Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2014 года город Тамбов
Тамбовский гарнизонный военный суд в составе председательствующего -председателя Тамбовского гарнизонного военного суда Калинина Н.П., при секретаре Худошине Д.В., с участием заявителя Линькова А.А., рассмотрев в помещении военного суда, в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> подполковника Линькова Александра Анатольевича о признании незаконным решения заместителя начальника ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и о возложении на указанное должностное лицо обязанности восстановить Линькова в реестре нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и обеспечить его и членов его семьи жильем в соответствии с жилищными нормами действующего законодательства, а также взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Линьков в своем заявлении в суд от ДД.ММ.ГГГГ указал, что на военной службе в ВС РФ он состоит с мая 1975 года. Его выслуга лет в календарном исчислении составляет 38 лет, а в льготном - 43 года. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он состоял в должности военного комиссара <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа Командующего войсками МВО № освобожден от занимаемой должности в связи с проведением оргштатных мероприятий и зачислен в распоряжение Командующего войсками МВО в связи с необеспеченностью жилой площадью. С ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Командующего войсками МВО № он находится за штатом войсковой части <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ он был ознакомлен с решением заместителя начальника ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, принятому на том основании, что документов о сдаче выделенного по месту прохождения службы жилого помещения ЛиньковЫМ не представлены, а представленные документы свидетельствуют об отсутствии реальной возможности сдать жилое помещение.
Данное решение, по мнению Линькова, является незаконным и необоснованным, поскольку военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилья или утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения.
Жилищная комиссия военного комиссариата <адрес> признала его нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставила его семью в очередь на получение жилья, с учетом того обстоятельства, что ранее выделенная квартира признана судом в 2002 году неделимой, и руководствуясь п. 6 Разъяснений к приказу Министра обороны № от ДД.ММ.ГГГГ (действовавшим на момент постановки в очередь), в соответствии с которым военнослужащие, обеспеченные жилыми помещениями и впоследствии расторгнувшие брак, могут получить другое жилое помещение, в том числе по месту прохождения военной службы, только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом военнослужащие, оставляющие жилое помещение бывшим супругам, обязаны принять все меры к получению причитающейся части жилой площади, в том числе в судебном порядке. Основанием признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий послужило то, что он не являлся нанимателем какого-либо жилого помещения по договору социального найма или собственником какого-либо жилого помещения, а также обеспеченность жильем менее учетной нормы.
Обжалуемым решением не установлено в чем конкретно выразилась утрата оснований, дающих ему право на получение жилого помещения. В настоящее время положение его семьи не изменилось, жилых помещений в собственности ни он, ни члены его семьи не имеют, так же не являются нанимателями каких-либо жилых помещений по договору социального найма.
Линьков считает, что в обжалуемом решении необоснованно сделан вывод о необходимости сдачи им ранее выделенного жилого помещения, так как анализ положений Федерального закона «О статусе военнослужащих» (ч. 14 ст. 15) и п. 17 Инструкции, утв. приказом № 1280, свидетельствует о применении указанной нормы при смене места жительства военнослужащим. В связи с предстоящим увольнением из Вооруженных Сил РФ в 2014 году местом проживания и постановки на воинский учет им выбран <адрес>. В его ситуации речь идет об улучшении жилищных условий в связи с изменением жизненных обстоятельств, новым браком и увеличением состава семьи в связи с рождением детей. Линьков считает, что что супруга и несовершеннолетние дети военнослужащего не приложение к военнослужащему, а самостоятельные субъекты права, наделенные всеми правами и гарантиями, закрепленными в законе, и что он не был обеспечен жильем по установленным законом нормам и имеет право на улучшение жилищных условий с учетом ранее полученной части жилья, а члены его семьи и его малолетние дети не были вовсе обеспечены жильем от Министерства обороны РФ, на что имеют полное, гарантированное государством, право, будучи рожденными в семье военнослужащего в период прохождения им военной службы, а следовательно на них распространяются все предусмотренные действующим законодательством права и гарантии.
В связи с изложенным Линьков просит суд признать решение заместителя начальника ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма незаконным, и возложить на указанное должностное лицо восстановить Линькова в реестре нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и обеспечить его и членов его семьи жильем в соответствии с жилищными нормами действующего законодательства. Также Линьков просил суд о взыскании с ответчика суммы уплаченной им при подаче заявления в суд госпошлины в размере 200 рублей.
