Дело №2-2907/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 декабря 2017 года город Георгиевск
Георгиевский городской суд Ставропольского края под председательством судьи Дешпита В.С.,
при секретаре Мартынюк Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Георгиевского городского суда гражданское дело № 2-2907/2017 по иску Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края к Хачатряну Г.Д. , Хачатряну Д.Г. , Григорьеву О.В. о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
В иске представитель Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Грибенник С.Д. в обоснование заявленных исковых требований суду сообщил, что в соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26 мая 2017 года № 1 обстановка, сложившаяся в результате возникновения дождевых паводков в мае 2017 года на территории Ставропольского края была признана чрезвычайной ситуаций федерального характера. Кроме того, режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций был введен распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 344-р.
На основании п.п. «г, д» п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года №110 оказание единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека) гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, производятся за счет средств федерального бюджета.
В Ставропольском крае меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, установлены Законом Ставропольского края от 10 апреля 2006 года № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» (далее - Закон № 19-кз). В соответствии со ст. 1 Закона № 19-кз к гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, относятся в том числе граждане, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона № 19-кз гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, выплачиваются единовременные денежные выплаты в следующих размерах:
- 10 тыс. рублей на человека - единовременная материальная помощь;
- 50 тыс. рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости;
- 100 тыс. рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
Единовременные денежные выплаты из бюджета Ставропольского края осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.
Пунктом 3 Порядка, утвержденного Постановлением № 84-П предусмотрено, что право на получение единовременных денежных выплат имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера в населенном пункте Ставропольского края, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Ставропольском крае, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено. Единовременные денежные выплаты пострадавшим гражданам за утраченное имущество первой необходимости выплачиваются либо в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, либо в связи с полной утратой имущества первой необходимости.
Согласно Порядку выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге (супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении) гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае, утвержденного приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года № 95, единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края (далее министерство) пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края.
В ходе проведения проверки целевого расходования средств федерального бюджета, выделенных в 2017 году Правительству Ставропольского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 г. на территории Ставропольского края, на оказание гражданам единовременной материальной помощи и на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной либо полной утратой ими имущества первой необходимости (далее единовременные выплаты), специалистами Счетной Палаты Российской Федерации было выявлено, что среди получателей единовременных выплат имеются иностранные граждане.
Тогда как в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций имеют только граждане Российской Федерации.
Хачатрян Д.Г. и Григорьев О.В., являясь иностранными гражданами, что подтверждается видом на жительство 821413510, свидетельством о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации ВУ №, были включены в списки пострадавших, и им была произведена выплата единовременной материальной и финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости на счет, открытый в ПАО Сбербанк (№) в размере 120,0 тыс. рублей (по 60,0 тыс. рублей на каждого) за счет средств бюджета Российской Федерации и в размере 120,0 тыс. рублей (по 60,0 тыс. рублей на каждого) за счет средств бюджета <адрес> (платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ, платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ, платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ, платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ).
Министерством в адрес администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края письмом от ДД.ММ.ГГГГ № была направлена информация о необоснованном получении вышеуказанных сумм.
Однако по настоящее время на лицевой счет министерства не осуществлен возврат необоснованно полученных денежных средств.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
По указанным основаниям представитель истца Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Грибенник С.Д. в иске просит суд взыскать с ответчиков Хачатряна Г.Д., Хачатряна Д.Г. и Григорьева О.В. в пользу истца неосновательно приобретенные 240 000 рублей.
В судебное заседание представитель истца Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края не явился, извещенный об его времени и месте в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, направив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
В судебное заседание ответчики Хачатрян Г.Д., Хачатрян Д.Г. и Григорьев О.В., представитель ответчика Хачатряна Г.Д. – Минасян И.В., будучи извещенными о его времени и месте в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, не явились и не известили суд о наличии уважительных причин неявки.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков Хачатряна Г.Д., Хачатряна Д.Г. и Григорьева О.В., представителя ответчика Минасян И.В.
В судебное заседание также не явился представитель третьего лица администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края, будучи извещенным о его времени и месте в соответствии со ст. 113 ГПК РФ.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края.
Исследовав материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу абзаца 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. «л» ч. 1 ст. 11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подпунктами «г», «д» п. 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 000 рублей на человека.
Утвержденными МЧС России Методическими рекомендациями № 2-4-87-24-7 от 03 октября 2014 года по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, к имуществу первой необходимости рекомендовано относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Согласно абз. 2 п. 5 Правил Правительства РФ органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Меры социальной поддержки граждан, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, кроме указанных нормативных актов, предусмотрены также Законом Ставропольского края от 10 апреля 2006 года № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» и Порядком предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края №84-п от 02 июня 2006 года (введен Постановлением Правительства Ставропольского края № 287-п от 25 июля 2017 года).
В соответствии с Приказом МЧС России от 29 августа 2014 года № 470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
По смыслу приведенных выше нормативных актов, регулирующих спорные отношения сторон, право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества возникает у граждан РФ и не зависит от принадлежности им пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения на праве собственности. Обязательным условием для выплаты единовременной материальной помощи является постоянное проживание гражданина на момент чрезвычайной ситуации в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации; для выплаты финансовой помощи - постоянное проживание в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, и установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества первой необходимости.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Как установлено в судебном заседании, в мае 2017 года произошло подтопление территории Георгиевского района Ставропольского края в результате ЧС - выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок.
В силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
Постановлением исполняющего обязанности главы Георгиевского муниципального района Ставропольского края от 25 мая 2017 года № 486 введен с 14.00 часов 25 мая 2017 года на территории Георгиевского муниципального района режим чрезвычайной ситуации функционирования Георгиевского районного звена Ставропольской краевой подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 344-р введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 1.1); установлен региональный уровень реагирования сил и средств Ставропольской краевой подсистемы (п. 1.2).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2017 года № 1192-р в 2017 году Правительству Ставропольского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, выделены бюджетные ассигнования в размере до 937500 тыс. рублей, в том числе: до 119500 тыс. рублей - на оказание гражданам единовременной материальной помощи; до 362000 тыс. рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости; до 456000 тыс. рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости.
Ответчики Хачатрян Д.Г. и Григорьев О.В. были включены в список граждан, проживающих на территории муниципального образования села Краснокумское Георгиевского района, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, и им была произведена выплата единовременной материальной и финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости в размере 120,0 тыс. рублей (по 60,0 тыс. рублей на каждого) за счет средств бюджета Российской Федерации и в размере 120,0 тыс. рублей (по 60,0 тыс. рублей на каждого) за счет средств бюджета Ставропольского края, перечисленных на счет доверенного лица Хачатряна Г.Д.
Факт перечисления денежных средств на счет Хачатряна Г.Д.подтвержден платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии было установлено, что Хачатрян Д.Г. и Григорьев О.В. не являются гражданами Российской Федерации. Хачатрян Д.Г. имеет вид на жительство серии 82 №, выданный УФМС России по <адрес> и Карачаевой-Черкесской республики ДД.ММ.ГГГГ, Григорьев О.В. – свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российкой Федерации серии ВУ №, выданное УФМС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Ответчики проживают в Российской Федерации с регистрацией по адресу: <адрес>.
Таким образом, ответчики Хачатрян Д.Г. и Григорьев О.В. не относятся к категории граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, которым законом предоставлено право на получение социальной поддержки в форме финансовой помощи, поскольку на момент объявления чрезвычайной ситуации они не являлись гражданами Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ в их адрес было направлено требование о возврате необоснованно полученных денежных средств. Однако до настоящего времени денежные средства не возвращены.
При изложенных обстоятельствах, установленных судом на основе оценки относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, учитывая, что в силу приведенных выше положений закона, правом на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации обладают лишь граждане РФ, суд приходит к выводу, что денежные средства в размере 240 000 рублей выплачены ответчикам Хачатряну Д.Г. и Григорьеву О.В. без законных на то оснований, в связи с чем, подлежат взысканию непосредственно с данных лиц.
Вместе с тем, разрешая исковые требования о взыскании суммы неосновательного обогащения в отношении Хачатряна Г.Д., суд находит их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Указанные денежные средства, перечисленные ответчикам Хачатряну Д.Г. и Григорьеву О.В., относятся к мерам государственной поддержки и выплачиваются единовременно и непосредственно гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций в строго установленных законом размерах – на одного человека.
Следовательно, указанные выплаты носят адресный характер и предназначаются для выплаты конкретным лицам.
Ответчики Хачатрян Д.Г. и Григорьев О.В. собственноручно оформили доверенности в простой письменной форме на перечисление и получение причитающихся им денежных средств на личный банковский счет ответчика Хачатряна Г.Д.
Таким образом, указанные лица по своему волеизъявлению распорядились своим правом и уполномочили Хачатряна Г.Д. получить предназначенные именно дня них денежные средства.
Следовательно, факт перечисления всех денежных средств, в том числе и на ответчиков Хачатряна Д.Г. и Григорьева О.В. непосредственно на личный счет ответчика Хачатряна Г.Д., не свидетельствует о том, что спорные денежные средства ими получены не были.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 5 600 рублей, установленном пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, от уплаты которой истец в силу ст. 333.36 НК РФ освобожден, подлежит взысканию с ответчиков Хачатряна Д.Г. и Григорьева О.В., с каждого по 2 800 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 10, 12, 56, 67, 103, 167, 193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края к Хачатряну Г.Д. , Хачатряну Д.Г. , Григорьеву О.В. о взыскании неосновательного обогащения, удовлетворить частично.
Взыскать с Хачатряна Д.Г. и Григорьева О.В. в пользу Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края необоснованно полученные денежные средства в размере 240 000 (двести сорок тысяч) рублей, по 120 000 (сто двадцать тысяч) рублей с каждого.
Взыскать с Хачатряна Д.Г. и Григорьева О.В. бюджет администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края государственную пошлину в сумме 5 600 (пять тысяч шестьсот) рублей, по 2 800 (две тысячи восемьсот) рублей с каждого.
В удовлетворении исковых требований Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края к Хачатряну Г.Д. о взыскании неосновательного обогащения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, путем подачи апелляционной жалобы через Георгиевский городской суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья В.С. Дешпит