Дело № 2а-51/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лахденпохья Республика Карелия 06 февраля 2019 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В.М.В, поданному в ее интересах ФИО3, к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду,
у с т а н о в и л:
В.М.В обратилась в суд с иском, поданным в ее интересах ФИО3, к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.
Заявленные требования мотивированы тем, что обратившись к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1155 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, истица получила ответ об отсутствии правовых оснований для удовлетворения ее заявления, в связи с расположением испрашиваемого земельного участка в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе Ладожского озера. С данным решением истец не согласен, поскольку сам по себе факт нахождения земельного участка в пределах водоохраной зоны не означает, что такой участок не может быть приобретен в собственность или предоставлен в аренду.
На основании изложенного, административный истец просил суд признать решение от 26.10.2018 исх.№49424/12.4-21 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду незаконным, обязать административного ответчика принять новое решение.
В судебном заседании административный истец В.М.В и ее представитель, действующий на основании доверенности ФИО3, извещенные надлежащим образом, отсутствовали, ходатайствовали об удовлетворении административного иска и рассмотрении дела без их участия.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Направил отзыв по иску, согласно которому просил в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, изложенным в решении об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка.
Представители заинтересованных лиц - администрации Лахденпохского муниципального района, администрации Мийнальского сельского поселения, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, возражений и ходатайств не направили.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений по вопросам о предоставлении земельных участков относится к компетенции административного ответчика.
В судебном заседании установлено, что ФИО6, действуя в интересах В.М.В, 27.09.2018 обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1155 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> район <адрес>, кадастровый квартал <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, (л.д. 8-9).
Из ответа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 26.10.2018 исх.№49424/12.4-21 на указанное заявление следует, что испрашиваемый В.М.В земельный участок расположен в пределах прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны водного объекта (Ладожского озера) (л.д. 10-11).
В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) утверждение схемы расположения земельного участка, 2) подача в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, 3) принятие решения о предварительном согласовании и.т.д.
В соответствии с ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Основанием для отказа В.М.В в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка явилось расположение испрашиваемого земельного участка в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе Ладожского озера.
В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно, в том числе нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
В силу п.п. 3 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В силу ч. 13 ст.65 ВК РФ ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
Согласно представленной копии публичной кадастровой карты, испрашиваемый В.М.В земельный участок расположен на расстоянии 71 метра от Ладожского озера, то есть в прибрежной защитной полосе Ладожского озера.
Согласно ч. 17 ст. 65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 данной статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельного участка и лица, являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с п. 4 ст. 78 ЗК РФ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 данной статьи.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу ст. 4 названного закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (ч. 3).
Учитывая, что поселок Харвиа является сельским населенным пунктом, а испрашиваемый земельный участок – полевым участком, суд приходит к выводу, что ведение личного подсобного хозяйства в прибрежной защитной полосе Ладожского озера может повлечь нарушение установленных законом ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта, поскольку, не исключает возможности осуществления гражданином, которому предоставлен земельный участок, запрещенных водным законодательством действий, в том числе распашку земли.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на административного ответчика обязанности по предоставлению В.М.В земельного участка, расположенного в прибрежной защитной полосе Ладожского озера, под личное подсобное хозяйство.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.А.Сущевская
Мотивированное решение изготовлено 11.02.2019.