица, владеющего энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики иных потребителей, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии таким потребителям, это лицо обязано обеспечить переток электрической энергии таким потребителям в объеме их потребления.

Пунктом 5 Правил предусмотрен порядок проведения процедуры частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а пунктами 16 и 16 (1) Правил предусмотрен порядок полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Между тем, пунктом 16 (1) Правил предусмотрено, что потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан в течение трех дней после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони) предоставить исполнителю и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств полного ограничения режима потребления; в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия; в течение 2-х месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств, в случае, если не был предоставлен утвержденный план указанных мероприятий.

В связи с тем, что процедура ограничения электрической энергии состоит из нескольких этапов, одним из которых является направление уведомления о введении частичного ограничения режима потребления, применение обеспечительной меры фактически означает запрет на инициирование процедуры ограничения электрической энергии, что повлечет освобождение потребителя от исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 16 (1) Правил, а именно по разработке и реализации плана мероприятий по обеспечению готовности к введению ограничения режима потребления электрической энергии.

Право инициировать, а не совершать ограничение режима потребления электроэнергии в отношении потребителя- неплательщика основано на требованиях законодательства и условиях договора энергоснабжения между ПАО «Мосэнергосбыт» и ООО «Теплосервис».

В соответствии с п. 16 (1) Правил предусмотрено, что потребителю после получения уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии необходимо разработать и реализовать мероприятия по обеспечению безаварийного введения ограничения режима потребления электрической энергии из центральных сетей, то есть обеспечить установку автономных источников питания.

Необходимым условием для разработки и реализации потребителем плана мероприятий по переходу на автономные источники питания и прекращения наращивания задолженности за электроэнергию является получение уведомления о введении частичного ограничения электрической энергии от гарантирующего поставщика (ПАО «Мосэнергосбыт»)

В этой связи, инициирование процедуры введения ограничения путем направления потребителю уведомления не влечет негативных последствий для потребителя, поскольку введение полного ограничения электрической энергии возможно только после реализации потребителем мероприятий по автономному энергоснабжению.

Кроме того, со стороны ПАО «Мосэнергосбыт» не причинялся вред неопределенному кругу лиц- населению, получающему от объектов ООО «Теплосервис» горячую воду и тепловую энергию, в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению, так как факт причинения указанным лицам вреда потребителям ООО «Теплосервис» действиями (бездействием) ПАО «Мосэнергосбыт» ничем не подтвержден.

ООО «Теплосервис» нарушает обязательства по оплате за электроэнергию, оно также не исполняет обязанность по выполнению мероприятий, необходимых для безаварийного прекращения подачи электроэнергии, обеспечения    безопасности    людей и сохранности оборудования, мероприятия по установке за свой счет автономных резервных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Представитель ответчика обратил внимание суда на то обстоятельство, что ч. 3 ст. 9.22. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.

Поскольку требования прокурора запрещают ПАО «Мосэнергосбыт» инициировать введение ограничения, следовательно, прокурор допускает возможность потребителю не исполнять возложенные на него обязанности по реализации мероприятий по автономному энергоснабжению. Исковые требования направлены не на защиту интересов неопределенного круга лиц, а на защиту интересов недобросовестного потребителя, злоупотребляющего своими правами.

Представитель ответчика по доверенности Куралесов А.А. также пояснил, что исковые требования сформулированы некорректно, невозможно запретить возникновение угрозы нарушения прав в будущем. Ссылки прокурора на требования ст. 1065 ГК РФ, что опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, не могут быть применимы, так как не относятся к спорным правоотношениям.

Также прокурор неверно трактует понятие уровня аварийной брони на объектах. Действительно, уровень аварийной брони на объекте ООО «Теплосервис» не определен. Но это не входит в компетенцию ПАО «Мосэнергосбыт», этим занимается МОЭСК. Однако инициатива должна исходить от ООО «Теплосервис», это является его обязанностью.

Представитель ООО «Теплосервис» по доверенности Хорева И.Е. просит иск прокурора удовлетворить. Пояснила, что уведомление ПАО «Мосэнергосбыт» от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости введения частичного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) в адрес ООО «Теплосервис» не оспаривалось. ООО «Теплосервис» является должником перед ПАО «Мосэнергосбыт», в настоящее время большую часть задолженности они погасили, режим потребления электроэнергии на объекте ООО «Теплосервис»- газовая котельная Ф12 РП 16 ТП фабрика на 90% не был ограничен, не было и отключений электроэнергии.

Администрация Волоколамского муниципального района <адрес> письтме6нно ходатайствовала о рассмотрении данного дела в отсутствие своего представителя, вопрос о правомерности удовлетворения заявленных требований оставляет на усмотрение суда.

Представители Федеральной антимонопольной службы в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены.

В судебном заседании установленною, что между ПАО «Мосэнергосбыт» и ООО «Теплосервис» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор энергоснабжения на поставку электрической энергии (мощность).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Теплосервис» было направлено уведомление об ограничении режима потребления электрической энергии, в связи с нарушением сроков оплаты по договору энергоснабжения за период август-сентябрь 2017 года и образовавшейся задолженностью в сумме 521232,10 руб., а также пени в размере 189747,73 руб. ПАО «Мосэнергосбыт» уведомляло ООО «Теплосервис» о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять неотложные меры для полного погашения задолженности. В противном случае, предполагалось с ДД.ММ.ГГГГ ввести частичное ограничение потребление электрической электроэнергии (мощности) на котельной Ф12 РП 16 ТП фабрика- <адрес>.

Уведомление заинтересованными лицами, в том числе ООО «Теплосервис», прокурором не оспаривалось.

На ДД.ММ.ГГГГ просроченная кредиторская задолженность ООО «Теплосервис» перед ПАО «Мосэнергосбыт» составляла 32 692,70 руб., в связи с чем, фактическое ограничение ПАО «Мосэнергосбыт» режима потребления электрической энергии на вышеуказанном объекте ООО «Теплосервис» не производилось. Доказательств обратного суду не представлено.

Рассмотрев заявленные требования, исследовав доказательства, представленные сторонами, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Защите подлежат нарушенные или оспоренные права- ст. 11 ГК РФ.

При рассмотрении данного дела не установлено, что имело место ограничение подачи электрической энергии на объект ООО «Теплосервис»- котельная Ф12 РП 16 ТП фабрика- <адрес> <адрес>.

В иске прокурор просит признать незаконным прекращение (ограничение) подачи электроэнергии на указанный объект, тогда как ни прекращения, ни ограничения подачи электроэнергии реально не было. То есть, не установлено нарушение прав неопределенного круга лиц, в интересах которого прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ.

Истец ссылается на то обстоятельство, что уровень аварийной брони на объекте ООО «Теплосервис» не определен. Однако ПАО «Мосэнергосбыт» не является сетевой организацией, с которой ООО «Теплосервис» должен согласовывать технологическую и (или) аварийную броню.

Согласование технологической и (или) аварийной брони является обязанностью ООО «Теплосервис», возложенной на него законом. В соответствии с абзацем 10 п. 7 ст. 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» потребители электроэнергии, ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны согласовывать технологическую и (или) аварийную броню. Порядок согласования технологической и (или) аварийной брони, а также ее параметры, обеспечивающие предотвращение экономических, экологических или социальных последствий ограничения режима потребления электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» установлено, что Перечень потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации с указанием принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, ежегодно до 1 июля утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Формирование и ведение указанного перечня потребителей электрической энергии осуществляется в соответствии с требованиями порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, установленного Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного положения Федерального закона Постановление Правительства российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии) предусматривает перечень категорий потребителей, ограничение потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Ссылки прокурора на отсутствие аварийной брони в ООО «Теплосервис» не имеют отношения к договору между ПАО «Мосэнергосбыт» и ООО «Теплосервис», поскольку ПАО «Мосэнергосбыт» не является сетевой организацией, в его компетенцию не входит согласование технологической и (или) аварийной брони с потребителем ООО «Теплосервис» - Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг…»).

Суд не может согласиться со ссылкой в исковом заявлении прокурора на положения ст. 1065 ГК РФ- опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Исковые требования, как они заявленные в уточненном исковом заявлении, направлены на недопущение совершения определенных действий в будущем, что не подпадает под действие ст. 1065 ГК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Волоколамского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Моэнергосбыт» о запрете ПАО «Моэнергосбыт» совершать действия по прекращению (ограничению) услуг по поставке электроэнергии на объект ООО «Теплосервиса»: Ф12 РП 16 ТП фабрика по адресу: <адрес> (котельная) - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Волоколамский городской суд <адрес>.

Судья Капцова Т.Ю.

2-1747/2017 ~ М-1646/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Волоколамский городской прокурор
Ответчики
ПАО "Мосэнергосбыт"
ПАО "Мосэнергосбыт" Можайское территориальное отделение
Другие
ООО "Теплосервис"
Администрация городского поселения Волоколамск
Федеральная антимонопольная служба
Суд
Волоколамский городской суд Московской области
Судья
Капцова Т.Ю.
Дело на сайте суда
volokolamsk--mo.sudrf.ru
31.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.10.2017Передача материалов судье
01.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.12.2017Судебное заседание
11.12.2017Судебное заседание
12.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2018Дело оформлено
25.01.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее