Решение по делу № 2-63/2014 (2-1315/2013;) ~ М-1207/2013 от 04.12.2013

Дело №2-63/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Чернушка    23 января 2014 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Толпышевой И.Ю., с участием помощника прокурора <адрес> Б.И., ответчиков С.А., Ш.М., Ш.Ю., при секретаре Гафурове P.P.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чернушинского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю С.А., Ш.М., Ш.Ю. о возложении обязанности создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чернушинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателя С.А. о возложении обязанности создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, помещению магазина «***», расположенному по адресу: <адрес>.

Иск мотивировал тем, что прокуратурой Чернушинского района Пермского края в ходе проверки выявлены факты ненадлежащего исполнения мер по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам социальной инфраструктуры со стороны ИП С.А. В ходе проверки установлено, что ИП С.А. осуществляет деятельность в магазине «***» по адресу: <адрес>. В магазин имеется отдельный вход с улицы, оборудованный крыльцом, высотой около 144 см с 10 ступенями, высота одной ступени около 15 см, ширина проступи 33 см, ширина марша лестницы составляет 211,5 см. Пандус отсутствует. Высота порога составляет 5 см, кнопка вызова отсутствует. Надлежащие меры к беспрепятственному доступу лиц с ограниченными возможностями к социально-значимому объекту не принимаются, отсутствие пандуса приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, что противоречит основным целям и задачам законодательства, предусматривающего социальную защиту инвалидов. Просит обязать ИП С.А. в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в помещение магазина «***», расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ по заявлению прокурора к участию в деле в качестве ответчиков привлечены собственники нежилого помещения, в котором расположен магазин «Термоклуб», Ш.М., Ш.Ю.

В судебном заседании помощник прокурора Б.И. на иске настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме, полагал, что должна быть обеспечена хотя бы минимальная возможность для доступа маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры.

Ответчики С.А., Ш.М., Ш.Ю. в суде с заявленными требованиями не согласились.

Из письменных возражений ответчика Ш.М. следует, что прокурором не учтено, что магазин «Термоклуб» состоит из двух торговых помещений, второе торговое помещение представляет собой одноэтажный павильон площадью 72 кв.м., который расположен с другой стороны тротуара, напротив лестницы, ведущей в помещение магазина по <адрес>. Ассортимент товара в обоих помещениях одинаковый. Прокурором не представлено доказательств того, что оборудование пандуса технически возможно. Полагает, что установка пандуса связана с использованием земельного участка рядом с многоквартирным домом, в связи с чем потребуется согласие собственников помещений в многоквартирном доме. Собственники помещений к участию в деле не привлечены. Кроме того, статьей 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов» магазины не отнесены к объектам социальной инфраструктуры к которым должен быть обеспечен доступ маломобильных групп населения. Ссылку на п. 5.1.1 СНиП считает несостоятельной поскольку в нем речь идет о входе в здание, однако магазин на является отдельным зданием, расположен в многоквартирном доме.

Ответчики Ш.М., С.А., Ш.Ю. доводы письменных возражений поддержали.

Ответчик С.А. дополнил, что не согласен со сроком, в течение которого прокурор просит оборудовать входную группу, так как процесс подготовки проекта конструкций, его согласования и реализации займет более чем полгода, кроме того, в зимне-весенний период затруднено проведение земляных работ.

Суд, заслушав стороны, исследовав представленные материалы, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 72, пункт "ж" части 1 Конституции РФ социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Как установлено статьей 2 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В силу статьи 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием: визуальной и звуковой информацией; специальными указателями около строящихся и ремонтируем объектов; звуковой сигнализацией у светофоров; телефонами - автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; санитарно-гигиеническими помещениями; пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования; специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон; пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах; специальными указателями мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов - на автостоянках и в местах парковки транспортных средств (до 10 процентов мест, но не менее одного места).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.

Технические требований к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, предусмотренны, действующим с 01 января 2013 года, сводом правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП -59.13330.2012), утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года № 605.

Согласно п. 4.1.14 СНиП 35-01-2001, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.

Частью 5 ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» этой же статьи предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно ст. 3, 4 Закона Пермской области от 27.12.2004 N 1957-424 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края", к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения относятся: жилые здания государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда; административные здания и сооружения; культурно-зрелищные учреждения и организации (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и другие); учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; общественные и производственные здания, финансово-банковские учреждения и организации; гостиницы, жилые здания, предназначенные для временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территориях объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, предназначенные для обслуживания населения; станции и остановки всех видов городского и пригородного общественного транспорта; здания и сооружения, предназначенные для пользования средствами связи и информации; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; другие объекты, здания, строения и сооружения, предназначенные для беспрепятственного доступа инвалидов, предусмотренные федеральным законодательством.

Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 3 настоящего Закона, в соответствии с федеральным законодательством оснащаются следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания; пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.

