<данные изъяты>
<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 января 2023 года г. Кинель
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Трибунской Л.М.,
при секретаре Абросимовой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинель гражданское дело № 2-134/2023 по иску Григорян К. В. к Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Григорян К.В. обратилась в Кинельский районный суд Самарской области с указанным выше исковым заявлением, указав, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. она являлась сотрудницей Служб национальной безопасности <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ. она была освобождена с военной службы в звании подполковник. Согласно пенсионному удостоверению Григорян К.В. с ДД.ММ.ГГГГ была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей». Срок службы составляет 22 года 08 месяцев. В соответствии с ч. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять права на вступление в жилищнно- строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов. Воспользовавшись своим правом Григорян К.В. обратилась в Администрацию г.о.Кинель Самарской области с заявлением о предоставлении ей земельного участка для строительства жилого дома, расположенного в кадастровом квартале: №, площадью 1000кв.м., согласно указанным координатам границ. Согласно письму № от ДД.ММ.ГГГГ. Администрация городского округа Кинель Самарской области возвратила Григорян К.В. заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена на основании п.п.1 п.2 ст.39.15 ЗК РФ ввиду того, что к заявлению не был приложен военный билет. Согласно пп.22 Таблицы №2 к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов на территории городского округа <адрес>» (утв.Постановлением Администрации г.о.Кинель Самарской области №1958 от 23.06.2017г.) граждане, проходившие военную службу и уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, в подтверждение своего права на получение земельного участка обязаны представить военный билет. Вместе с тем, личное дело, содержащее все необходимые документы, было передано из Службы национальной безопасности Респ.Армения непосредственно в Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Самарской области, у Григорян К.В. военный билет отсутствует. Истцом были представлены документы в Администрацию г.о.Кинель, подтверждающие прохождение ею военной службы сроком более 10 лет, а именно: копия трудовой книжки, копия пенсионного удостоверения, копия уведомления Управления ФСБ РФ по Самарской области, однако предусмотренный административным регламентом военный билет представить не представляется возможным. Учитывая вышеизложенное, истец полагает, что имеются основания для признания за ней права собственности на земельный участок, схема которого была представлена на согласование в Администрацию г.о.Кинель Самарской области. Проси признать за ней право собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 1000 кв.м., расположенный в кадастровом квартале:№, по координатам границ.
Истец Григорян К.В. в судебное заседание не прибыла.
Представитель истца Григорян К.В. по доверенности Ковальчук Ю.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что военнослужащим, проходившим военную службу в государствах – участниках СНГ, подписавшим соответствующие договоры, гарантируется право на обеспечение жильем, по аналогии полагает, что на них распространяется и право на получение в собственность земельного участка на основании ч.12 ст.15 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», пп.д п.3 ст.9 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. № 94 –ГД «О земле».
Представитель ответчика Администрации городского округа Кинель Самарской области в судебное заседание не явился, судом извещен о дате и времени судебного заседания, причину неявки суду не сообщил.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленными гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральном законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Из положений статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным российским законодательством.
В судебном заседании установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась сотрудницей Службы безопасности Республики Армении.
ДД.ММ.ГГГГ она была освобождена с военной службы в звании подполковника, данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки №.
С ДД.ММ.ГГГГ Григорян К.В. было возобновлено выплата пенсия за выслугу лет в соответствии с Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ) и Соглашением о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ)
Григорян К.В, ссылаясь на ч.12 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обратилась в Администрацию г.о. Кинель Самарской области с заявлением о представлении ей земельного участка для строительства жилого дома, расположенного в кадастровом квартале : №, площадью 1000 кв.м.
Администрация городского округа Кинель Самарской области ДД.ММ.ГГГГ г. вернула заявление Григорян К.В. без рассмотрения, указав, что к заявлению не приложены документы, предусмотренные п.2ст39.15 Земельного кодекса РФ. Согласно п.1п.2 статьи 39.15 к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, схема расположения земельного участка. Кроме этого согласно п.2.6 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», для получения муниципальной услуги в части предварительного согласования предоставления земельного участка. К заявлению не были проложены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (военный билет).
Суд не может согласиться с доводами представителя истца о том, что у Григорян К.В. имеются основания для признания за ней права собственности на земельный участок по указанным в иске основаниям.
При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять права на вступление в жилищнно- строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
Вопрос сохранения прав и льгот военнослужащих, поступивших (призванных) на военную службу в Союзе ССР и остававшихся на военной службе в вооруженных силах и иных воинских формированиях государств - участников СНГ, в целом решен Соглашением между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, подписанным главами Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, РФ, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины. Нормы названного Соглашения не только закрепляют сохранение уровня прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, но и устанавливают для них в числе других право сохранять гражданство государства - участника Содружества (бывшей республики Союза ССР), которое они имели до поступления (призыва) на военную службу, после увольнения с военной службы принимать гражданство государства пребывания, оставаться на постоянное место жительства на его территории или избрать другое место жительства.
Таким образом, основным международным актом по вопросу обеспечения военнослужащих, увольняемых с военной службы из вооруженных сил государств - участников Содружества Независимых Государств, остается Соглашение от 14 февраля 1992 г.
В ст. 1 Соглашение от 14 февраля 1992 г. закрепило за военнослужащими государств - участников Содружества Независимых Государств сохранение уровня прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, в том числе и в вопросах обеспечения жильем, при этом особо оговорив, что односторонние ограничения указанных прав и льгот военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей не допускаются.
В ст. 2 Соглашения прямо предусматривается право проживания указанной категории лиц в занимаемых ими жилых помещениях. Кроме того, "военнослужащие после увольнения с военной службы, а также члены их семей имеют право принимать гражданство государства пребывания, остаться на постоянное жительство на его территории или избрать другое место жительства".
Нормы названного Соглашения сохраняют уровень прав и льгот, закрепленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, служба которых была начата в период существования СССР.
Изложенное свидетельствует о том, что образовавшиеся государства взяли на себя обязательства по сохранению и обеспечению прав и законных интересов военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, поступивших (призванных) на военную службу в Союзе ССР.
Из материалов дела следует, что истец военнослужащим СССР не являлась. На военную службу она поступила в ДД.ММ.ГГГГ году и до выхода в отставку являлась военнослужащей <адрес>.
Истец не входила в число лиц военнослужащих Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств.
В связи с изложенным, на нее не распространяются положения ч. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Доводы истца и ее представителя о том, что была назначена пенсия В соответствии с Законом РФ « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу и их семей», что приравнивает ее к статусу военнослужащего Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Пенсионное обеспечение иностранных граждан, переехавших на постоянное место жительства в РФ и принявших гражданство РФ, регулируются межгосударственными соглашениями, которые не распространяются на другие правоотношения.
Поскольку военная служба истца приходила в <адрес> и не была связана с исполнением воинских обязанностей по защите интересов <адрес>, истец является военнослужащей иностранного государства, на истца не распространяются льготы, установленные для военнослужащих РФ.
С учетом изложенных обстоятельств, оснований для признания за Григорян К.В. права собственности на спорный земельный участок нет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Григорян К. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., СНИЛС №, к Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании права собственности на земельный участок отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд Самарской области в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме-26 января 2023 г.
Председательствующий <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>