к делу № 2-1016/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«23» сентября 2015 года Усть-Лабинский районный суд
Краснодарского края в составе:
председательствующего Дашевского А.Ю.
при секретаре Сомовой М.А.
с участием ст. помощника прокурора Вакаловой Е.В.,
представителя ответчика, доверенность Хромовой Н.В.,
представителя третьего лица УСЗН ДЗН, доверенность Махлеева К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Лабинского района в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Агрообъединение «Кубань» об оборудовании входов в помещения специальными приспособлениями для доступа инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Лабинского района обратился в суд с иском к ОАО «Агрообъединение «Кубань», в котором просил обязать ответчика оборудовать специальные приспособления для доступа инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы, слабовидящих, слабослышащих и иных категорий маломобильных граждан в здания, расположенные по адресам: Усть-Лабинский район, ст. Новолабинская, ул. Калинина, 12, и х.Железный, ул. Крупской, 14.
В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просил обязать ОАО «Агрообъединение «Кубань» оборудовать вход в помещения, арендуемые администрацией Новолабинского сельского поселения Усть-Лабинского района, расположенные в здании по адресу: Усть-Лабинский район, ст. Новолабинская, ул. Калинина, 12, специальными приспособлениями для доступа инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы, слабовидящих, слабослышащих и иных категорий маломобильных граждан, а именно:установить пандус длиной не более 9,0 м, уклоном не более 1/20 (5%), свободной зоной в верхнем и нижнем окончании пандуса не менее 1,5* 1,5 мс поручнями (при невозможности возведения капитального сооружения, обеспечить объект подъемным устройством);установить поручни вдоль обеих сторон лестницы на высоте 90 см;установить тактильные напольные указатели шириной 0,3-0,5 м перед лестницей за 0,8-0,9 м;привести в соответствие с п. 4.1.12 СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 № 605, высоту подъема и ширину ступеней наружной лестницы (высота подъема ступеней 12-15 см, ширина ступеней 35-40 см).А также оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: Усть-Лабинский район, х. Железный, ул. Крупской, 14, специальными приспособлениями для доступа инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы, слабовидящих, слабослышащих и иных категорий маломобильных граждан, а именно:установить пандус длиной не более 9,0 м, уклоном не более 1/20 (5%), свободной зоной в верхнем и нижнем окончании пандуса не менее 1,5* 1,5 м с поручнями (при невозможности возведения капитального сооружения, обеспечить объект подъемным устройством);установить поручни вдоль обеих сторон лестницы на высоте 90 см;установить тактильные напольные указатели шириной 0,3-0,5 м перед лестницей за 0,8-0,9 м. Прокурор поддержала исковые требования. Прокуратурой района с привлечением специалиста УСЗН МСР и СП Краснодарского края в Усть-Лабинском районе была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе проверки было установлено, что собственником зданий является ответчик. Помещения в зданиях переданы в аренду различным третьим лицам, обслуживающим население. Входы в здания не оборудованы специальными приспособлениями для доступа в помещение инвалидов. Собственник несёт бремя принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Договорами аренды и безвозмездного пользования не предусмотрена обязанность арендаторов и пользователей обеспечить беспрепятственный вход инвалидов в арендуемые помещения, а также не предусмотрено право проводить реконструкцию и капитальный ремонт входной лестницы, которая не является предметом договоров аренды. Инвалиды обладают равными со здоровыми гражданами правами и возможностями. Число инвалидов постоянно меняется, поэтому нарушаются права неопределённого круга лиц, что является основанием для обращения прокурора в суд в защиту неопределённого круга лиц.
В судебном заседании представитель ответчика АО «Агрообъединение «Кубань» возражала против предъявленных исковых требований.Показала, что организационно-правовая форма предприятия изменена вместо ОАО на АО. Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).Данная норма закона не содержит требования об обустройстве пандусовисключительно к собственнику здания.
Стороны при заключении договора определили, что техническая и коммерческая эксплуатация арендованного имущества должна обеспечивать его нормальное и безопасное использование в соответствии с целями аренды по договору.
Кроме того, по условиям указанных договоров арендатор обязуется нести все расходы, связанные с производственной и коммерческой эксплуатацией арендованного имущества, выполнять незамедлительно и неукоснительно предписания соответствующих государственных органов и служб, связанных с соблюдением правил противопожарной безопасности и эксплуатации объекта аренды, в том числе на оплату капитального ремонта.
Согласно акту приема-передачи арендуемого имущества, состояние объекта аренды удовлетворяет арендатора и позволяет использовать его в целях указанных в договоре.
Вместе с тем, согласно п.6.1 заключенного договора аренды, арендатор имеет право с предварительного письменного согласия арендодателя за свой счет устанавливать дополнительное оборудование, не нарушая целостности и целевого назначения объекта аренды, а так же вносить иные улучшения в арендуемое имущество.
Более того, в соответствии с пунктом 4.6 договора аренды, арендатор обязался нести ответственность перед соответствующими государственными органами и службами за нарушение условий содержания и эксплуатации объекта аренды, а требования прокурора исходят на основании результатов проверки именно администраций сельских поселений.
Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики, а так же, учитывая социальную направленность деятельности арендаторов, обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа к используемым ими помещениям людям с ограниченными возможностями здоровья, является публичной обязанностью арендаторов вышеуказанных помещений.
О том, что в арендуемых помещении отсутствует беспрепятственный доступ для маломобильных групп, арендаторам при заключении договора аренды было известно, однако они согласились арендовать вышеуказанные нежилые помещения, а, следовательно, обязаны создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к своему офису.
Исходя из условий вышеуказанных договоров аренды, бремя содержания арендованного имущества, в том числе обеспечение беспрепятственного доступа к своим учреждениям лицам с ограниченными возможностями, лежит на арендаторах и препятствия для создания таких условий у арендаторов отсутствуют.
Вместе с тем, в отношении здания, расположенного с ст.Новолабинская, прокурор требует установки пандуса непосредственно не к центральному входу в здание, а именно для администрации Новолабинского сельского поселения, перекладывая обязанности администрации, как публичного органа, на АО «Агрообъединение «Кубань».
В судебном заседании представитель третьего лица Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения поддержал заявленные прокурором требования, считает их законными и обоснованными, просил их удовлетворить в полном объёме.
В судебное заседание представители третьих лиц администрации Новолабинского сельского поселения, администрации Железного сельского поселения, МБУ «МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг населению Усть-Лабинского района», МБУЗ «ЦРБ» Усть-Лабинского района, ФГУП «Почта России» в лице УФПС Краснодарского края-филиала ФГУП «Почта России», ОМВД России по Усть-Лабинскому району не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, учитывая представленные третьими лицами отзывы, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании прокуратурой района по заданию прокуратуры края проведена проверка соблюдения социальных и иных прав ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, а также инвалидов.
В ходе проверки установлено, что административное здание, расположенное по адресу: Усть-Лабинский район, ст. Новолабинская, ул. Калинина, 12, принадлежит на праве собственности ОАО «Агрообъединение «Кубань» (запись регистрации в ЕГРП № от 30.07.2007 г.).
Согласно договору аренды недвижимого имущества № от 10.03.2010 г. администрация Новолабинского сельского поселения арендует у ОАО «Агрообъединение Кубань» нежилые помещения №№ 16, 17, 19, 20 в здании, расположенном по вышеуказанному адресу. В данные помещения имеется отдельный вход, расположенный с левой стороны здания.
Прокуратурой района с привлечением специалиста Управления социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Усть-Лабинском районепроведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов.
Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм закона вход в здание, в котором расположена администрация Новолабинского сельского поселения не оборудован специальными приспособлениями для доступа в помещения инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы, слабовидящих, слабослышащих и иных категорий маломобильных граждан, а именно: в нарушение п.п. 5.1.2, 4.1.14, 4.1.12 СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27 декабря 2011 г. № 605 (далее - СП 59.13330.2012), отсутствуют пандус с поручнями или подъемное устройство, поручни лестницы, тактильные напольные указатели шириной 0,3-0,5 м перед лестницей за 0,8-0,9 м; не соответствует п.4.1.12 СП 59.13330.2012 высота подъема и ширина ступеней входной лестницы.
Аналогичные нарушения выявлены прокуратурой района по результатам проверки обеспечения доступности инвалидов в административное здание, расположенное по адресу: Усть-Лабинский район, х.Железный, ул. Крупской, 14, которое также принадлежат на праве собственности ОАО «Агрообъединение «Кубань» (запись регистрации в ЕГРП №).
На основании однотипных договоров аренды помещения в указанном здании находятся в пользовании следующих юридических лиц: администрация Железного сельского поселения (договор от 12.01.2015 № аренды помещений №№5,6,7, 8),МБУ «Многофункциональный центр предоставлениягосударственных и муниципальных услуг населению Усть-Лабинского района» (договор № от 01.12.2014 аренды помещения №10), МБУЗ «Центральная районная больница» Усть-Лабинского района (договор № от 01.06.2014 аренды помещения №12), ОМВД России по Усть-Лабинскому району (договор № от 14.06.2013 безвозмездного пользования помещениями №№ 20, 21), У ФПС Краснодарского края - филиала ФГУП «Почта России» (договор № от 01.03.2011 аренды помещений №№ 22, 23).
Вышеуказанные помещения имеют один вход, который в нарушение п.п. 5.1.2, 4.1.14, 4.1.12 СП 59.13330.2012 не оборудован пандусом с поручнями или подъемным устройством, поручнями лестницы, тактильными напольными указателями шириной 0,3-0,5 м перед лестницей за 0,8-0,9 м.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Вышеуказанными однотипными договорами аренды и безвозмездного пользования не предусмотрена обязанность арендаторов и пользователей обеспечить беспрепятственный вход инвалидов в арендуемые помещения, а также не предусмотрено право проводить реконструкцию и капитальный ремонт входной лестницы, которая, кроме того, не является предметом договоров аренды. Наоборот, согласно п. 2.5 в каждом указанном договоре аренды арендодатель обязуется обеспечить беспрепятственный доступ к объекту аренды сотрудникам и клиентам арендатора.
В заключении эксперта № от 20.07.2015г. отражено, что имеется возможность строительства площадки для строительства пандуса при оборудовании:
- входа в здание правления, литер <данные изъяты>, площадью 760,8 кв. м., расположенного по адресу: Усть-Лабинский район, х. Железный, ул. Крупской, 14, после согласования строительства площадки для строительства пандуса с собственником земельного участка;
- двух входов в здание правления, литер <данные изъяты> площадью 440,4 кв.м., расположенных по адресу: Усть-Лабинский район, ст. Новолабинская, ул. Калинина, 12, после согласования о строительстве площадки для строительства пандуса с собственником земельного участка.
Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст.1 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 № 1229-КЗ «Об обеспечении доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» безбарьерная среда жизнедеятельности - окружающая человека материальная среда, в которой или при помощи которой он удовлетворяет свои жизненные потребности и которая позволяет беспрепятственно достичь нужного места и воспользоваться услугой, получить информацию; маломобильные граждане - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, лица старше 60 лет, лица с временными или стойкими нарушениями здоровья, беременные женщины, лица с детьми в возрасте до 3 лет, в том числе с детскими колясками, а также иные лица, испытывающие затруднения при движении и (или) потреблении услуг в силу устойчивого или временного физического недостатка, вынужденные использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления); объекты социальной инфраструктуры - здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно- финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №" 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В ч.1 ст.4 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 № 1229-КЗ «Об обеспечении доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» указано, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, в частности: пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Инвалиды обладают равными со здоровыми гражданами правами и возможностями. В соответствии с п.п. 25, 26 Стандартных правилобеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993, принцип равенства предполагает, что потребности всех без исключения индивидуумов имеют одинаково важное значение, что эти потребности должны служить основой планирования в обществе и что все средства следует использовать таким образом, чтобы каждый индивидуум имел равные возможности для участия в жизни общества. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг.
Таким образом, обязанность по обеспечению доступности зданий для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственника зданий.
23.01.2015 г. внесены изменения в наименование Общества (ответчика) в части указания организационно-правовой формы вместо Открытое акционерное общество на Акционерное общество.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобождён от уплаты госпошлины, которую следует взыскать с ответчика в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ как с искового заявления неимущественного характера в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Усть-Лабинского района к АО «Агрообъединение «Кубань» в отношении неопределённого круга лиц об оборудовании специальных приспособлений для доступа инвалидов в здания - удовлетворить.
Обязать АО «Агрообъединение «Кубань» оборудовать вход в помещения, арендуемые администрацией Новолабинского сельского поселения Усть-Лабинского района, расположенные в здании по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, ст. Новолабинская, ул. Калинина, 12, специальными приспособлениями для доступа инвалидов с нарушениями опорнодвигательной системы, слабовидящих, слабослышащих и иных категорий маломобильных граждан, а именно:
- установить пандус длиной не более 9,0 м, уклоном не более 1/20 (5%), свободной зоной в верхнем и нижнем окончании пандуса не менее 1,5* 1,5 мс поручнями (при невозможности возведения капитального сооружения, обеспечить объект подъемным устройством);
- установить поручни вдоль обеих сторон лестницы на высоте 90 см;
- установить тактильные напольные указатели шириной 0,3-0,5 м перед лестницей за 0,8-0,9 м;
- привести в соответствие с п. 4.1.12 СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 № 605, высоту подъема и ширину ступеней наружной лестницы (высота подъема ступеней 12-15 см, ширина ступеней 35-40 см).
Обязать АО «Агрообъединение «Кубань» оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, х. Железный, ул. Крупской, 14, специальными приспособлениями для доступа инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы, слабовидящих, слабослышащих и иных категорий маломобильных граждан, а именно:
- установить пандус длиной не более 9,0 м, уклоном не более 1/20 (5%), свободной зоной в верхнем и нижнем окончании пандуса не менее 1,5* 1,5 м с поручнями (при невозможности возведения капитального сооружения, обеспечить объект подъемным устройством);
- установить поручни вдоль обеих сторон лестницы на высоте 90 см;
- установить тактильные напольные указатели шириной 0,3-0,5 м перед лестницей за 0,8-0,9 м.
Взыскать с АО «Агрообъединение «Кубань» пошлину в доход государства в размере 6000 (шести тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись
Копия верна
Судья А.Ю. Дашевский