дело № 12-50/2021
11RS0020-01-2021-001051-56
Р Е Ш Е Н И Е
село Кослан 19 мая 2021 года
Судья Усть-Вымского районного суда Республики Коми Жданов А.Н., при секретаре судебного заседания Калининой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – главы муниципального района «Удорский» - руководителя администрации муниципального района «Удорский» Жилина Н.Д., на постановление начальника государственной жилищной инспекции по Удорскому району Шамаевой И.А. от 23 апреля 2021 года,
У С Т А Н О В И Л:
Жилин Н.Д. обратилась в суд с жалобой на постановление должностного лица начальника государственной жилищной инспекции по Удорскому району И.А. Шамаевой от 23 апреля 2021 года, которым он привлечен к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в обоснование, указав, что с постановлением не согласен, поскольку на орган местного самоуправления возложена обязанность по организации содержания жилых домов, но непосредственная обязанность по их содержанию не установлена ни ЖК РФ, ни Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Часть помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве собственности муниципальному району и включена в состав муниципального жилищного фонда соответствующего образования, не имеет правового значения для решения вопроса о полномочном лице по содержанию жилого фонда и проведению конкурса по отбору организации для управления таким многоквартирным домом. Статья 161 ЖК РФ не возлагает обязанность по осуществлению функций по управлению домом до момента выбора управляющей организации на орган местного самоуправления. Также при осуществлении проверки (осмотра), а также составление акта осмотра надзорным органом был существенно нарушен порядок проведения проверки и вынесения оспариваемого постановления. В связи с чем просил отменить вынесенное в отношение него постановление.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Жилин Н.Д. будучи надлежаще извещенным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, сведений об уважительности причин неявки суду не представил.
Представитель государственного органа, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении – Шамаева И.А., надлежаще извещена о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
На основании вышеизложенного, суд определил рассмотреть административный материал в отсутствие потерпевших, лица Пашнина С.В., и представителя государственного органа, должностное лицо которое вынесло обжалованное постановление об административном правонарушении, надлежаще извещенных о месте, времени и дате рассмотрения материала.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Постановлением начальника Государственной жилищной инспекции по Удорскому району Шамаевой И.А. глава муниципального района «Удорский» - руководитель администрации муниципального района «Удорский» Жилин Н.Д. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 4000 рублей, за нарушение требований ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Как следует из текста обжалуемого постановления, основанием для этого послужило следующее, многоквартирный <Адрес> – дворовая территория от снега не очищена. Наличие снежных масс на кровле. Наличие снежно-ледяного массива вдольсвеса кровельного покрытия по всей длине кровли многоквартирного дома, а также в зоне прохода людей. При неустойчивой погоде на фоне оттепелей, в результате нарастания высоты слоя и достижении критической массы, возможно соскальзывание снежно-ледяного покрова, что создаёт угрозу для людей в местах прохода к подъездам. На кровле в районе подъезда № 2 при сходе скопившихся снежных масс снесен один асбестоцементный лист (шифер). Образовавшееся отверстие в кровле не закрыто. Выявленные нарушения создают неблагоприятные условия для проживания граждан в многоквартирном доме.
Инспекцией на основании распоряжения первого заместителя руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) О.М. Микушевой от 29.03.2021 № 228 проведена внеплановая выездная проверка. Предметом проверки являлось исполнения требования прокуратуры Удорского района от 29.03.2021 № 07-08-2021 по итогам мониторинга средств массовой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в части публикации по вопросу схода снега с крыш многоквартирных домов.
Материалами проверки установлены нарушения правил содержания и ремонта жилых домов в <Адрес>, Республики Коми, что является нарушением требований подпункта 4.6.1.23 пункта 4.6 Постановления Госстроя № 170, абзаца 9 пункта 7, пункта 24 Постановления № 290.
08.04.2021 составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, выдано предписание № 02-20-24-23.
15.04.2021 составлен протокол об административном правонарушении в отношении Жилина Н.Д. за совершение правонарушения предусмотренного ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 6 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), в ее взаимосвязи с п. 5 ч. 1 названной статьи, органы местного самоуправления сельского поселения не вправе осуществлять полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, осуществлению муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Закон Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми», предусматривавший отнесение данных полномочий к вопросам сельских поселений, с 01.01.2020 признан утратившим силу в связи с принятием Закона Республики Коми от 27.09.2019 № 54-РЗ.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» и являются обязательными для организаций, принявших на себя обязательства по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 11(1) Правил № 491, минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. № 290 (далее – Постановление № 290), определен перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, а также проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи.
Пунктом 24 Постановления № 290, определён перечень выполняемых работ по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме, а также очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда.
Согласно статье 35 Устава Муниципального образования муниципального района «Удорский» Администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми. Администрацией района на принципах единоначалия руководит глава района.
В силу статьи 36 Устава Глава муниципального района «Удорский» - руководитель администрации муниципального района «Удорский» (далее глава района) является высшим должностным лицом муниципального образования муниципального района «Удорский». Глава района избирается сроком на 5 лет Советом муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы района, и возглавляет администрацию муниципального района «Удорский».
Руководитель администрации района в пределах собственных полномочий в т.ч.: представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом муниципального района; издает в пределах своих полномочий муниципальные правовые акты; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми; осуществляет руководство деятельностью администрации муниципального района, ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации муниципального района; утверждает положения об отраслевых (функциональных) и территориальных органах администрации муниципального района, за исключением положений об отраслевых (функциональных) органах администрации муниципального района, выступающих в качестве юридических лиц; заключает от имени администрации муниципального района договоры и соглашения в пределах своей компетенции; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, законами Республики Коми и настоящим Уставом.
Глава района подконтролен и подотчетен населению и Совету муниципального района.
В соответствии с решением Совета МР «Удорский» от 24.12.2020 № 3-1 Жилин Николай Дмитриевич избран на должность главы муниципального района «Удорский» - руководителя администрации муниципального района «Удорский» с 1 января 2021 года.
Руководитель администрации района несет ответственность за деятельность структурных подразделений администрации района и должностных лиц администрации района.
Жилин Н.Д., являясь Главой МР «Удорский» – руководителем администрации МР «Удорский» имел возможность к соблюдению действующего законодательства, однако не предпринял все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения вышеуказанных положений законодательства.
Допустимость и достоверность представленных доказательств у судьи сомнений не вызывает, поскольку письменные документы составлены уполномоченными должностными лицами, сомневаться в объективности и обоснованности сведений, в них изложенных, оснований не имеется, доказательств какого-либо предвзятого отношения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу, не представлено и судом не получено, в связи с чем вышеуказанные доказательства принимаются в основу постановления.
Причин для оговора Жилина Н.Д. начальником ГЖИ по Удорскому району, выявившей и документировавшей правонарушение, ее заинтересованности в незаконном привлечении последнего к административной ответственности не установлено.
При решении вопроса о наличии или отсутствии в действии или бездействии Жилина Н.Д. как должностного лица – главы муниципального района «Удорский» - руководителя администрации муниципального района «Удорский» состава, вменяемого правонарушении необходимо также учитывать наличие или отсутствие его вины в совершении вменяемого правонарушения.
В данном случае суд принимает во внимание, что работа по очистке дворовых территории, а также снежных масс на кровле многоквартирных домов находящихся ведении администрации МР «Удорский» от снега, должна вестись на постоянной основе, контроль за этим должен осуществляться постоянно, что позволит при разумной организации работы по контролю за соблюдением требований действующего законодательства заранее обеспечить организацию работ по устранению нарушений, а не после требований органа государственного надзора. Формально действия Жилина Н.Д. содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Жилина Н.Д. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, для данной категории дел.
Административное наказание назначено Жилину Н.Д. в пределах, установленных санкцией ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в силу ст.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в числе других, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежали оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, в противном случае, оспариваемое постановление не может быть признано законным.
Согласно ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правонарушений.
Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу по указанным основаниям.
Таким образом, малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем, как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется судом с учётом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В рассматриваемой ситуации судья приходит к выводу о том, что при формальном наличии всех признаков состава правонарушения само по себе оно не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства. Обстоятельства, указывающие на наступление вредных последствий от допущенных нарушений, в ходе судебного разбирательства не выявлены.
С учетом изложенного и принимая во внимание характер административного правонарушения, совершенного Жилиным Н.Д., отсутствие каких-либо неблагоприятных последствий его совершения, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку выявленное было устранено в кротчайший срок, прихожу к выводу о малозначительности совершенного Жилиным Н.Д. деяния и необходимости освобождения его от административной ответственности, прекращения производства по делу в отношении должностного лица Жилина Н.Д. по административному правонарушению, предусмотренному ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях ввиду малозначительности административного правонарушения, ограничившись в отношении Жилина Н.Д. устным замечанием.
Руководствуясь ст.ст. 2.9, 24.5, 30.1 - 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
постановление начальника государственной жилищной инспекции по Удорскому району Шамаевой И.А. от 23 апреля 2021 года, о привлечении главы муниципального района «Удорский» - руководителя администрации муниципального района «Удорский» Жилина Н.Д. к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы муниципального района «Удорский» - руководителя администрации муниципального района «Удорский» Жилина Н.Д. прекратить ввиду малозначительности административного правонарушения, освободив Жилина Н.Д. от административной ответственности, ограничившись устным замечанием в отношении Жилина Н.Д..
Решение может быть обжаловано, в том числе должностным лицом, вынесшим постановление, в вышестоящий суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.Н. Жданов