Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-151/2024 (2а-1964/2023;) ~ М-1787/2023 от 02.11.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 января 2024 года                                        г. Жигулёвск

Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего – судьи Калгина В.И.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора г.Жигулевска Орлова А.С.,

при помощнике судьи Васильеве О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-151/2024 по административному исковому заявлению прокурора г.Жигулевска, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.о.Жигулевск о признании незаконным бездействие, выразившегося в отсутствии источников противопожарного водоснабжения,

установил:

Административный истец – прокурор г. Жигулевска обратился в суд с иском к администрации г.о. Жигулевск, требуя признать незаконным бездействие администрации г.о. Жигулевск, выразившегося в отсутствии источников противопожарного водоснабжения на территории <адрес>, а именно: <адрес>.

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой города проведен анализ состояния законности в сфере соблюдения требований пожарной безопасности, по результатам которого выявлены нарушения администрации г.о. Жигулевск. Неисполнение администрацией г.о. Жигулевск своих обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа нарушает права неопределенного круга лиц на свою защиту и защиту своего имущества, а также имущества администрации городского округа, право на благоприятную окружающую среду в случае возникновения пожара, что недопустимо, в связи с чем просит, признать бездействие администрации г.о. Жигулевск, выразившееся в необеспечении источниками противопожарного водоснабжения в соответствии с СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарной водоснабжения. Требования пожарной безопасности», обязать администрацию г.о.Жигулевск обеспечить источниками противопожарного водоснабжения по <адрес> в десятимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица привлечен к участию в деле - начальник отдела общественной безопасности и защиты информации администрации г.о. Жигулевск Поплавский Д.А.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица привлечено к участию в деле – ОАО «СамРЭК».

Представитель административного истца – помощник прокурора г.Жигулевска Орлов А.С. в судебном заседании требования административного иска поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика – администрации г.о. Жигулевск, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также представил отзыв, в котором указал, что пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа, статьями 3, 19, 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на органы местного самоуправления городских округов возложены обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Административный истец не конкретизирует, какой именно из указанных источников противопожарного водоснабжения отсутствует, что влечет невозможность приведения контрдоводов относительно наличия либо отсутствия технической возможности обеспечения конкретного места конкретным источником. В соответствии со ст. 43 Устава городского округа Жигулевск администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделяемым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами <адрес>. Собственными денежными средствами администрация городского округа Жигулевск не обладает. Финансовые обязательства, возникающие в связи с исполнением судебных актов, исполняются за счет средств местных бюджетов. Утверждение бюджета городского округа находится в исключительной компетенции Думы городского округа Жигулевск (ст. 35 Устава городского округа Жигулевск). Обязательства, возникающие в связи с исполнением судебных актов, требующих выделения бюджетных средств, находятся в прямой зависимости от бюджетных полномочий муниципального образования. В соответствии со ст. 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. Указал, что в случае принятия решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, для того, что бы судебный акт отвечал принципу исполнимости, срок для его исполнения не должен быть менее 12 месяцев.

Представитель третьего лица – Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Жигулевск управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица – ОАО «СамРЭК» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах не явки суд в известность не поставил, представил суду отзыв, где указал, что проведение мероприятий по обеспечению источниками противопожарного водоснабжения возлагается на органы местного самоуправления, являющегося собственником объектов водоснабжения, переданного в рамках концессионного соглашения. Таким образом, в отношении водопровода <адрес> АО «СамРЭК» обязан осуществлять его эксплуатацию в целях оказания услуг по водоснабжению потребителей и проводить текущий ремонт.

Заинтересованное лицо - начальник отдела общественной безопасности и защиты информации администрации г. о. Жигулевск Поплавский Д.А., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца, с учетом позиции, изложенной в отзыве администрацией г.о. Жигулевск, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать, защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности (статьи 2, 18, 21).

В силу ст. 39 КАС РФ предусмотрено право прокурора обратиться в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании, в том числе бездействия органа местного самоуправления, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если суд признает его не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", регулирующий в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Согласно статье 3 названного закона основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 19 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной относятся вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Абзацем десятым статьи 19 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года предусмотрены полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 и пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Следовательно, именно органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к пожарной безопасности (защищенности) объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления, решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

Согласно ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.

В соответствии со ст. 68 Закона территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.