Из материалов дела следует что, помещение магазина, с крыльцом, замощением, площадью 94, 2 кв.м., на 1 этаже в 5-ти этажном многоквартирном доме по адресу <адрес> принадлежат на праве собственности Ш.М. и Ш.Ю., арендатором помещения является С.А.

ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> Чернушинской городской организацией Всероссийского общества инвалидов направлена информация о недоступности объектов социальной инфраструктуры на территории <адрес> маломобильным группам населения, в том числе выявлена недоступность магазина «***» по <адрес>.

По результатам проведенной прокуратурой <адрес> проверки установлено, что вход в помещение магазина «***» по <адрес> не оборудован специальными приспособлениями (пандусами, перилами, настилами, рельсами) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект, не соответствует строительным нормам и правилам, предусмотренным СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".

Указанные обстоятельства подтверждены актом проверки и ответчиками не оспариваются.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из буквального толкования указанной статьи Гражданского кодекса РФ следует, что законодатель предусмотрел возможность перенесения собственником бремени содержания имущества на других лиц в случаях, указанных в законе или договоре.

Из пунктов 1.1, 2.1.1, 2.2.3 договора аренды, заключенного между Ш.М. и ИП С.А. следует, что предметом договора является помещение, под магазин розничной торговли (п. 1.1), арендатор обязан использовать арендованную площадь исключительно по прямому назначению, указанному в п. 1.1 Договора, не производить никаких планировок без на арендуемой площади, без письменного согласия арендодателя.

Учитывая, что вид использования нежилого помещения площадью 91,2 кв.м. по <адрес>, под магазин, определен как правоустанавливающими документами, так и договором аренды, обязанность по оборудованию входа в помещение магазина средствами подъема должна быть возложена как на собственника помещений, так и на арендатора.

Доводов о том, что договор аренды на момент разрешения спора расторгнут, ответчиками не приводится.

Доводы ответчиков о недоказанности со стороны прокурора технической возможности оборудования входа в помещение магазина «Термоклуб» пандусом отклоняется судом, поскольку обязанность обеспечить необходимый уровень доступности помещения магазина для маломобильных групп населения, предусмотренная вышеуказанными положениями законодательства, выражается в оборудовании входа пандусом, а при необходимости - подъемными устройствами или иными приспособлениями. Бремя доказывания невозможности оборудовать вход пандусом, необходимости использовать иное приспособление, а также доказывания осуществления иных мер по согласованию с общественными объединениями инвалидов возлагается на ответчика (часть 1 статьи 56 ГПК РФ). Ответчиками Ш.М., С.А., Ш. данные обстоятельства не доказаны.

Доводы о том, что прокурором не учтено осуществление торговой деятельности в двух помещениях, одно из которых представляет из себя торговый павильон расположенный напротив входа в помещения магазина «Термоклуб», не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований прокурора, поскольку не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения в помещение магазина в доме по адресу: Юбилейная, 1.

Доводы ответчиков о том, что установка пандуса возможна только на придомовой территории, что нарушает права других участников гражданского оборота, которые не были привлечены к участию в деле, суд не может принять во внимание для отклонения требований прокурора, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о надлежащем исполнении ответчиками требований действующего законодательства, носит предположительный характер, так как на момент рассмотрения иска проект конструкций отсутствует, доказательств подтверждающих отсутствие согласия собственников помещений по <адрес> не приведено.

Вместе с тем, учитывая, что составление проектно-сметной документации, проведение согласования с уполномоченными органами и организациями, занимает определенное время, срок, исполнения решения суда предложенный прокурором выпадает на период неблагоприятный для проведения строительных и землеустроительных работ, суд, считает доводы ответчиков об увеличении срока исполнения решения суда заслуживающими внимания.

В соответствии со ст. 204, 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок для исполнения решения суда в течение 90 дней со дня вступления решения суда в законную силу, полагает его разумным и реальным для исполнения. При наличии объективных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, вопросы возможности исполнения решения суда в соответствующий срок могут быть разрешены в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Руководствуясь, ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на индивидуального предпринимателя С.А., Ш.М., Ш.Ю. обязанность в течение 90 дней со дня вступления решения суда в законную силу создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в помещение магазина «***», расположенного по адресу: <адрес>, путем оборудования входной группы (ступеней) пандусом или подъемным устройством, в случае отсутствия технической возможности установки пандуса или подъемного устройства, предусмотреть иные средства доступа маломобильных групп населения в помещение магазина, согласовав данные способы с общественными объединениями инвалидов.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                         И.Ю. Толпышева

2-63/2014 (2-1315/2013;) ~ М-1207/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Чернушинского района
Ответчики
Середа А. Н.
Суд
Чернушинский районный суд Пермского края
Судья
Толпышева Ирина Юрьевна
Дело на странице суда
chernush--perm.sudrf.ru
04.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2013Передача материалов судье
06.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.12.2013Предварительное судебное заседание
27.12.2013Предварительное судебное заседание
23.01.2014Судебное заседание
28.01.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2014Дело оформлено
15.09.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее