Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-48/2012 ~ М-60/2012 от 27.02.2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 марта 2012 г.                                г. Киров

Пермский гарнизонный военный суд в помещении отдельного судебного состава в г. Кирове в открытом судебном заседании в составе: председательствующего заместителя председателя Торкунова М.А., при секретаре Копаневой Т.В., с участием истца военного прокурора Кировского гарнизона подполковника юстиции ФИО 1., ответчиков:

- представителя командира войсковой части капитана юстиции ФИО 2.,

- представителя жилищной комиссии войсковой части майора ФИО 3.,

- представителя войсковой части старшего лейтенанта юстиции ФИО 4.,

- третьего лица            старшего прапорщика ФИО 5.,

- его представителя        адвоката ФИО 6.,

рассмотрев исковое заявление военного прокурора Кировского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к командиру войсковой части , жилищной комиссии этой же части и к войсковой части о признании незаконными решений жилищных комиссий и недействительным договора социального найма жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Военный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации. Согласно материалам прокурорской проверки решениями жилкомиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. старший прапорщик ФИО 5 признан нуждающимся в жилье и на этом основании ему на семью из 3 человек выделена двухкомнатная квартира в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. войсковой частью с ним заключен договор социального найма на указанную квартиру. По мнению прокурора, ранее занимаемая ФИО 5 по договору социального найма коммунальная квартира в <адрес> соответствовала установленной <данные изъяты> учетной норме жилого помещения, а он незаконно находился в списках нуждающихся в получении жилых помещений. По этим основаниям прокурор просил суд признать незаконными решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в части признания права военнослужащего на получение жилого помещения и предоставления ему квартиры в <адрес>. Он же просил признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ. социального найма указанной квартиры, заключенный между ФИО 5 и войсковой частью .

В судебном заседании прокурор поддержал требования в полном объёме.

Представитель командира войсковой части ФИО 2 с требованиями не согласился и пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО 5 поставлен на учет нуждающихся в жилье, поскольку проживал в общежитии. В жилищном деле военнослужащего отсутствовали сведения о наличии у него жилья в собственности, поэтому в установленном порядке принято решение о представлении ему квартиры. Оспариваемые решения жилкомиссии он посчитал законными, а договор социального найма – обоснованным.

Представитель жилищной комиссии войсковой части ФИО 3 с иском не согласился, показав в суде, что военнослужащий состоял на учете нуждающихся в жилье и ему обоснованно предоставлена квартира по установленным нормам.

Представитель войсковой части ФИО 4 не согласился с требованиями, просил суд в иске отказать, указав, что поскольку военнослужащий с семьей не был обеспечен жильем по установленным нормам, то заключение с ним войсковой частью договора социального найма на другую квартиру в соответствии с решениями жилищной комиссии не противоречит закону.

Третье лицо ФИО 5 показал в суде, что с ДД.ММ.ГГГГ. признан нуждающимся в жилье, каких-либо действий, влекущих отказ в признании его таковым, не совершал, посчитал предоставление ему жилья законным и обоснованным, в иске просил отказать.

Представитель третьего лица ФИО 6 поддержал позицию доверителя и требования не признал. Он просил суд в иске отказать, указав, что ФИО 5 был поставлен на учет до ДД.ММ.ГГГГ До предоставления оспариваемого жилья проживал в коммунальной квартире, не отвечающей среднему уровню благоустроенности в городе, занятой несколькими семьями при отсутствии родственных отношений, поэтому не мог быть снят с учета нуждающихся в жилье. По его мнению, жилье предоставлено доверителю на законных основаниях.

Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд отказывает в удовлетворении требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 59 и 71 Конституции России военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в т.ч. при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.

О специальном характере положений данного закона, регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.

Статьёй 39 ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ» установлено, что социальные гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих».

Пунктом 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 2 того же Закона к членам семей военнослужащих, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруг (супруга), несовершеннолетние дети и иные лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 ЖК РФ.

Согласно данной статье Закона гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, подтверждающие право состоять на таком учете.

В соответствии со ст.ст. 15 и 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путем предоставления за счет государства жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ определяется Инструкцией об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД РФ от 12 февраля 2010 г. № 75.

