Дело № 2-5969/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2013 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Подгорновой О.С.,
при секретаре Айметдиновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского транспортного прокурора г. Ульяновска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий по Ульяновской области» о признании незаконным бездействия в части отсутствия проверки судна на соответствие техническим нормативам, возложении обязанности провести освидетельствование судна,
У С Т А Н О В И Л:
Ульяновский транспортный прокурор г. Ульяновска обратился в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий по Ульяновской области» с уточненным в ходе судебного разбирательства иском о признании незаконным бездействия в части не проведения проверки судна на соответствие техническим нормативам, возложении обязанности провести освидетельствование судна.
Требования мотивированны тем, что Ульяновской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности судоходства на внутреннем водном транспорте.
При проверке деятельности Федерального казенного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области», установлено, что ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ульяновской области» при техническом освидетельствовании моторных маломерных судов не проверяет их на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, что является нарушением требований ст. 17 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 2.2. Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 501 и другого законодательства.
В соответствии с ч. 4 Положения о государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835 основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам являются: осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами(сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (далее - водные объекты), а так же обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.
Согласно п.п. 4, 8 ч. 5 названного Положения Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; проводит в установленном порядке регулярные проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 04.05 Л 999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с требованиями ч.ч. 1, 1.1 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов. Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
Согласно п.п. 2.2., 2.3. Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 501- первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. Технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров.
Для исполнения функции по техническому освидетельствованию маломерных судов, а так же согласно приказу МЧС России от 09.08.2005 № 618 «Об утверждении типовых норм обеспечения государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (с изм. от 16.12.2009 № 714) подразделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ульяновской области» должны быть оснащены средствами проверки системы питания двигателей и моторов газоанализаторами типа «Инфракар».
В ходе проведенной проверки установлено, что подразделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ульяновской области» указанными газоанализаторами не оснащены. Таким образом, подразделения Центра ГИМС МЧС России по Ульяновской области не могли в полном объеме осуществлять функции по техническому надзору за маломерными судами в части проверки маломерных судов на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
Пунктом 2.2 Устава ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ульяновской области» определено, что учреждение осуществляет, в том числе, проведение в установленном порядке регулярных проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
Согласно письму начальника ГУ МЧС России по Ульяновской области от 21.06.2013 № 5310-13-11 проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ульяновской области» не осуществляются, в связи с отсутствием необходимого оборудования.
Согласно регистрационной карточке-заявлению судовладельца от 22 марта 2013 года ФИО3 обратился в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ульяновской области» с просьбой зарегистрировать находящуюся у него в собственности мотолодку «<данные изъяты>
22 марта 2013 ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ульяновской области» проведено техническое освидетельствование данного маломерного судна, о чем составлен соответствующий Акт. Однако, в нарушение действующего законодательства маломерное судно ФИО3 допущено к эксплуатации без проверки его на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
В судебное заседание помощник прокурора не явился, извещен о времени и месте его проведения.
Представитель ответчика федерального казенного учреждения «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий по Ульяновской области», третье лицо ФИО3 в судебном заседании участия не принимали, извещены о времени и месте его проведения.
Суд, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
Согласно Положению о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 23.12.2004 года № 835 В систему Государственной инспекции по маломерным судам входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России.
Государственная инспекция по маломерным судам Государственная инспекция по маломерным судам руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и другими актами МЧС России, а также настоящим Положением. Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам: маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее - маломерные суда); баз (сооружений) для стоянок маломерных судов и иных плавучих объектов (средств), пляжей и других мест массового отдыха на водоемах (далее - пляжи), переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, и ледовых переправ (далее - переправы), а также наплавных мостов на внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации (далее - наплавные мосты).
Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет следующие функции: организует в пределах своей компетенции надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах; проводит в установленном порядке регулярные проверки маломерных судов на соответствие нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ;
В судебном заседании установлено, что федеральное казенное учреждение «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий по Ульяновской области» входит в систему Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" запрещено производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.
В силу требования ч.4 ст. 17 ст. 17 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 N 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" установлено, что проверки на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отношении маломерных судов проводятся Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 №501 утверждены Правила технического надзора за маломерными судами МЧС России, базами для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами.
В силу требования п.2.2 Правил технического надзора за маломерными судами МЧС России, базами для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов атмосферный воздух вредных (загрязняющих веществ), а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров.
Приложением №2 к Приказу МЧС России от 29.04.2005 N 368 "Об утверждении Перечня должностей государственных инспекторов по маломерным судам и их обязанностей определено, что на государственных инспекторов по маломерным судам возлагается, в том числе обязанность по "доведению регулярных проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных и загрязняющих) веществ.
Пунктом 2.2. Устава учреждения определено, что учреждение осуществляет в том числе деятельность по проведению в установленном порядке регулярных проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
При проверке деятельности Федерального казенного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области», установлено, что ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ульяновской области» при техническом освидетельствовании моторных маломерных судов не проверяет их на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, что является нарушением требований ст. 17 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 2.2. Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 501 и другого законодательства.
Стороны не оспаривают то обстоятельство, что на инспекторских участках отсутствуют газоанализаторы и по этой причине государственные инспекторы инспекторских участков не выполняют обязанность по проверкам маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных и загрязняющих веществ не выполняют.
Приказом МЧС РФ от 09.08.2005 N 618 утверждены Типовые нормы обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
В разделе V приложения к Приказу МЧС РФ от 09.08.2005 N 618 указано, что инспекторский участок должен быть оснащен газоанализатором.
В нарушение выше указанных норм законодательства об организации государственного контроля за эксплуатацией маломерных судов, ответчик не оборудовал пункты технического освидетельствования оборудованием и измерительными приборами (кренометр, дифферентометр, динамометр, тахометр, газоанализатор), необходимыми для проведения технического освидетельствования судна и для проверки судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных веществ.
Согласно Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Ульяновской области, утвержденных Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 15.09.2008 N 391-П (ред. от 22.06.2012) При эксплуатации маломерных судов запрещается:
(п.2.9.1) Управлять маломерным судном:
не зарегистрированным в установленном законодательством порядке;
не прошедшим техническое освидетельствование (технический осмотр);
не несущим бортовых номеров;
переоборудованным без соответствующего разрешения;
имеющим неисправности, при наличии которых запрещена его эксплуатация (приложение к Правилам);
с нарушениями правил загрузки, норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;
без удостоверения на право управления маломерным судном;
в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Согласно указанным же Правилам, запрещается эксплуатация маломерных судов при следующих неисправностях по двигателю, подвесному мотору:
топливо подтекает из бензобаков, топливного шланга системы питания;
имеется значительная вибрация;
отсутствует или неисправен глушитель;
повреждена система дистанционного управления двигателем;
не обеспечивается легкое включение (выключение) реверс-редуктора, рукоятка реверса не фиксируется в положениях "вперед", "назад", "нейтрально" (возможно его самопроизвольное включение и выключение), неисправна блокировка запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе, где это предусмотрено конструкцией.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 28556-90 Моторы лодочные подвесные. Типы. Основные параметры. Общие технические требования указывает ( п.2.13.1), что предельно допустимый выброс оксида углерода (СО) допускается устанавливать в процентах по объемной концентрации СО в отработавших газах.
Объемная концентрация СО в отработавших газах на всех режимах работы не должна превышать 4,8 %.
Из положений Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом МЧС России от 18.10.2012 N 608 (п.3.20) Маломерные суда подлежат освидетельствованию каждые пять лет с момента государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов.
Вместе с тем, в отношении рассматриваемых маломерных судов, при проведении технического освидетельствования, необходимого для постановки на регистрационный учет не проведена проверка на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, что не оспаривается сторонами.
Таким образом, маломерное судно судовладельца ФИО3 – мотолодка <данные изъяты> мощностью 30 л.с. должно пройти освидетельствование на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
Доводы представителя ответчика о том, что отсутствуют целевые денежные средства на приобретение газоанализаторов не принимаются судом во внимание, поскольку это не является основанием освобождения ответчика от обязанности по проведению проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ.
Суд считает обоснованными выводы истца, что поступление в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что нарушение действующего законодательства имеет место быть, также как и нарушение права граждан на благоприятную окружающую среду, регламентированного Конституцией РФ, вследствие указанного требования истца подлежат удовлетворению.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ульяновского транспортного прокурора г. Ульяновска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий по Ульяновской области» о признании незаконным бездействия в части не проведения проверки судна на соответствие техническим нормативам, возложении обязанности провести освидетельствование удовлетворить.
Признать незаконным бездействие федерального казенного учреждения «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий по Ульяновской области» в части не проведения проверки маломерного судна судовладельца ФИО3 – мотолодки «<данные изъяты> мощностью 30 л.с. на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
Обязать федеральное казенное учреждение «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий по Ульяновской области» провести освидетельствование маломерного судна судовладельца ФИО3 – мотолодки <данные изъяты> мощностью 30 л.с. на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.С. Подгорнова