Согласно п. 48 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" руководитель организации извещает подразделение пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся на территории организации, а также в случае уменьшения давления водопроводной сети ниже требуемого. Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности организации, и организует проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

В силу п. 75 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении Пленума от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", о том, что суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований. Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия (абзацы второй, третий пункта 26).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием г.о. <адрес> в лице администрации г.о. Жигулевск (концедент), МУП «<данные изъяты>» (лицо, выступающее на стороне концедента) и АО «СамРЭК» (концессионер) заключено концессионное соглашение . В разделе II объектом соглашения указаны - объекты водоснабжения и водоотведения. Согласно п. 4 раздела II концессионного соглашения, объект соглашения принадлежит на праве собственности концеденту. На основании концессионного соглашения АО «СамРЭК» переданы объекты водоснабжения и водоотведения для оказания коммунальных услуг потребителям на территории г.о. Жигулевск. Имущество по концессионному соглашению передается концессионеру во временное владение и пользование, собственником имущества (в том числе реконструируемого) является муниципальное образование). По условиям концессионного соглашения концессионер обязан провести мероприятия по реконструкции объектов водоснабжения, указанных в разделе IV соглашения. В соответствии с решением Думы г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ эксплуатацию объектов водоснабжения на территории г.о. Жигулевск осуществляет ООО «СамРЭК-Эксплуатация».

    На основании представления прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города проведена проверка по информации надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Жигулевск ГУ МЧС России по <адрес> о соблюдении администрацией г.о. Жигулевск требований законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой выявлены нарушения, а именно: на территории г.о. Жигулевск не обеспечена источником противопожарного водоснабжения между пер. Дзержинского и <адрес>, что недопустимо.

    Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ п. 1 «Не обеспечена источниками противопожарного водоснабжения <адрес>: Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 62, статья 68; «Правила противопожарного режима в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ пп.48,75; Свод правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» п. 8.9. Начальнику отдела общественной безопасности и защиты информации администрации г. о. Жигулевск Поплавскому Д.А. указанный выше протокол был вручен под роспись, в котором он указал, что объяснения будет давать при рассмотрении дела по существу.

В соответствии с пунктом 8.9 СП 8.13130 расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.

     Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности относится к вопросам местного значения муниципального образования. Проведение мероприятий по обеспечению источниками противопожарного водоснабжения возлагается на органы местного самоуправления, являющегося собственником объектов водоснабжения, переданного в рамках концессионного соглашения.

Административным ответчиком не представлено доказательств и не опровергнуто материалами дела отсутствие источников противопожарного водоснабжения <адрес>.

С учетом изложенного, суд признает бездействие администрации г.о. Жигулевск, выразившееся в не обеспечении источниками противопожарного водоснабжения на территории г.о. Жигулевск, а именно <адрес>.

Кроме того суд считает разумным десятимесячный срок для совершения вышеуказанных действий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, городской суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора г. Жигулевска, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о.Жигулевск о признании незаконным бездействие, выразившегося в отсутствии источников противопожарного водоснабжения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г.о.Жигулевск, выразившееся в отсутствии источников противопожарного водоснабжения по адресу: <адрес>, <адрес>

Обязать администрацию г.о.Жигулевск обеспечить источниками противопожарного водоснабжения <адрес> <адрес> <адрес> в десятимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд <адрес>.

Судья Жигулевского городского суда

Самарской области                                  В.И. Калгин

Решение в окончательной форме изготовлено 29 января 2024 г.

Судья Жигулевского городского суда

Самарской области                             В.И. Калгин

2а-151/2024 (2а-1964/2023;) ~ М-1787/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
и.о. прокурора г. Жигулевска
Ответчики
администрация г.о. Жигулевск
Другие
Начальник отдела общественной безопасности и защиты информации администрации г. о. Жигулевск Поплавский Д.А.
АО "Самрэк"
ОНД и ПР по г.о. Жигулевск УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области
Суд
Жигулевский городской суд Самарской области
Судья
Калгин В.И.
Дело на странице суда
zhigulevsky--sam.sudrf.ru
02.11.2023Регистрация административного искового заявления
02.11.2023Передача материалов судье
03.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
03.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2023Подготовка дела (собеседование)
23.11.2023Рассмотрение дела начато с начала
14.12.2023Судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее