Дело № 2-126/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 февраля 2020 г. г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Волковой Л.В.,
при секретаре Третьяковой О.Б.,
с участием представителя истца Кулаковой О.В., действующей по доверенности,
представителя ответчика Черных С.В., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Турова Павла Ивановича к Управлению Пенсионного фонда РФ Нытвенского района о перерасчете страхового стажа, возложении обязанности назначить страховую пенсию,
у с т а н о в и л:
Туров П.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Нытвенском районе, просит: возложить обязанность произвести перерасчет страхового стажа для назначения страховой пенсии, как проходившему воинскую службу в ограниченном контингенте войск в ДРА с 26.12.1979 по 15.11.1981, возложить обязанность установить ему страховую пенсию по старости с момента обращения.
Истец требования мотивировал тем, что страховая пенсия ему должна быть назначена в связи с длительным трудовым стажем на основании ч. 1.2 ст. 8 ФЗ-400 "О страховых пенсиях", период с 26.12.1979 по 15.11.1981 – участие в боевых действиях при оказании интернациональной помощи на территории Демократической республики Афганистан подлежит включению в страховой стаж в льготном исчислении - один месяц службы за три на основании Постановления Совета министров ССР № 590 от 03.08.1972.
В судебное заседание истец Туров П.И. не явился, направил представителя.
Представитель истца Кулакова О.В. настаивает на заявленных требованиях по доводам искового заявления.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ в Нытвенском районе – Черных С.В. с иском не согласна по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
С 1 января 2015 года назначение (установление) и выплата пенсий регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон №400-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона №400-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года, право на страховую пенсию имели мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Федеральным законом N 350-ФЗ от 03 октября 2018 года в данный Закон внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2019 (за исключением некоторых положений).
Так, вступившим в силу с 01 января 2019 года Федеральным законом от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста до 65 лет для мужчин, по достижении которого при наличии требуемого страхового стажа, не менее 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 может быть назначена страховая пенсия по старости на общих основаниях.
Общие условия назначения пенсии определены в ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ:
1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В статью 8 Закона N 400-ФЗ с 01.01.2019 введена новая часть 1.2, согласно которой лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно ч. 1 статьи 11 Закона N 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
П. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
В силу ч. 8 ст. 13 ФЗ № 400-ФЗ (в ред., действующей с 01.01.2019), при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица
Вместе с тем, на основании части 9 статьи 13 Закона N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 этого Закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13 Закона N 400-ФЗ.
Таким образом, как следует из анализа вышеуказанных норм права, только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости. Время службы в рядах Вооруженных Сил СССР в этот стаж не засчитывается.
В период с 26 декабря 1979 по 15 ноября 1981 истец принимал участие в боевых действиях при оказании интернациональной помощи ДРА, что подтверждается военным билетом, свидетельством на льготы как участник боевых действий на территории других государств3, учетно-послужной карточкой (л.д. 7-10, 37-42).
Периоды работы истца отражены в трудовой книжке (л.д. 10-22).
24.06.2019 года истец обратился с заявлением к ответчику о назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ по основанию наличия большого стажа – более 42 лет.
Решением ответчика от 10.07.2019 года истцу отказано в назначении пенсии по статье 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", фактическая продолжительность страхового стажа по состоянию на 31.12.2018 была определена в 37 лет 1 мес. 11 дней, требуемый страховой стаж для определения права в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составляет 42 года. Ответчик указал, что право на пенсию у истца не возникло в связи с недостижением пенсионного возраста (л.д. 23-24).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи12 Гражданского процессуального кодекса РФ закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 (мужчины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 (мужчины) лет.
Турову П.И. на момент обращения в суд исполнилось полных 58 лет, т.е. он не достиг пенсионного возраста.
Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из нестраховых периодов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона N 400-ФЗ, - только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Таким образом, права на пенсию по ч. 1.2 ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ у истца на данный момент не имеется.
Право на пенсию на основании ч. 1 ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ, даже при наличии страхового стажа в размере более 15 лет, у истца также не возникло, поскольку в соответствии с приложением № 6 к указанному закону в 2019 г. право на получение страховой пенсии возникло у мужчин, достигших 61 г., в 2020 г. право на получение страховой пенсии возникает у мужчин, достигших 62 лет.
В соответствии с ч. 3 ст. 10
Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Однако, истец под условия данной статьи также не подпадает в связи с недостижением требуемого возраста.
Таким образом, оснований для включения в льготном исчислении периода воинской службы в ДРА с 26.12.1979 по 15.11.1981, перерасчета стажа и назначении пенсии с момента обращения по доводам истца не имеется, в связи с чем суд отказывает Турову П.И. в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ,
решил:
Отказать Турову Павлу Ивановичу в удовлетворении требований к Управлению Пенсионного фонда РФ Нытвенского района о возложении обязанности произвести перерасчет страхового стажа для назначения страховой пенсии, как проходившему воинскую службу в ограниченном контингенте войск в ДРА с 26.12.1979 по 15.11.1981, возложении обязанности установить Турову П.И. страховую пенсию по старости с момента обращения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В. Волкова