Из пунктов 22, 27 и 28 Инструкции следует, что военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей. При рассмотрении жилищных вопросов в протоколах комиссий подробно указываются жилищные условия военнослужащих, состав семьи (персонально) со ссылкой на конкретные положения законодательства России, на основании которых военнослужащий признается нуждающимся в жилье.

Согласно материалам дела ФИО 5 проходит военную службу по контракту. С ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован в общежитии по адресу<данные изъяты>.

В ДД.ММ.ГГГГ военнослужащий вступил в брак и к моменту возникновения спорных правоотношений проживал по указанному адресу с женой ФИО 7., сыном ФИО 5., и дочерью жены от первого брака ФИО 9.

В соответствии с рапортом военнослужащего от ДД.ММ.ГГГГ. решением жилкомиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ. (протокол ) он включен в списки лиц, не имеющих жилплощади.

Согласно поквартирной карточке ФИО 9 с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время зарегистрирована в <адрес> а другие проживавшие там лица сняты с регистрации: ФИО 5. - ДД.ММ.ГГГГ., а его жена и сын – ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время они зарегистрированы в <адрес>.

Согласно техническому паспорту и справкам жилищно-эксплуатационных органов жилой дом <данные изъяты> <адрес> частично благоустроен: имеется водопровод, центральное отопление, отсутствуют ванная, душевая, горячая вода, а кухня и туалет общие.

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ между женой ФИО 5 и муниципальным образованием <данные изъяты> заключен договор социального найма коммунальной квартиры в названном доме. Согласно договору семье военнослужащего передано во владение и пользование для проживания за плату 2 комнаты, общей площадью <данные изъяты> кв. м.

Решением жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ. (протокол ) признано право военнослужащего на получение двухкомнатной квартиры на семью из 3 человек: его, жену и сына.

Решением той же жилкомиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) военнослужащему на семью из 3 человек выделена 2-х комнатная квартира в <адрес>. Оба решения в установленном порядке утверждены командиром войсковой части .

Согласно приказу командующего войсками Приволжского регионального командования внутренних войск МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ дом корп. по <адрес> находится в оперативном управлении войсковой части , которая определена балансодержателем, занимается оформлением выделенных жилищными комиссиями частей квартир военнослужащим и организацией обеспечения дома коммунальными услугами и расчетов по ним.

В соответствии с актом от 1 ДД.ММ.ГГГГ. войсковая часть передала, а ФИО 5 принял жилое помещение по указанному выше адресу.

Согласно предварительному договору от ДД.ММ.ГГГГ и договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ войсковая часть , действующая от имени собственника жилого помещения – Российской Федерации, на основании протокола жилкомиссии от ДД.ММ.ГГГГ заключила с ФИО 5 договор социального найма, передав ему и членам его семьи в бессрочное владение и пользование за плату для постоянного проживания двухкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м. по указанному адресу. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселились члены его семьи жена и сын.

По смыслу закона суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:

а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);

б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);

в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;

г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных ЖК РФ, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.

Исследовав жилищное дело ФИО 5, представленное войсковой частью , суд установил, что первоначально военнослужащий проживал в общежитии. Затем статус жилья, занимаемого им и семьей, изменился. В ДД.ММ.ГГГГ общежитие передано органам местного самоуправления. ДД.ММ.ГГГГ. жена военнослужащего заключила с муниципальным образованием <данные изъяты> договор социального найма квартиры. Согласно договору ей и членам её семьи передано во владение и пользование для проживания за плату 2 комнаты в указанной коммунальной квартире. По мнению военного прокурора, это обстоятельство является основанием для снятия военнослужащего с жилищного учета.

Между тем в соответствии со ст. 7. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 4 июня 2011 г.) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Согласно ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части. По смыслу указанной нормы заключение с гражданином договора социального найма само по себе не влечет автоматическое снятие его с жилищного учета, а возможно только при наличии определенных здесь же условий.

