Дело № 2-34/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2012 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Крысиной З.В.,
с участием секретаря судебного заседания – Чеколдаевой О.А.,
с участием в деле:
истца – Скороходова Андрея Викторовича, ее представителя Скороходовой Елены Ильиничны, действующей на основании ордера № 866 от 30 декабря 2011 года,
ответчика – Администрации городского округа Саранск, его представителя Стансковой Елены Викторовны, действующей по доверенности № 128-д от 7 декабря 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скороходова Андрея Викторовича к Администрации городского округа Саранск о возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности внести изменения в договор № 143 от 18 июня 2011 года аренды земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки,
установил:
Скороходов А.В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности внести изменения в договор № 143 от 18 июня 2011 года аренды земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки.
В обоснование иска указал, что согласно протоколу о результатах аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для размещения домов индивидуальной жилой застройки (Лот № 6 — земельный участок, расположенный в р.п. Ялга городского округа Саранск (участок № по Генплану) он был признан победителем аукциона и с ним был заключен договор № 143 аренды земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки от 18 июня 2010 года. Согласно указанному протоколу предметом аукциона явился земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель — земли населенных пунктов, разрешенное использование — для размещения дома индивидуальной жилой застройки, технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения — имеются.
17 января 2011 года он зарегистрировал договор аренды в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия.
Для использования земельного участка по назначению он обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство и технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.
Администрация городского округа Саранск ответила ему, что технические условия подключения ему должны выдать ресурсоснабжающие организации и приложила к письму технические условия, согласно которым Администрация г.о. Саранск приняла на себя обязательство осуществить проектирование и строительство сетей инженерно-технического обеспечения, а именно: электрических, газовых сетей, водопровода и канализации.
Он обратился в МП городского округа Саранск «Горсвет» и письмом от 15 июля 2011 года № 367 МП городского округа Саранск «Горсвет» сообщило ему, что техническая возможность технологического присоединения индивидуального жилого дома на указанном земельном участке отсутствует.
При обращении в МП городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство», письмом от 28 июня 2011 года № 1031 данная организация ответила ему, что выдача технических условий не представляется возможной.
При обращении в ОАО «Саранскмежрайгаз» письмом от 29 июня 2011 года № 280 указанная организация ответила, что подключение к газопроводу возможно при условии строительства им газопровода высокого давления Ду не менее 100 мм, установки узла редуцирования с регулятором РДБК-1, строительства газопровода низкого давления Ду не менее 150 мм.
Таким образом, принимая участие в аукционе на выкуп права аренды земельного участка, который имеет технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, он законно рассчитывал получить в аренду участок с возможностью строительства на нем индивидуального жилого дома, обеспеченного всеми необходимыми коммунальными ресурсами. Это явилось причиной его участия в аукционе и причиной его предложения по размеру арендной платы, которая составила 36 400 рублей в год, при том условии, что плата за аренду аналогичного земельного участка по г.о. Саранск составляет всего 1900 рублей в год.
При выяснившихся условиях он не может приступить к строительству жилого дома ввиду невозможности использования строительных механизмов и оборудования из-за отсутствия на земельном участке электричества и воды, что существенно нарушает его права и законные интересы при заключении договора аренды. Следовательно, он по вине арендодателя Администрации городского округа Саранск, нарушившего подпункт 4 пункта 10 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации, не имеет возможности использовать участок по его целевому назначению для строительства индивидуального жилого дома с необходимым инженерно-техническим обеспечением, следовательно, он в значительной степени лишился того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.
Заключая договор аренды земельного участка № 143, он правомерно рассчитывал, что его условия соответствуют действующему законодательству и условиям аукциона.
Нарушение арендодателем условий аукциона привело также к тому, что он не имеет возможности исполнять п. 2.1, п. 4.4.6-4.4.8 договора аренды, что ставит его в неравные условия с арендодателем. Неисполнение арендодателем условий аукциона делает для него неисполнимым условие о сроке настоящего договора, так как он лишен возможности приступить к освоению земельного участка.
16 августа 2011 года он обратился к ответчику с предложением внести изменения в договор аренды земельного участка и заключить дополнительное соглашение к договору об изменении срока договора и размера арендной платы.
Письмом от 20 сентября 2011 года № Пр-6234 ответчик отказал ему в подписании соглашения на предложенных им условиях, обосновывая отказ тем, что он в течение неопределенного времени обещает предпринять усилия по проведению инженерных сетей в зоне малоэтажной жилой застройки в р.п. Ялга городского округа Саранск. Тем самым ответчик признал, что на момент проведения аукциона и заключения договора аренды земельного участка ввел истца в заблуждение о наличии технических условий подключения к инженерным сетям, и что на настоящий момент указанные условия также отсутствуют.
По данным основаниям просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск внести следующие изменения в договор № 143 аренды земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки от 18 июня 2010 года. Изложить пункт 2.1. договора в следующей редакции: «Срок настоящего договора — 10 лет. По заявлению арендатора арендодатель обязан продлить срок Договора аренды на срок, необходимый арендодателю для обеспечения исполнения условия аукциона, а именно до обеспечения Арендатору возможности технического подключения к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализования.
Изложить пункт 3.1. договора в следующей редакции: «Размер годовой арендной платы – 1901 рубль 90 коп. Арендная плата в указанном размере вносится Арендатором до 15 июня года, в котором Арендодатель обеспечит Арендатору возможность технического подключения к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализования, путем предоставления Арендатору информации о технических условиях подключения и плате за подключение. С 15 июня года, в котором Арендодатель предоставит Арендатору указанную информацию, Арендатор обязан уплачивать арендную плату в размере 36 400 рублей. Арендная плата в сумме 36400 рублей, внесенная арендатором при заключении договора аренды, является авансовым платежом, из суммы которого Арендодатель производит зачет годовой арендной платы до 15 июня года предоставления Арендатору информации о технических условиях подключения и плате за подключение к инженерным сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализования. Размер арендной платы может изменяться в связи с изменением законодательства, устанавливающего порядок определения величины арендной платы.
Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия.
Остальные условия Договора № 143 аренды земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки от 18 июня 2010 года, не затронутые настоящим Соглашением, сохраняют свое действие в прежней редакции.»
13 января 2012 года истец Скороходов А.В. представил в суд заявление, в котором дополнил основания иска и уточнил исковые требования, указав, чтобы реализовать свое право на получение разрешения на строительство индивидуального жилого дома он обязан предоставить документ — градостроительный план земельного участка, который должен содержать указанные в пункте 7 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации сведения о технических условиях. Ответчик не выдаст ему разрешение на строительство без данного документа. Следовательно, он лишен возможности получить разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
Это является результатом нарушения ответчиком условий аукциона и норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и, следовательно, свидетельствует о существенном нарушении ответчиком условий договора аренды, заключенного на основании результатов аукциона. В преамбуле договора аренды указано, что он заключен на основании протокола по итогам аукциона по продаже права аренды земельного участка, следовательно, протокол об итогах аукциона, содержащий в себе условие о наличии технических условий подключения, является основой договора, без которой он не мог быть заключен, и все условия, содержащиеся в протоколе аукциона, являются обязательными для исполнения ответчиком при исполнении договора аренды земельного участка.
Он считает, что ответчик существенно нарушил договор аренды, так как при отсутствии технических условий подключения он должен понести значительный материальный ущерб, связанный с тем, что для строительства дома ему потребуется сооружение скважины или колодца для водоснабжения, покупка генератора и топлива к нему для обеспечения электроэнергии, покупка дров для печного отопления, покупка газовых балонов и газа для газоснабжения, а впоследствии он должен будет произвести траты на реконструкцию жилого дома в целях подключения систем водо-, газо-, электроснабжения и канализования. В результате он может построить дом практически без удобств и дополнительно к этому вынужден будет нести значительные траты на его обеспечение светом, водой, теплом и газом. Следовательно, он в значительной степени лишается того, на что рассчитывал при заключении договора аренды земельного участка. По данным основаниям просил суд обязать Администрацию г.о. Саранск внести следующие изменения в договор № 143 аренды земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки от 18 июня 2010 года. Изложить пункт 2.1. Договора в следующей редакции: «Срок настоящего договора — 10 лет. По заявлению Арендатора Арендодатель обязан продлить срок договора аренды на срок действия разрешения на строительство, выданного арендодателем Арендатору после обеспечения Арендодателем исполнения условия аукциона, а именно после обеспечения Арендатору возможности технического подключения к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализования.
