Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 марта 2012 г. г. Киров
Пермский гарнизонный военный суд в помещении отдельного судебного состава в г. Кирове в открытом судебном заседании в составе: председательствующего заместителя председателя Торкунова М.А., при секретаре Копаневой Т.В., с участием истца военного прокурора Кировского гарнизона подполковника юстиции ФИО 1., ответчиков:
- представителя командира войсковой части № капитана юстиции ФИО 2.,
- представителя жилищной комиссии войсковой части № майора ФИО 3.,
- представителя войсковой части № старшего лейтенанта юстиции ФИО 4.,
- третьего лица старшего прапорщика ФИО 5.,
- его представителя адвоката ФИО 6.,
рассмотрев исковое заявление военного прокурора Кировского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к командиру войсковой части №, жилищной комиссии этой же части и к войсковой части № о признании незаконными решений жилищных комиссий и недействительным договора социального найма жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Военный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации. Согласно материалам прокурорской проверки решениями жилкомиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. старший прапорщик ФИО 5 признан нуждающимся в жилье и на этом основании ему на семью из 3 человек выделена двухкомнатная квартира № в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. войсковой частью № с ним заключен договор социального найма на указанную квартиру. По мнению прокурора, ранее занимаемая ФИО 5 по договору социального найма коммунальная квартира № в <адрес> соответствовала установленной <данные изъяты> учетной норме жилого помещения, а он незаконно находился в списках нуждающихся в получении жилых помещений. По этим основаниям прокурор просил суд признать незаконными решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в части признания права военнослужащего на получение жилого помещения и предоставления ему квартиры № в <адрес>. Он же просил признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ. социального найма указанной квартиры, заключенный между ФИО 5 и войсковой частью №.
В судебном заседании прокурор поддержал требования в полном объёме.
Представитель командира войсковой части № ФИО 2 с требованиями не согласился и пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО 5 поставлен на учет нуждающихся в жилье, поскольку проживал в общежитии. В жилищном деле военнослужащего отсутствовали сведения о наличии у него жилья в собственности, поэтому в установленном порядке принято решение о представлении ему квартиры. Оспариваемые решения жилкомиссии он посчитал законными, а договор социального найма – обоснованным.
Представитель жилищной комиссии войсковой части № ФИО 3 с иском не согласился, показав в суде, что военнослужащий состоял на учете нуждающихся в жилье и ему обоснованно предоставлена квартира по установленным нормам.
Представитель войсковой части № ФИО 4 не согласился с требованиями, просил суд в иске отказать, указав, что поскольку военнослужащий с семьей не был обеспечен жильем по установленным нормам, то заключение с ним войсковой частью договора социального найма на другую квартиру в соответствии с решениями жилищной комиссии не противоречит закону.
Третье лицо ФИО 5 показал в суде, что с ДД.ММ.ГГГГ. признан нуждающимся в жилье, каких-либо действий, влекущих отказ в признании его таковым, не совершал, посчитал предоставление ему жилья законным и обоснованным, в иске просил отказать.
Представитель третьего лица ФИО 6 поддержал позицию доверителя и требования не признал. Он просил суд в иске отказать, указав, что ФИО 5 был поставлен на учет до ДД.ММ.ГГГГ До предоставления оспариваемого жилья проживал в коммунальной квартире, не отвечающей среднему уровню благоустроенности в городе, занятой несколькими семьями при отсутствии родственных отношений, поэтому не мог быть снят с учета нуждающихся в жилье. По его мнению, жилье предоставлено доверителю на законных основаниях.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд отказывает в удовлетворении требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 59 и 71 Конституции России военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в т.ч. при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений данного закона, регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Статьёй 39 ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ» установлено, что социальные гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих».
Пунктом 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 2 того же Закона к членам семей военнослужащих, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруг (супруга), несовершеннолетние дети и иные лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 ЖК РФ.
Согласно данной статье Закона гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, подтверждающие право состоять на таком учете.
В соответствии со ст.ст. 15 и 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путем предоставления за счет государства жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ определяется Инструкцией об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД РФ от 12 февраля 2010 г. № 75.
Из пунктов 22, 27 и 28 Инструкции следует, что военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей. При рассмотрении жилищных вопросов в протоколах комиссий подробно указываются жилищные условия военнослужащих, состав семьи (персонально) со ссылкой на конкретные положения законодательства России, на основании которых военнослужащий признается нуждающимся в жилье.
Согласно материалам дела ФИО 5 проходит военную службу по контракту. С ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован в общежитии по адресу<данные изъяты>.
В ДД.ММ.ГГГГ военнослужащий вступил в брак и к моменту возникновения спорных правоотношений проживал по указанному адресу с женой ФИО 7., сыном ФИО 5., и дочерью жены от первого брака ФИО 9.
В соответствии с рапортом военнослужащего от ДД.ММ.ГГГГ. решением жилкомиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ. (протокол №) он включен в списки лиц, не имеющих жилплощади.
Согласно поквартирной карточке ФИО 9 с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время зарегистрирована в <адрес> а другие проживавшие там лица сняты с регистрации: ФИО 5. - ДД.ММ.ГГГГ., а его жена и сын – ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время они зарегистрированы в <адрес>.
Согласно техническому паспорту и справкам жилищно-эксплуатационных органов жилой дом <данные изъяты> <адрес> частично благоустроен: имеется водопровод, центральное отопление, отсутствуют ванная, душевая, горячая вода, а кухня и туалет общие.
Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ между женой ФИО 5 и муниципальным образованием <данные изъяты> заключен договор социального найма коммунальной квартиры № в названном доме. Согласно договору семье военнослужащего передано во владение и пользование для проживания за плату 2 комнаты, общей площадью <данные изъяты> кв. м.
Решением жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ. (протокол №) признано право военнослужащего на получение двухкомнатной квартиры на семью из 3 человек: его, жену и сына.
Решением той же жилкомиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) военнослужащему на семью из 3 человек выделена 2-х комнатная квартира № в <адрес>. Оба решения в установленном порядке утверждены командиром войсковой части №.
Согласно приказу командующего войсками Приволжского регионального командования внутренних войск МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № дом № корп. № по <адрес> находится в оперативном управлении войсковой части №, которая определена балансодержателем, занимается оформлением выделенных жилищными комиссиями частей квартир военнослужащим и организацией обеспечения дома коммунальными услугами и расчетов по ним.
В соответствии с актом от 1 ДД.ММ.ГГГГ. войсковая часть № передала, а ФИО 5 принял жилое помещение по указанному выше адресу.
Согласно предварительному договору от ДД.ММ.ГГГГ и договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ войсковая часть №, действующая от имени собственника жилого помещения – Российской Федерации, на основании протокола жилкомиссии от ДД.ММ.ГГГГ № заключила с ФИО 5 договор социального найма, передав ему и членам его семьи в бессрочное владение и пользование за плату для постоянного проживания двухкомнатную квартиру № общей площадью <данные изъяты> кв.м. по указанному адресу. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселились члены его семьи жена и сын.
По смыслу закона суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:
а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);
б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);
в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;
г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных ЖК РФ, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
Исследовав жилищное дело ФИО 5, представленное войсковой частью №, суд установил, что первоначально военнослужащий проживал в общежитии. Затем статус жилья, занимаемого им и семьей, изменился. В ДД.ММ.ГГГГ общежитие передано органам местного самоуправления. ДД.ММ.ГГГГ. жена военнослужащего заключила с муниципальным образованием <данные изъяты> договор социального найма квартиры. Согласно договору ей и членам её семьи передано во владение и пользование для проживания за плату 2 комнаты в указанной коммунальной квартире. По мнению военного прокурора, это обстоятельство является основанием для снятия военнослужащего с жилищного учета.
Между тем в соответствии со ст. 7. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 4 июня 2011 г.) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Согласно ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части. По смыслу указанной нормы заключение с гражданином договора социального найма само по себе не влечет автоматическое снятие его с жилищного учета, а возможно только при наличии определенных здесь же условий.
Согласно п. 2.1.5. ранее действовавших Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Кировской области, утвержденных решением Кировского областного Совета народных депутатов от 10 сентября 1984 г. № 14/406 (в ред. решения облисполкома от 30 декабря 1986 г. № 20/606) граждане, проживавшие в жилом помещении, не отвечающем средней степени благоустройства данного населенного пункта, а также в квартирах, занятых несколькими семьями при отсутствии родственных отношений, признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий. Несмотря на то, что названные Правила утратили силу в связи с изданием постановления Правительства Кировской области от 11 октября 2005 г. № 45/244, как прямо указано в законе, военнослужащий не мог быть снят с учета нуждающихся в жилье, поскольку даже после заключения договора социального найма продолжал проживать в коммунальной квартире, не соответствующей средней степени благоустройства города, и, кроме того, занятой несколькими семьями при отсутствии родственных отношений.
Такой вывод следует и из требований ст. 32 ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 г. (в ред. от 20 июля 2004 г.). Согласно этой норме граждане снимались с жилищного учета в случае такого улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Поскольку в соответствии с п. 1.3. тех же Правил жилые помещения предоставлялись гражданам в бессрочное пользование, как правило, в виде отдельной квартиры на семью, то фактическое проживание военнослужащего в коммунальной квартире, к тому же не соответствующей средней степени благоустройства областного центра, по мнению суда, безусловно свидетельствовало о нуждаемости его в жилье по установленным нормам.
В суде достоверно установлено, что ФИО 5 и члены его семьи приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ., т.е. до введения в действие ЖК РФ, поэтому требования ч. 1. ст. 51 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. на него и членов его семьи не подлежат распространению.
Данная норма закона нашла свое отражение в Определении Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2009 г. № 1549-О-П, где указано, что Конституция страны провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1. ст. 1; ч. 1 ст. 7; ст. 18; ч.ч. 1 и 2 ст.19).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, закрепленные в Конституции России цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 г. № 20-П, определения от 15 февраля 2005 г. № 17-О и от 5 марта 2009 г. № 376-О-П). В свою очередь, гражданин, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Основной Закон страны одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 Конституции РФ).
Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении надлежащих жилищных условий лиц, принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие ЖК РФ.
Кроме того, Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции России, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч. 1 и 2 ст.19), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод (Определение от 18 января 2005 г. № 7-О).
Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Что же касается договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ., то основанием для его заключения стало принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете нуждающихся в жилье (ч.ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента России или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч.ч. 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ).
Вместе с тем ЖК РФ не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
Требования о признании недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным ст. 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам.
Таким образом, в суде установлено, что, несмотря на придание жилому помещению, ранее занимаемому военнослужащим, статуса коммунальной квартиры и заключение с ним договора социального найма, он продолжал проживать в квартире, не отвечающей средней степени благоустройства областного центра, а кроме того, занятой несколькими семьями при отсутствии родственных отношений, и, следовательно, не мог быть снят с учета нуждающихся в жилье. Более того, суд учитывает, что решение жилкомиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании его нуждающимся в жилье не отменено. При таких обстоятельствах решения жилкомиссии о выделении ему на семью из 3 человек оспариваемой двухкомнатной квартиры по установленным в регионе нормам, а также заключение с ним договора социального найма на указанную жилплощадь суд признает законными и обоснованными, а в иске отказывает.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Военному прокурору Кировского гарнизона в иске к командиру войсковой части №, жилищной комиссии этой же части и войсковой части № о признании незаконными решений жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. № и от ДД.ММ.ГГГГ № в части признания права ФИО 5 на получение жилого помещения и выделения ему на семью из 3 человек квартиры № в <адрес> и признании недействительным договора социального найма этой же квартиры от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через отдельный судебный состав Пермского гарнизонного военного суда в г. Кирове в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 7 марта 2012 г.
Председательствующий М.А. Торкунов