Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-216/2020 ~ М-103/2020 от 25.02.2020

№ 2а-216/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 апреля 2020 года                                                               город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи:                                                                 И.С. Леккеревой,

при секретаре:                                                                                              В.А.Ратько,                

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кириллова Сергея Сергеевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

административный иск заявлен по тем основаниям, что решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 17.12.2019 года Кириллову С.С.отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства по мотивам расположения на испрашиваемом участке строений. Административный истец просит признать данный отказ незаконным, обязать административного ответчика в установленном законом порядке предварительно согласовать предоставление земельного участка, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте территорий по заявлению административного истца от 01 ноября 2019 года.

В судебном заседании административный истец, его представитель, представитель административного ответчика не присутствовали, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1, подпунктов 1 и 2 части 9, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что Кириллов С.С. 01.11.2019 обратился в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду для личного подсобного хозяйства земельного участка в южной части кадастрового квартала , площадью ... кв.м., местоположение: .... К заявлению прилагалась схема расположения земельного участка.

Письмом от 17 декабря 2019 года Кирилову С.С. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пунктов 4, 5 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ. Основанием к отказу явилось нахождение на испрашиваемом земельном участке строений, принадлежащих гражданам или юридическим лицам.

Статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрена процедура предварительного согласования предоставления земельного участка (при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов).

Пунктом 2 части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Согласно пункту 4 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со ст. 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные ч. 11 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ.

По смыслу указанной правовой нормы препятствием в предоставлении гражданину земельного участка являются случаи, когда на испрашиваемом земельном участке находится принадлежащее кому-либо недвижимое имущество, в том числе и на стадии строительства. Речь в данном случае идет об объектах недвижимости, имеющих собственника, поскольку в подобном случае предоставление такого земельного участка без проведения торгов предполагала бы возможность приобретения права собственности на земельный участок лицом, при том, что находящиеся на участке объекты недвижимости принадлежат иному лицу, либо за приобретением участка обратился собственник таких объектов, расположенных на участке, что предполагает иную процедуру приобретения земельного участка.

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела и не оспаривается административным ответчиком, право собственности на находящиеся на испрашиваемом административным истцом земельном участке строения не зарегистрировано, информация о ранее возникших правах относительно самого земельного участка, испрашиваемого истцом, а также расположенного на нем строения в регистрирующем органе также отсутствует.

В соответствии с пп. 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно пункту 5 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со ст. 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.

В силу положений статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

При этом в силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по данному делу, суд находит, что наличие ветхих построек, права на которые не зарегистрированы, на земельном участке, предоставление которого просит согласовать истец, не может рассматриваться в качестве оснований, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, для отказа в предоставлении такого участка без проведения торгов.

Ввиду непредставления административным ответчиком доказательств, подтверждающих наличие на испрашиваемом административным истцом земельном участке объектов, относящихся по своим характеристикам к капитальным строениям и принадлежащим третьим лицам, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка по данному основанию.

Поскольку иных оснований для отказа административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах кадастрового квартала в оспариваемом решении административный ответчик не указывает, также не указано оснований невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, а вышеназванные положения Земельного кодекса РФ основанием для отказа, с учетом установленных судом обстоятельств, являться не могут, суд считает необходимым признать незаконным и отменить решение Министерства, оформленное письмом от 17 декабря 2019 года

В соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд считает необходимым обязать административного ответчика при отсутствии иных предусмотренных законом оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения участка предварительно согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории по заявлению административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

административный иск Кириллова Сергея Сергеевича удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме от 17 декабря 2019 года об отказе Кириллову Сергею Сергеевичу в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия при отсутствии иных предусмотренных законом оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения участка предварительно согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участков на кадастровой карте территории по заявлению Кириллова Сергея Сергеевича от 01 ноября 2019 года.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Кириллова Сергея Сергеевича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                  И.С.Леккерева

    

Решение принято судом в окончательной форме 24 апреля 2020 года.

2а-216/2020 ~ М-103/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кириллов Сергей Сергеевич
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Другие
Ральман Дмитрий Борисович
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Судья
Леккерева Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
prionezhsky--kar.sudrf.ru
25.02.2020Регистрация административного искового заявления
25.02.2020Передача материалов судье
26.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
13.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2020Дело оформлено
27.05.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее