Вельский районный суд Архангельской области в составе:
Председательствующего Латфуллина И.Г.,
при секретаре Звягинской И.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Вельске гражданское дело по иску Макаровой Г. Н. к администрации МО * и Сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз * о признании права собственности на 1/2 часть жилого дома,
у с т а н о в и л :
* года Макарова Г.Н. приобрела в собственность у АО * 1/2 часть жилого дома в виде квартиры в двухквартирном жилом доме в с.Долматово Вельского района.
Макарова Г.Н. обратилась в суд с иском о признании права собственности на 1/2 часть жилого дома № *по ул.* в с.*, в обоснование заявленного требования указав, что договор купли-продажи не был зарегистрирован в БТИ Вельского района, в настоящее время для оформления приобретенного недвижимого имущества необходимо судебное решение.
Истец Макарова Г.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчиков - администрации МО * и СПК колхоз * в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия, заявленные требования признали в полном объеме.
Представитель третьего лица – КУМИ и РМП МО «Вельский муниципальный район» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, указав, что не возражает против удовлетворения заявленного требования.
Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему:
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии с ч.2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с ч.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
Судом установлено, что * года между АО * с одной стороны и истцом по делу – Макаровой Г.Н. с другой стороны заключен договор купли-продажи, согласно которого Макарова Г.Н. приобрела в собственность 1/2 часть жилого дома в виде квартиры в двухквартирном жилом доме в с.*Вельского района Архангельской области.
Договор был исполнен, в соответствии с договором Макаровой Г.Н. было передано приобретенное жилое помещение, что подтверждается актом приема-передачи основных средств от * года (л.д.7).
Постановлением № * от * года жилому помещению переданному в собственность Макаровой Г.Н. присвоен адрес: с.*, ул.*, д.* кв.*.
Макарова Г.Н. пользуется данной квартирой, проживает в доме с семьей до настоящего времени, однако право собственности в установленном законом порядке зарегистрировано не было.
АО * передало в собственность Макаровой Г.Н. указанное жилое помещение на основании и в соответствии с Постановлением Совет Министров РСФСР № 134 от 21 апреля 1989 года «Об утверждении положения о продаже гражданам квартир в личную собственность и оплате расходов на их содержание и ремонт».
В соответствии со ст. 135 Гражданского кодекса РСФСР, право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи.
Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.
Статьей 239 Гражданского кодекса РСФСР, предусмотрено, что договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в сельском населенном пункте, должен быть совершен в письменной форме и зарегистрирован в исполнительном комитете сельского Совета народных депутатов.
Однако, заключенный с Макаровой Г.Н. договор купли-продажи не был зарегистрирован в соответствии со ст. 239 Гражданского кодекса РСФСР в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним (БТИ Вельского района).
Согласно справки Вельского филиала ГУПАО «БТИ» от 12 января 2011 года право собственности на жилой дом, 1/2 часть жилого дома (квартиру) по адресу: с.*, ул.* дом № * с инвентарным номером * не зарегистрировано.
Согласно, имеющимся в материалах дела документам, правопреемник АО * - ЗАО * ликвидировано.
Сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз * созданный путем реорганизации ЗАО * в форме выделения, правопреемником последнего не является.
Жилой дом № * по ул.*в с.* в собственность муниципального образования *, а также «Вельский муниципальный район» не передавался.
Согласно технического и кадастрового паспорта жилое помещение (квартира) занимаемое Макаровой Г.Н. находится в двухквартирном жилом доме № * по ул.* в с.*, квартира соответствует 1/2 части жилого дома.
На занимаемую Макаровой Г.Н. 1/2 часть жилого дома № * по ул.* в с.* составлен технический и кадастровый паспорт, общая площадь составляет 89 кв.м., инвентарный номер *.
Согласно уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствует информация о зарегистрированных правах на жилой дом по адресу: с.*, ул.* дом № *, на квартиры № * и № * в указанном доме и земельный участок под домом.
Договор купли-продажи между Макаровой Г.Н. и АО * в установленном законом порядке не был признан недействительным.
Согласно Федерального Закона Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года государственная регистрация права с 1 ноября 1998 года проводится Вельским филиалом Архангельского областного центра регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (АОЦРП), в настоящее время Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
В соответствии со ст. 17 и 28 Федерального Закона Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21 июля 1997 года вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
При таких обстоятельствах, суд считает, что у истца возникло право собственности на 1/2 часть жилого дома № * по ул.* в с.*, однако, в связи с отсутствием регистрации договора при заключении сделки Макарова Г.Н. не может в настоящее время зарегистрировать право собственности, поэтому заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования Макаровой Г.Н. к администрации МО * и Сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз * о признании права собственности на 1/2 часть жилого дома удовлетворить.
Признать за Макаровой Г. Н. право собственности на 1/2 часть жилого дома № * по улице * в селе * МО «Пуйское» Вельского района Архангельской области, общей площадью 89,0 кв. м., инвентарный номер *.
Право собственности по решению суда на данное недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права на недвижимое имущество в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним.
Копию вступившего в законную силу решения в трехдневный срок направить орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд.
Председательствующий И.Г. Латфуллин