Согласно п. 2.1.5. ранее действовавших Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Кировской области, утвержденных решением Кировского областного Совета народных депутатов от 10 сентября 1984 г. № 14/406 (в ред. решения облисполкома от 30 декабря 1986 г. № 20/606) граждане, проживавшие в жилом помещении, не отвечающем средней степени благоустройства данного населенного пункта, а также в квартирах, занятых несколькими семьями при отсутствии родственных отношений, признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий. Несмотря на то, что названные Правила утратили силу в связи с изданием постановления Правительства Кировской области от 11 октября 2005 г. № 45/244, как прямо указано в законе, военнослужащий не мог быть снят с учета нуждающихся в жилье, поскольку даже после заключения договора социального найма продолжал проживать в коммунальной квартире, не соответствующей средней степени благоустройства города, и, кроме того, занятой несколькими семьями при отсутствии родственных отношений.

    Такой вывод следует и из требований ст. 32 ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 г. (в ред. от 20 июля 2004 г.). Согласно этой норме граждане снимались с жилищного учета в случае такого улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Поскольку в соответствии с п. 1.3. тех же Правил жилые помещения предоставлялись гражданам в бессрочное пользование, как правило, в виде отдельной квартиры на семью, то фактическое проживание военнослужащего в коммунальной квартире, к тому же не соответствующей средней степени благоустройства областного центра, по мнению суда, безусловно свидетельствовало о нуждаемости его в жилье по установленным нормам.

В суде достоверно установлено, что ФИО 5 и члены его семьи приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ., т.е. до введения в действие ЖК РФ, поэтому требования ч. 1. ст. 51 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. на него и членов его семьи не подлежат распространению.

Данная норма закона нашла свое отражение в Определении Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2009 г. № 1549-О-П, где указано, что Конституция страны провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1. ст. 1; ч. 1 ст. 7; ст. 18; ч.ч. 1 и 2 ст.19).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, закрепленные в Конституции России цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 г. № 20-П, определения от 15 февраля 2005 г. № 17-О и от 5 марта 2009 г. № 376-О-П). В свою очередь, гражданин, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Основной Закон страны одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 Конституции РФ).

Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении надлежащих жилищных условий лиц, принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие ЖК РФ.

Кроме того, Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции России, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч. 1 и 2 ст.19), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод (Определение от 18 января 2005 г. № 7-О).

Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

Что же касается договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ., то основанием для его заключения стало принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете нуждающихся в жилье (ч.ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента России или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч.ч. 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ).

Вместе с тем ЖК РФ не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.

Требования о признании недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным ст. 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам.

    Таким образом, в суде установлено, что, несмотря на придание жилому помещению, ранее занимаемому военнослужащим, статуса коммунальной квартиры и заключение с ним договора социального найма, он продолжал проживать в квартире, не отвечающей средней степени благоустройства областного центра, а кроме того, занятой несколькими семьями при отсутствии родственных отношений, и, следовательно, не мог быть снят с учета нуждающихся в жилье. Более того, суд учитывает, что решение жилкомиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании его нуждающимся в жилье не отменено. При таких обстоятельствах решения жилкомиссии о выделении ему на семью из 3 человек оспариваемой двухкомнатной квартиры по установленным в регионе нормам, а также заключение с ним договора социального найма на указанную жилплощадь суд признает законными и обоснованными, а в иске отказывает.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Военному прокурору Кировского гарнизона в иске к командиру войсковой части , жилищной комиссии этой же части и войсковой части о признании незаконными решений жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ в части признания права ФИО 5 на получение жилого помещения и выделения ему на семью из 3 человек квартиры в <адрес> и признании недействительным договора социального найма этой же квартиры от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через отдельный судебный состав Пермского гарнизонного военного суда в г. Кирове в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 7 марта 2012 г.

Председательствующий                            М.А. Торкунов

2-48/2012 ~ М-60/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
военный прокурор Кировского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации
Ответчики
Войсковая часть 7487
жилищная комиссия войсковой части 7487
командир войсковой части 3713
Другие
Абдулхаликов Магомед Тагирович
Суд
Пермский гарнизонный военный суд (Пермский край)
Судья
Торкунов Михаил Андреевич
Дело на странице суда
voen--perm.sudrf.ru
10.02.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2012Передача материалов судье
10.02.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2012Судебное заседание
05.03.2012Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее