Дело № 2-60/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2018 года г. Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Фирсовой Н.В.,
при секретаре Саенко Е.П.,
с участием:
истца Кальнишевский В.С.,
представителя ответчика администрации <адрес> Меркулова Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кальнишевский В.С. к администрации <адрес> об обязании обеспечить осуществление жилищных прав собственника путем принятия решения в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации,
у с т ан о в и л:
Кальнишевский В.С. обратился в суд с иском к ответчику в котором с учетом изменения предмета иска просит обязать администрацию <адрес> принять решение в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, изъять у него, как у собственника <адрес> путем выкупа или заключения соглашения по предоставлению другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, в разумный, конкретизированный срок.
В обоснование иска указал, что он проживает в <адрес>, который заключением межведомственной комиссии признан аварийным и подлежащим сносу, в постановлении администрации <адрес> определен срок отселения жильцов указанного дома до 30 декабря 2020 года.
Вместе с тем, до настоящего времени, несмотря на наличие угрозы жизни и здоровью проживающих в указанном доме граждан вследствие аварийности жилого дома, меры по обеспечению жилищных прав его, как собственника жилого помещения многоквартирного дома по <адрес> в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчиком не приняты.
Истец Кальнишевский В.С. в судебном заседании требования иска, с учетом изменений поддержал. Суду пояснил, что после принятия решения о признании многоквартирного <адрес> аварийным сносу, администрация <адрес> с требованием к нему о сносе дома в разумный срок за счет собственных средств не обращалась, мер по изъятию земельного участка и жилого помещения в указанном доме, заключению соглашений с ним, как с собственником о предоставлении иного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену не предпринимала. Указал, что до настоящего времени спорный жилой дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда, вместе с тем, проживание в указном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей ввиду его ненадлежащего технического состояния.
Представитель ответчика администрации <адрес> Меркулова Т.В. просила отказать в удовлетворении иска, указав, что жилой <адрес> признан аварийным 28 августа 2015 года. Постановлением администрации <адрес> №-п установлен срок отселения жителей многоквартирного дома в срок до 30 декабря 2020 года. Поскольку данный дом признан аварийным после 2012 года, в адресную программу он не включен. Считает, что в данном случае должны быть применены нормы ст.185 Федерального закона Российской Федерации, а не статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Поясняет, что в настоящее время постановление о сносе многоквартирного дома не принято, в связи с чем, обязанность направить уведомление и требование, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации у администрации не возникала, в соответствии с указанными нормами администрация может предпринимать данные меры только после наступления указанного срока - 30 декабря 2020 года.
Представитель ответчика <адрес> в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил отказать в удовлетворении иска, указывая, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, КНИ, МЕС, ЗДС, КВВ, КЕН, БЯД, КНН, ДАН, ПНИ в судебном заседании заявленные требования истца поддержали.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, БЕВ, ГГА, КМН, КПН, ПЕП, ПВВ, БОВ, БОМ, АТВ, АЕЛ, ААЕ., АКВ., АВЕ., ПНВ, ППН., ПНР. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом предпринимались меры к надлежащему извещению третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МПЕ, МВВ, КНС, КЕС, МАВ, КСС, МЕГ в соответствии с п.4 ст.113 ГПК РФ по последнему известному месту жительства третьих лиц по <адрес> направлялись судебные извещения, адресатами не получены, возвращены в суд по истечении срока хранения в почтовом отделении, в связи с чем, судом такое поведение расценено как злоупотребление правом и принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд считает требования подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно частью 2 статьи 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности и соответственно равным образом признаются и защищаются права и законные интересы всех собственников.
В соответствии со статьей 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Судом установлено, что Кальнишевский В.С. является собственником <адрес> многоквартирном жилом <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Указанный многоквартирный жилой дом на основании акта межведомственной комиссии № от 27 августа 2015 года и заключения № от 28 августа 2015 года признан аварийным и подлежащим сносу в связи с экономической и технической нецелесообразностью проведения ремонтных работ капитального характера и физическим износом (67%) в процессе эксплуатации здания в целом, в подтверждение чему представлены названные акты.
Также межведомственной комиссией дано заключение, что механическая безопасность здания нарушена, несущая способность отдельных конструкций снижена, значительная часть конструкций находится в аварийном и ограниченно работоспособном техническом состоянии, предшествующем аварийному состоянию, опасность дальнейшего разрушения конструкций сохраняется, нормальная эксплуатация дома не возможна.
Постановлением администрации <адрес> №-п от 25 декабря 2015 года утвержден срок отселения граждан до 30 декабря 2020 года.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Статьей 14 названного Федерального закона определен перечень условий предоставления муниципальным образованиям финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
Пунктом 11 ч.11 ст.14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установлено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с п.12 ч.1 ст.14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда также является выделение в соответствии со ст.16 настоящего Федерального закона средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств бюджетов муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, и (или) внебюджетных средств на долевое финансирование региональных адресных программ по проведению региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Порядок утверждения региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регламентирован ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Согласно ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года (ч.1).
Из приведенных положений законодательства следует, что условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах лимита предоставления финансовой поддержки для данного субъекта Российской Федерации, в которой содержится перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Правительством Оренбургской области принято постановление №-пр от 24 сентября 2015 года об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан <адрес> из аварийного жилищного фонда» на 2014-2020 годы.
Из паспорта указанной программы следует, что основными целями Программы являются переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Поскольку жилой <адрес> в установленном законом порядке, а именно в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года №, признан аварийным после 01 января 2012 года, он не включен в адресную программу переселения из аварийного жилья.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не содержит положений о возможности в судебном порядке возлагать на орган местного самоуправления, на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанность включить жилой дом, признанный аварийным, в утвержденную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку программа утверждается в пределах лимита предоставления финансовой поддержки для данного субъекта Российской Федерации, а орган местного самоуправления и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не могут выйти за пределы предоставленных лимитов и включить в муниципальную и республиканскую адресные программы все дома, которые в установленном законом порядке признаны аварийными, так как размер денежных средств, выделяемых Фондом для каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования ограничен лимитами, утвержденными самим Фондом.
Как следует из разъяснений, содержащихся в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 29 апреля 2014 года, если дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Пункт 10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает на то, что признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. 1–3, 5–9 этой статьи.
Для применения этих норм с учётом разъяснений, содержащихся в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», необходимо установить соблюдение совокупности следующих обязательных условий: предъявлялось ли к собственникам жилых помещений требование о сносе дома в разумный срок за счёт их собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома.
В силу ч.9 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Согласно подп. «и» п. 20 постановления Пленума требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч.8 ст.32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Таким образом, из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путём выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требования о сносе или реконструкции.
Вместе с тем, в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представителем ответчика доказательств соблюдения установленной ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры не представлено.
Указанное бездействие свидетельствует о нарушении жилищных прав собственника <адрес>, в связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить иск в указанной части, возложив на администрацию <адрес> обязанность обеспечить жилищные права собственника жилого помещения № многоквартирного жилого <адрес> Кальнишевский В.С. путем принятия решения в порядке ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Законом срок исполнения процедуры, предусмотренной п. 10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не установлен. Между тем, отсутствие срока для осуществления указанной процедуры, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований, в связи с чем, на администрацию <адрес> следует возложить обязанность по проведению процедуры, предусмотренной п. 10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Поскольку положения Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат сроков отселения граждан из аварийных домов и осуществления предусмотренной ч.20 ст.32 процедуры, а также учитывая, что установленный администрацией <адрес> срок отселения (30 декабря 2020 года) значительно отдаляет возможность реальной защиты прав истца, а для исполнения решения суда требуются временные и финансовые затраты, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда в указанной части до 01 октября 2018 года.
Поскольку соблюдение процедуры, предусмотренной ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации законодателем возложено на орган местного самоуправления, в удовлетворении требований в <адрес> суд отказывает.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать администрацию <адрес> в соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предъявить собственнику жилого помещения № в многоквартирном <адрес> Кальнишевский В.С. требование о его сносе в разумный срок, а в случае неисполнения собственником требования о сносе указанного многоквартирного дома принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом, и жилого помещения, принадлежащего Кальнишевский В.С..
Установить срок исполнения решения суда до 01 октября 2018 года.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 22 января 2018 года