Дело № 2-2175/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Шатура Московская область ДД.ММ.ГГГГ
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего - судьи Жигаревой Е.А.,
при секретаре Бозуновой А.А.,
с участием ответчика Савковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сивовой ФИО7 к администрации Шатурского муниципального района Московской области, Ивановой ФИО8, Ивановой ФИО9, Савковой ФИО10 о признании права собственности в порядке приватизации,
установил:
Сивова В.А. обратилась в суд с иском к администрации Шатурского муниципального района Московской области, Ивановой Г.Н., Ивановой Ю.Н., Савковой Н.В. о признании права собственности в порядке приватизации, указывая, что зарегистрирована и проживает совместно с членами своей семьи по адресу: <адрес>, несет бремя содержания жилого помещения. Жилой дом был предоставлен в пользование ДД.ММ.ГГГГ по обменному ордеру. При подготовке документов для его приватизации было установлено отсутствие собственника объекта недвижимости. Просит признать за ней право собственности на спорный жилой дом в порядке приватизации.
В судебное заседание истица Сивова В.А. не явилась, о времени и месте судебного слушания извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации Шатурского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом.
Ответчики Иванова Г.Н., Иванова Ю.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В представленных суду письменных заявлениях, приобщенных к материалам дела, исковые требования признали.
Ответчик Савкова Н.В. в судебном заседании также в представленном суду письменном заявлении, приобщенном к материалам дела, исковые требования признала.
Последствия признания иска ответчикам известны.
Представитель третьего лица администрации сельского поселения Радовицкое Шатурского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом.
Исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения ответчика, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Материалами дела установлено, что Сивовой В.А. на основании обменного ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Исполнительным комитетом городского совета народных депутатов, был предоставлен в пользование дом дорожного мастера, расположенный по адресу: <адрес>, состоящий из двух комнат размером <данные изъяты> (л.д. 9, 10).
Основанием для принятия такого решения послужило заявление Сивовой В.А. об обмене жилой площади (л.д. 11).
Из технического паспорта, составленного Орехово-Зуевским районным филиалом ГУП МО «МОБТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что жилой дом, расположенный по указанному адресу, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, общей площадью - <данные изъяты>, жилой - <данные изъяты> Сведения о правообладателях отсутствуют (л.д. 12-16).
Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - жилой дом, расположенный по указанному адресу, отсутствуют (уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 53).
В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Порядок осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования урегулирован Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 4 данного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. При этом, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством (ст. 7 Закона).
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст. 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.
Статьей 18 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
При этом пунктом 1 приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» установлено, что объекты государственной собственности (в том числе жилищный и нежилой фонд), расположенные на территории, находящейся в ведении соответствующего Совета народных депутатов, относятся к муниципальной собственности.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что дом дорожного мастера на балансе ГУП МО «Шатурский Автодор» не числится (л.д. 21).
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности сельского поселения Радовицкое Шатурского муниципального района дом дорожного мастера, расположенный по адресу: <адрес>, не является муниципальной собственностью сельского поселения Радовицкое Шатурского муниципального района (л.д. 18).
Сообщением администрации Шатурского муниципального района установлено, что дом дорожного мастера не является собственностью муниципального образования «Шатурский муниципальный район» (л.д. 20).
Таким образом, на момент рассмотрения спора спорное жилое помещение в муниципальную собственность не принято.
Между тем, это обстоятельство не может повлечь за собой неблагоприятные последствия для истицы, выразившей намерение воспользоваться предоставленным ей правом на приватизацию занимаемого жилого помещения, поскольку соблюдение законов Российской Федерации в равной мере является обязанностью как граждан, так и органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации).
На основании установленных по делу обстоятельств, руководствуясь названными нормами закона, с учетом того, что истица Сивова В.А. вселилась в спорное жилое помещение на законных основаниях и не использовала своего права на приватизацию, заявленное ею требование о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации на основании ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Сивовой ФИО11 удовлетворить.
Признать за Сивовой ФИО12 право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Жигарева