Изложить п. 3.1. Договора в следующей редакции: «Размер годовой арендной платы, рассчитывается в соответствии с Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 декабря 2007 r.N593 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена". Размер годовой арендной платы за период 2010-2011 гг. равен 1902 рубля. Арендная плата пропорционально указанному размеру в зависимости от срока пользования вносится Арендатором до последнего числа месяца в том году, в котором Арендодатель обеспечит Арендатору возможность технического подключения к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализования, путем предоставления Арендатору информации о технических условиях подключения и плате за подключение. С первого числа месяца, следующего за месяцем обеспечения Арендатору указанных технических условий, Арендатор обязан уплачивать арендную плату, рассчитанную пропорционально сроку пользования земельным участком в текущем году, исходя из размера годовой арендной платы 36 400 рублей. Арендная плата в сумме 36400 рублей, внесенная арендатором при заключении договора аренды, является авансовым платежом, из суммы которого Арендодатель производит зачет годовой арендной платы до последнего числа месяца того года, в котором Арендодатель предоставит Арендатору технические условия подключения и информацию о плате за подключение. Размер арендной платы может изменяться в связи с изменением законодательства, устанавливающего порядок определения величины арендной платы.
Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия.
Остальные условия Договора № 143 аренды земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки от 18 июня 2010г., не затронутые настоящим Соглашением, сохраняют свое действие в прежней редакции.»
В судебном заседании истец Скороходов А.В. и его представитель Скороходова Е.И. исковые требования поддержали по тем же основаниям, просили суд удовлетворить иск в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. исковые требования не признала, просила оставить их без удовлетворения. Суду объяснила, что в силу статьи 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации основанием для изменения договора является существенное нарушение условий договора одной из сторон. В указанном случае Администрацией городского округа Саранск условия, заключенного между ней и истцом Скороходовым А.В. договора аренды земельного участка, нарушены не были. Размер арендной платы, указанный в договоре аренды, рассчитан правильно, в связи с чем законных оснований для изменения договора аренды земельного участка не имеется.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит иск Скороходова А.В. не подлежими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле, на основании постановления Главы Администрации городского округа Саранск 7 мая 2010 года № 1136 «О проведении аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для размещения домов индивидуальной жилой застройки» в целях реализации прав граждан и юридических лиц на приобретение земельных участков, в соответствии со статьей 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации постановлено провести открытые аукционы по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для размещения домов индивидуальной жилой застройки. Определен организатор аукциона Муниципальное учреждение «Градостроительство». Определено средство массовой информации, в котором публикует информационное сообщение о проведении аукционов – газета «Вечерний Саранск».
Извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для размещения домов индивидуальной жилой застройки» официально опубликовано в газете «Вечерний Саранск» от 12 мая 2010 года.
Согласно Протоколу о результатах аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для размещения домов индивидуальной жилой застройки (Лот № 6 — земельный участок, расположенный в р.п. Ялга городского округа Саранск (участок № по Генплану) Скороходов А.В. признан победителем аукциона, предметом которого явился земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель — земли населенных пунктов, разрешенное использование — для размещения дома индивидуальной жилой застройки, технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения — имеются.
В соответствии с пунктом 26 постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договором аренды таких земельных участков» протокол о результатах аукциона является основанием для заключения с победителем аукциона договора аренды земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки.
18 июня 2010 года между Администрацией городского округа Саранск в лице заместителя Главы Администрации городского округа Саранск - Директора Департамента по экономической политике и взаимодействию с административным органом ФИО9 (арендодатель) и Скороходовым А.В. (арендатор) заключен договор № 143 аренды земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки, согласно условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 1500 кв.м., с кадастровым номером №, относящийся к землям населенных пунктов, расположенный в р.п. Ялга городского округа Саранска (участок № по Генплану), для размещения дома индивидуальной жилой застройки, в границах указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к настоящему договору и являющегося его неотъемлемой частью. Обременения в использовании участка не зарегистрированы. Срок настоящего договора – 10 лет ( пункт 2.1). Согласно пункту 3 договора аренды размер годовой арендной платы составляет 36 400 руб. В течение десяти дней со дня подписания настоящего договора, но не позднее даты его государственной регистрации арендатор обязан единовременно внести денежную сумму в размере 20 200 руб. в счет оплаты стоимости права на заключение договора аренды земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки в соответствии с протоколом об итогах аукциона. Задаток, внесенный арендатором для участия в аукционе, в размере 16 200 руб. засчитывается в счет арендной платы по настоящему договору. Арендная плата вносится арендатором не позднее 15 июня соответствующего года.
17 января 2011 года договор № 143 от 18 июня 2010 года аренды земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 25 апреля 2011 года земельный участок, почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, г.о.Саранск, р.п. Ялга, земельный участок № (по генплану) имеет кадастровый номер №, площадь земельного участка 1500+/- 14 кв.м. Разрешенное использование: для размещения дома индивидуальной жилой застройки.
10 мая 2011 года Скороходов А.В. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением в котором указал, что по результатам аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, между ним и Администрацией городского округа Саранска заключены договоры и взяты в аренду земельные участки для размещения дома индивидуальной жилой застройки, в том числе договор № 143 от 18 июня 2010 года, кадастровый номер участка №, площадью 1500 кв.м., находящийся по адресу: Республика Мордовия, г.о.Саранск., р.п. Ялга, (земельный участок № по Генплану). В связи с чем для выдачи разрешения на строительства индивидуального жилого дома он просит сообщить технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение.
3 июня 2011 года Администрация городского округа Саранск направила в адрес истца Скороходова А.В. копии технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Одновременно сообщив, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 года № 360 «Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры» плата за подключения определяется на основании договоров, заключаемых с обслуживающими инженерные сети организациями. В адрес истца Администрацией городского округа Саранск направлены: копия технических условий на проектирование газоснабжения МП городского округа Саранск «Горстройзаказчик», согласно которым разрешается проектирование газоснабжения малоэтажной застройки в п. Николаевка с присоединением к проектируемому газопроводу -переносу высокого давления, копию технических условий на проектирование водоснабжения и канализования МП городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство», копия технических условий МП городского округа Саранск «Горсвет» на электроснабжение малоэтажной застройки в р.п. Николаевка г.Саранска.
Согласно сообщению МП городского округа Саранск «Горсвет» от 15 июля 2011г. № 367 на заявку истца Скороходова А.В., в связи с отсутствием электрических сетей напряжение 0,4 кВ в зоне строительства на расстоянии 100 м, для технологического присоединения к сетям МП городского округа Саранск «Горсвет» техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Согласно сообщению МП городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» от 28 июня 2011 года № 1031 до решения вопроса по разработке детальной планировки коттеджной застройки в п.Ялга и выноса водоводов из-под застройки выдача технических условий не представляется возможной.
Как следует из сообщения ОАО «Саранскмежрайгаз» от 29 июня 2011 года № 280, подключение к газопроводу возможно при условии строительства газопровода высокого давления Ду не менее 100 мм, установки узла редуцирования с регулятором РДБК-1, строительства газопровода низкого давления Ду не менее 150 мм.
16 августа 2011 года истец Скороходов А.В. обратился в Администрацию городского округа Саранск с письменным предложением о внесении изменений в договор аренды № 143 от 18 июня 2010 года земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки, указав, что в связи с отсутствием технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, он не может приступить к строительству жилого дома. Принимая участие в аукционе на выкуп права аренды земельного участка, который имеет технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, он законно рассчитывал получить в аренду участок с возможностью строительства на нем индивидуального жилого дома. По вине арендодателя, нарушавшего подпункт 4 пункта 10 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации, он не имеет возможности использовать участок по его целевому назначению для строительства индивидуального жилого дома с минимальным инженерно-техническим обеспечением. В связи с чем предлагает Администрации городского округа Саранск внести изменения в договор аренды земельного участка и заключить дополнительное соглашение к договору об изменении срока договора и размера арендной платы. А именно установить величину арендной платы в год с размере 1901, 90 руб. Указанная величина арендной платы должна оплачиваться арендатором в течение времени, необходимого арендодателю для обеспечения исполнения условия аукциона, а именно до обеспечения арендатору возможности технического подключения к инженерным коммунальным сетям. В связи с тем, что он не может приступить к освоению земельного участка, предлагает внести в договор условие о продлении договора аренды на срок, необходимый арендодателю для обеспечения исполнения условия аукциона, а именно до обеспечения арендатору возможности технического подключения к инженерным коммунальным сетям.
Письмом от 20 сентября 2011 года № ПР-6234 Администрация городского округа Саранск сообщила истцу, что Администрация городского округа Саранск рассмотрела его обращение от 16 августа 2011 года по вопросу внесения изменений в договор аренды земельного участка от 18 июня 2011 года № 143 в части уменьшения размера арендной платы за земельный участок №, расположенный в р.п. Ялга городского округа Саранск, в связи с отсутствием инженерных коммуникаций и сообщает следующее. МП городского округа Саранск «Горстройзаказчик» разработан проект внеплощадных инженерных сетей по рабочему проекту «Малоэтажное жилищное строительство в р.п. Николаевка (к западу от существующей застройки) городского округа Саранск», прошедшей экспертизу в Управлении Государственной экспертизы Республики Мордовия (положительное заключение от 25 декабря 2009 года), который в настоящее время на основании новых технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения находится на корректировке. ЗАО ТФ «Ватт» ведет строительство устройства (ГКТП) с воздушными линиями электропередачи в районе ул. Российской ( район ООО «Мордовэкспоцентр») в р.п. Ялга городского округа Саранск. Для заключения договора о технологическом присоединении к электрическим сетям энергопринимающих устройств необходимо обратиться в ЗАО ТФ «Ватт». Администрация городского округа Саранск в ближайшее время планирует проведение инженерных сетей в зоне малоэтажной застройки, расположенной в р.п. Ялга городского округа Саранск.
Согласно статье 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного жилищного строительства) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
Аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
Аукцион по продаже земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка является открытым по составу участников и по форме подачи заявок (далее для целей настоящей статьи - аукцион).
В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка принимает решение о проведении аукциона.
В качестве организатора аукциона выступает продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо действующая на основании договора с ним специализированная организация.
Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона.
Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет" и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) о наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;
3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
4) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение;
5) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы);
6) о "шаге аукциона";
7) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
8) о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка;
9) о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.
Организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона. Извещение об отказе в проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней в периодических печатных изданиях, в которых было опубликовано извещение о проведении аукциона. Сообщение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте соответственно Сообщение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет", указанном в пункте 9 настоящей статьи, не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отказе в проведении аукциона. Организатор аукциона в течение трех дней обязан известить участников аукциона о своем отказе в проведении аукциона и возвратить участникам аукциона внесенные задатки.
12. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка;
2) копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);
3) документы, подтверждающие внесение задатка.
Организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, кроме указанных в пункте 12 настоящей статьи документов. Организатор аукциона в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц) или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона.
Один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе
Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока ее приема, возвращается в день ее поступления заявителю.
Заявитель не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:
1) непредставление определенных пунктом 12 настоящей статьи необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;
2) непоступление задатка на счет, указанный в извещении о проведении аукциона, до дня окончания приема документов для участия в аукционе;
3) подача заявки на участие в аукционе по продаже земельного участка лицом, которое в соответствии с федеральными законами не имеет права приобретать в собственность земельные участки;
4) отсутствие сведений о заявителе в едином государственном реестре юридических лиц (для юридических лиц) или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей).
Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в пункте 17 настоящей статьи оснований, не допускается.
Организатор аукциона ведет протокол приема заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, о датах подачи заявок, о внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе с указанием причин отказа. Протокол приема заявок подписывается организатором аукциона в течение одного дня со дня окончания срока приема заявок. Заявитель становится участником аукциона с момента подписания организатором аукциона протокола приема заявок.
Заявители, признанные участниками аукциона, и заявители, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются о принятом решении не позднее следующего дня после даты оформления данного решения протоколом приема заявок на участие в аукционе.
Организатор аукциона обязан вернуть внесенный задаток заявителю, не допущенному к участию в аукционе, в течение трех дней со дня оформления протокола приема заявок на участие в аукционе.
Заявитель имеет право отозвать принятую организатором аукциона заявку до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона. Организатор аукциона обязан возвратить внесенный задаток заявителю в течение трех дней со дня регистрации отзыва заявки. В случае отзыва заявки заявителем позднее дня окончания срока приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.
Организатор аукциона ведет протокол аукциона, в котором фиксируется последнее предложение о цене приобретаемого в собственность земельного участка или о размере арендной платы.
Результаты аукционов оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе также указываются:
1) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, об основанных на результатах инженерных изысканий параметрах разрешенного использования объекта капитального строительства и о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, а также о плате за подключение;
2) победитель аукциона;
3) цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы.
Организатор аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона обязан возвратить задатки лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем.
Аукцион признается не состоявшимся в случае, если:
1) в аукционе участвовали менее двух участников;
2) после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене.
В случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в подпункте 1 пункта 26 настоящей статьи, единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.
Организатор аукциона в случаях, если аукцион был признан несостоявшимся либо если не был заключен договор купли-продажи или договор аренды земельного участка с единственным участником аукциона, вправе объявить о проведении повторного аукциона. При этом могут быть изменены условия аукциона.
Информация о результатах аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодических печатных изданиях, в которых сообщалось о проведении аукциона, и размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет", указанном в пункте 9 настоящей статьи.
Не допускается заключение договора по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в подпункте 1 пункта 26 настоящей статьи, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет".
Как установлено в судебном заседании, 15 июня 2010 года состоялся аукцион по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для размещения домов индивидуальной жилой застройки. Скороходов А.В. признан победителем аукциона, предметом которого явился земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель — земли населенных пунктов, разрешенное использование — для размещения дома индивидуальной жилой застройки, технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения — имеются. Результаты аукциона оформлены Протоколом от 15 июня 2010 года о результатах аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для размещения домов индивидуальной жилой застройки (Лот № 6 — земельный участок, расположенный в р.п. Ялга городского округа Саранск (участок № по Генплану). В протоколе указаны - предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, об основанных на результатах инженерных изысканий параметрах разрешенного использования объекта капитального строительства и о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, а также о плате за подключение, победитель аукциона, цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы.
В соответствии с пунктом 26 постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договором аренды таких земельных участков» протокол о результатах аукциона является основанием для заключения с победителем аукциона договора аренды земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки.
18 июня 2010 года между Администрацией городского округа Саранск (арендодатель) и Скороходовым А.В. (арендатор) заключен договор № 143 аренды земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки, согласно условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 1500 кв.м., с кадастровым номером №, относящийся к землям населенных пунктов, расположенный в р.п. Ялга городского округа Саранска (участок № 394 по Генплану), для размещения дома индивидуальной жилой застройки.
Таким образом, аукцион признан состоявшимся. Скороходов А.В. признан победителем аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для размещения домов индивидуальной жилой застройки по лоту № 6, предложивший размер годовой арендной платы 36 400 руб. С Скороходовым А.В., как с победителем аукциона, заключен договор аренды земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки.
Согласно пунктам 1-2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со статьей 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.
Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Согласно пунктам 1-2 статьи 609 ГК Российской Федерации договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.
Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В силу статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В соответствии со статьей 611 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
18 июня 2010 года между Администрацией городского округа Саранск (арендодатель) и Скороходовым А.В. (арендатор) заключен договор № 143 аренды земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки, согласно условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 1500 кв.м., с кадастровым номером №, относящийся к землям населенных пунктов, расположенный в р.п. Ялга городского округа Саранска (участок № по Генплану), для размещения дома индивидуальной жилой застройки.
Таким образом, 18 июня 2010 года между сторонами достигнуто соглашение и в соответствии с требованиями закона заключен письменный договор аренды земельного участка с указанием предмета договора – земельный участок, который в данном случае является существенным условием договора, с указанием срока договора 10 лет, размера годовой арендной платы - 36 400 руб.
Земельный участок площадью 1500 кв.м., с кадастровым номером №, относящийся к землям населенных пунктов, расположенный в р.п. Ялга городского округа Саранска (участок № по Генплану), предоставлен арендатору Скороходову А.В., в состоянии соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. Договор аренды прошел государственную регистрацию. Указанные обстоятельства истцом в судебном заседании не оспаривались.
Согласно пункту 6 договора аренды земельного участка, предусматривающего изменение, расторжении и прекращения договора, все изменения и (или) дополнения к договору оформляются сторонами в письменной форме.
Договор может быть расторгнут по требованию арендодателя на основании и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, а также в случаях нарушения арендатором условий договора, указанных в пунктах 1.1, 3.2., 4.11, 4.3.2, 4.4.42. 4.4.4., 4.4.6, 4.4.7, 7.1.
При прекращении договора арендатор обязан вернуть арендодателю участок (части участка) в надлежащем состоянии.
Отказ арендатора от осуществления своих арендных прав ( подача соответствующего заявления) не влечет за собой прекращения его обязанностей по договору.
Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Таким образом, для изменения условий договора по решению суда необходимо существенное нарушение одной из сторон договора его условий.
В обоснование иска истец Скороходов А.В. указывает на то основание, что ответчиком существенно нарушены условия договора аренды, поскольку отсутствуют технические условия подключения к сетям инженерно- технического обеспечения, тогда как при заключении договора аренды он законно рассчитывал получить в аренду участок с возможностью строительства на нем индивидуального жилого дома, обеспеченного всеми необходимыми коммунальными ресурсами.
Между тем указанный довод истца является несостоятельным. В договоре аренды не указано, что условием договора является предоставление ответчиком технических условий подключения к сетям инженерно- технического обеспечения, следовательно, оно и не могло быть нарушено ответчиком, тем более существенно как это требуется в силу закона, и нарушение которого могло бы повлечь для истца такой ущерб, что он в значительной степени лишился того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.
Истец указывает также о том, что ответчиком нарушены условия аукциона и градостроительные нормы, следовательно, это также свидетельствует о существенном нарушении ответчиком условий договора аренды. Однако истец в установленном законом порядке результаты аукциона не оспорил. Аукцион признан состоявшимся, из чего следует, что входить в обсуждение законности проведенного аукциона при рассмотрении данного гражданского дела является нецелесообразным, поскольку суд рассматривает и разрешается гражданское дело в пределах заявленных истцом исковых требований.
Ссылка истца на то, что в преамбуле договора аренды указано, что он заключен на основании протокола по итогам аукциона по продаже права аренды земельного участка, следовательно, протокол об итогах аукциона, содержащий в себе условие о наличии технических условий подключения, является основой договора, без которой он не мог быть заключен, и все условия, содержащиеся в протоколе аукциона, являются обязательными для исполнения ответчиком при исполнении договора аренды земельного участка, также является несостоятельной.
Договор аренды земельного участка заключен в установленном законом порядке в письменной форме, где указаны все его условия, по которым сторонами достигнуто соглашение. При этом из договора аренды не следует, что его необъемлемой частью является протокол об итогах аукциона по лоту № 6 от 15 июня 2010 года. Данный протокол является лишь основанием для заключения договора аренды и не может содержать в себе условия договора аренды земельного участка, поскольку условия определяются самим договором аренды.
Довод истца о том, что в связи с тем, что он по вине ответчика не может использовать арендованное имущество по назначению, предложенное им снижение арендной платы является обоснованной и соразмерной, и он полагает, что расчет годовой арендной платы должен производиться в соответствии с Положением о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 декабря 2007 года № 593, суд также находит несостоятельным.
Пунктом 3 договора аренды земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки № 143 от 18 июня 2010 года предусмотрено, что размер годовой арендной платы составляет 36 400 руб.
Истец полагает, что расчет арендной платы должен быть произведен на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 25 декабря 2007 года № 593 «Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Между тем согласно пункту 18 указанного Положения Положение не применяется в случае заключения договоров аренды земельных участков с победителями торгов (конкурсов, аукционов), где размер годовой арендной платы устанавливается по результатам их проведения.
Согласно пункту 7 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно статьям 7, 8 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки (далее - договор) не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.
В указанном случае размер арендной платы приобретаемого в аренду земельного участка определен при проведении аукциона, что согласуется с положениями статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, анализируя все представленные по делу доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что законных оснований для возложения на Администрацию городского округа Саранск обязанности внести изменения в договор № 143 от 18 июня 2011 года аренды земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки не имеется.
Истцом не представлены суду доказательства в подтверждение существенного нарушения Администрацией городского округа Саранск условий договора аренды земельного участка.
При таких обстоятельствах иск Скороходова А.В. к Администрации городского округа Саранск о возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности внести изменения в договор № 143 от 18 июня 2011 года аренды земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении иска Скороходову Андрею Викторовичу к Администрации городского округа Саранск о возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности внести изменения в договор № 143 от 18 июня 2011 года аренды земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий З.В. Крысина