В судебном заседании заявитель Линьков, настаивая на требованиях своего заявления и поддерживая изложенное в его заявлении, пояснил суду, что обжалуемое им решение не только нарушает конституционные и законные права его и членов его семьи на жилье, но и фактически оставляет без жилья офицера с выслугой более 40 лет, его супругу - работника прокуратуры, которая не воспользовалась своим законным правом о постановке в очередь на получение жилья, так как стояла вместе с ним в очереди, и его несовершеннолетних детей 2005 и 2011 годов рождения. Также Линьков пояснил, что в 2000 году от МО РФ им был получен ГЖС на первую семью из 4-х человек на сумму <данные изъяты> рублей. Он был вынужден приобрести жилье на вторичном рынке, и предусмотренной субсидии хватило только на приобретение двухкомнатной квартиры общей площадью 53,9 квадратных метров в Северной части <адрес>. В соответствии с социальными нормами, предусмотренными действующим законодательством, он не был обеспечен жильем в полном объеме – по 18 кв.м. на одного человека, так же не было учтено его право на дополнительную жилплощадь размером не менее 15 кв.м. и не более 25 кв.м. (в соответствии с пунктом 8 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»). То есть, несмотря на приобретение указанной квартиры члены его семьи не были обеспечены жилой площадью в полном объеме и продолжали считаться нуждающимися в улучшении жилищных условий. В связи с расторжением брака в 2001 году совместное проживание с супругой стало невозможно, он развелся и заключил второй брак, в котором у него родился ребенок, и он вынужден был обратиться в суд. Однако в иске о выделе доли жилой площади указанной квартиры в натуре судом ему было отказано, так как несовершеннолетние дети (дочь и сын) изъявили желание проживать с матерью. Суд в 2002 году признал указанную квартиру по адресу <адрес> неделимой. После этого на протяжении нескольких лет он оплачивал налоги на долю квартиры, фактически в ней не проживая, а затем в 2008 году подарил свою 1/4 часть квартиры дочери. ДД.ММ.ГГГГ, жилищная комиссия военного комиссариата <адрес> включила его в списки на получение жилой площади его и членов его второй семьи с момента написания рапорта ДД.ММ.ГГГГ.
В ноябре 2006 года он расторг второй брак и заключил третий, в данном браке установлено его отцовство ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ДД.ММ.ГГГГ родился ФИО4
Также на вопросы суда Линьков показал, что начальником 3 отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ДД.ММ.ГГГГ было принято решение № о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Данное решение должностного лица он обжаловал в Тамбовский гарнизонный военный суд и по его заявлению ДД.ММ.ГГГГ состоялось решение, согласно которому в удовлетворении его требований об оспаривании указанного решения было отказано. Апелляционным определением Московского окружного военного суда решение Тамбовского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ было оставлено без изменения. По каким основаниям командованием воинской части он не был уволен после снятия его с жилищного учета, и каким образом вновь оказался в едином реестре нуждающихся в получении жилых помещений Линьков пояснить не смог. При этом показал, что в период с октября 2011 года (даты предыдущего снятия его с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях) по август 2013 года он заявление о постановке его на учет нуждающихся в получении жилого помещения не подавал, и никаких решений уполномоченных органов о постановке его на соответствующий учет не принималось. Однако ДД.ММ.ГГГГ ему пришло извещение от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ему на состав семьи из трех человек распределена двухкомнатная квартира общей площадью 69,60 кв.м. в <адрес>. С распределением он был согласен, однако после предоставления необходимых документов в Тамбовское РУЖО он впоследствии был снят с жилищного учета обжалуемым в настоящий момент решением должностного лица.
Линьков также пояснил суду, что с момента предыдущего снятия его с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то есть с октября 2011 года по настоящее время, никаких иных или дополнительных оснований постановки его на учет нуждающихся в жилых помещениях, у него не появилось, однако, по его мнению, его семья имеет право на обеспечение жильем от Министерства обороны РФ в связи с тем, что в настоящее время по нормам жилищного законодательства жильем не обеспечены.
Надлежащим образом извещенный о месте и времени проведения судебного заседания представитель заместителя начальника ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ - и.о. начальника Тамбовского РУЖО – Юрьев Р.В. в суд не прибыл и просил рассмотреть заявление Линькова без его участия. При этом, в своих письменных возражениях, не соглашаясь с требованиями Линькова, указал, что поскольку заявитель в 2000 году уже был обеспечен жильем от Министерства обороны РФ по нормам жилищного законодательства, указанным жильем распорядился по своему усмотрению и не может сдать его в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма. Право членов семьи военнослужащего является производной от права военнослужащего на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, в связи с чем необеспеченность членов семьи военнослужащего Линькова от второго брака жилым помещением по установленным нормам не может служить самостоятельным основанием для обеспечения Линькова жилым помещением по договорам социального найма в связи с тем, что ранее Линьков обеспечивался жилым помещением по установленным нормам. Помимо этого, указал Юрьев, Линьков не представил ответчику сведений о том, что Тамбовским гарнизонным военным судом ранее было принято решение о том, что заявитель не имеет права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях по указанным выше основаниям в связи с вынесением решения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав заявителя Линькова, исследовав материалы настоящего гражданского дела, а также гражданского дела № года по заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> подполковника Линькова Александра Анатольевича о признании незаконным решения начальника 3 отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и оценив это все в совокупности, военный суд исходит из следующего.
Установлена и не оспаривалась заявителем хронология решения его жилищного вопроса Министерством обороны РФ:
Линьков в 2000 года получил от Министерства обороны ГЖС на сумму <данные изъяты> рублей на состав семьи из 4-х человек. На полученную субсидию ГЖС Линьковым в 2001 году была приобретена двухкомнатная квартира общей жилой площадью 53,9 кв. м. в <адрес>, в собственность, по 1/4 доли на каждого: Линькова А.А., ФИО6, ФИО7, ФИО8 В 2008 свою часть квартиры Линьков подарил дочери.
Жилищной комиссией при военном комиссариате <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Линьков и члены его семьи (без указания количества членов семьи) был включен в списки на получение жилой площади с момента написания рапорта ДД.ММ.ГГГГ, по той причине, что он на момент подачи рапорта состоял в разводе с первой женой и суд принял решение о том, что квартира по <адрес> является не делимой в натуре.
В 2010 году Линькову на состав семьи из трех человек: он, жена ФИО9 и сын ФИО10 распределено жилое помещение – двухкомнатная квартира общей жилой площадью 57, 92 кв.м. по адресу: <адрес>. В 2011 году Линьков обратился с рапортом к начальнику 3 отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, в котором просил внести изменения в единый реестр, о составе семьи 4 человека и обеспечить его и членов его семьи жильем в соответствии с нормами действующего законодательства в городе <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ начальником 3 отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ было принято решение № о снятии Линькова с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ Линькову на состав семьи из трех человек распределено (с учетом права на допплощадь) жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью 69,60 кв.м. по адресу: Россия, <адрес>.
Решением заместителя начальника ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Линьков снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Как видно из представленной Линьковым электронной выписки из единого реестра данных по жилью Министерства обороны, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он состоял в указанном реестре с количеством семьи 3 человека, с правом на дополнительную площадь в <адрес>, с датой принятия на учет ДД.ММ.ГГГГ.
На каком основании, после снятия ДД.ММ.ГГГГ решением № Линькова с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, он вновь оказался на указанном учете и в едином реестре данных по жилью Министерства обороны, с датой принятия на учет ДД.ММ.ГГГГ, с количеством семьи 3 человека, с правом на дополнительную площадь в <адрес> суду не представилось возможным установить.
Решением Тамбовского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в удовлетворении заявления Линькова о признании незаконным решения начальника 3 отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и о возложении на указанное должностное лицо обязанности восстановить Линькова в списках (реестре) нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и обеспечить его и членов его семьи жильем в соответствии с жилищными нормами действующего законодательства.
Указанным решением Тамбовского гарнизонного военного суда было установлено, что Линьков после получения в 2000 году ГСЖ от Министерства обороны РФ, его реализации и распоряжения приобретенным жилым помещением лишен реальной возможности сдать ранее полученное от Министерства обороны РФ жилое помещение или приходившуюся на него часть этого жилого помещения, а потому утратил право на обеспечение в последующем жилым помещением от Министерства обороны РФ и не мог быть поставлен на жилищный учет в органе Министерства обороны РФ.
Указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского окружного военного суда № А-204, которым решение суда признано законным и обоснованным, и также указано, что то обстоятельство, что Линьков после получения ГЖС продолжил прохождение военной службы не может свидетельсвовать о том, что у него вновь возникло право на обеспечение жилым помещением за счет Министертсва обороны РФ, что по смыслу федерального закона обеспечение жилым помещением путем его получения в собственность с использованием субсидии, т.е. посредством получения ГЖС, исключает возможность дальнейшего улучшения военнослужащим жилищных условий за счет федерального бюджета, в том числе, после расторжения военнослужащим брака, как ошибочно полагает Линьков. Вместе с тем ухудшение жилищных условий не лишает Линькова возможности при наличии условий, установленных ч. 2 ст. 49 и ст. 53 Жилищного кодекса РФ, получить жилое помещение на условиях договора социального найма за счет муниципального жилищного фонда.
На основании ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Суд считает, что мнение Линькова о его праве на повторное предоставление ему Министерством обороны РФ жилого помещения, поскольку у него изменился состав семьи в связи в ступлением в новый брак, является ошибочным.
При таких обстоятельствах, поскольку вступившим в законную силу решением Тамбовского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Линьков утратил право на обеспечение в последующем жилым помещением от Министерства обороны РФ, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований Линькова об оспаривании решения заместителя начальника ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и о возложении на указанное должностное лицо обязанности восстановить Линькова в реестре нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и обеспечить его и членов его семьи жильем в соответствии с жилищными нормами действующего законодательства.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, не подлежат удовлетворению и требования Линькова о взыскании в его пользу судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины при подаче заявления в суд в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 и 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований заявления военнослужащего войсковой части <данные изъяты> подполковника Линькова Александра Анатольевича о признании незаконным решения заместителя начальника ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и о возложении на указанное должностное лицо обязанности восстановить Линькова в реестре нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и обеспечить его и членов его семьи жильем в соответствии с жилищными нормами действующего законодательства, а также взыскании судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Московского окружного военного суда через Тамбовский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председатель Тамбовскогогарнизонного военного суда Н.П. Калинин