Дело № 2а-686/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ломоносов 19 мая 2020 года
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,
при секретаре Васёнкиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Громова Сергея Викторовича к администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным уведомления о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта на участке, обязании выдать надлежащее уведомление,
УСТАНОВИЛ:
Громов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация), указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1268 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, находящегося по адресу: <адрес>.
03 декабря 2019 года административный истец обратился в Администрацию с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке.
11 декабря 2019 года административным ответчиком было выдано «Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» (далее -Уведомление).
В Уведомлении указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территорий по условиям охраны объектов культурного наследия правил землепользования и застройки д. Ольгино МО Низинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, утвержденных решением Совета депутатов МО Низинское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 17.10.2013 года № 99, земельный участок с кадастровым № расположен в зоне Регулирования застройки и хозяйственной деятельности 1-го типа (ЗР3 1-2). Комитет по культуре Ленинградской области не располагает сведениями об отсутствии на данной территории объектов археологического наследия и объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия. При отсутствии этих данных строительство, реконструкция, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, не допускается до проведения государственной историко-культурной экспертизы.
Кроме того, Администрация указала, что в отношении земельного участка с кадастровым № администрация МО Низинское сельское поселение Ленинградской области намерена обратится в суд за рассмотрением в порядке гражданского судопроизводства требований об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения в пользу МО Низинское сельское поселение.
С указанным Уведомлением Громов С.В. не согласен, считает его незаконным, основания отказа не соответствуют перечню, предусмотренному ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ, оно нарушает его права, поскольку истец лишен возможности пользоваться землей в соответствии с ее назначением.
Громов С.В. просил признать незаконным Уведомление от 11 декабря 2019 года № 421-Н-2019 и обязать Администрацию выдать Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1268 кв.м, по адресу: <адрес>, <адрес>.
В судебное заседание административный истец Громов С.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, направил в суд своего представителя – адвоката Назарова Д.Ю., который исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика администрация МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области и заинтересованного лица местной администрации МО Низинское сельское поселение в судебное заседание представителя не направили, извещены о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, ответчик просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В письменном отзыве Администрация указала, что Уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилого строительства является обоснованным, соответствует нормам действующего законодательства, оснований для признания его незаконным не имеется (л.д. 26-27).
Учитывая надлежащее извещение не явившихся лиц, суд нашел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается имеющимися в материалах дела документами, что Громову С.В. принадлежит право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1268 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, о чем в материалы дела представлены копия выписки из ЕГРН от 03.02.2020 г. (л.д. 1218).
03 декабря 2019 года Громов С.В. в соответствии с положениями ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ подал в администрацию МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области «Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» на указанном земельном участке.
По результатам рассмотрения указанного уведомления администрация МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в «Уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» от 11 декабря 2019 года № 421-Н-2019 указала о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территорий по условиям охраны объектов культурного наследия правил землепользования и застройки д. Ольгино МО Низинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, утвержденных решением Совета депутатов МО Низинское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 17.10.2013 года № 99, земельный участок с кадастровым № расположен в зоне Регулирования застройки и хозяйственной деятельности 1-го типа (ЗР3 1-2). По полученной информации Комитет по культуре Ленинградской области не располагает сведениями об отсутствии на данной территории объектов археологического наследия и объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия. При отсутствии этих данных строительство, реконструкция, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, не допускается до проведения государственной историко-культурной экспертизы.
Кроме того, Администрация указала, что в отношении земельного участка с кадастровым № администрация МО Низинское сельское поселение Ленинградской области намерена обратится в суд за рассмотрением в порядке гражданского судопроизводства требований об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения в пользу МО Низинское сельское поселение (письмо главы местной администрации МО Низинское сельское поселение Ленинградской области от 01.07.2019 г. № 906/19 (л.д. 10-11, 34).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ и ч. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Пунктом 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В силу п. 11 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в таком уведомлении должны содержаться все основания направления застройщику названного уведомления.
Обязанность доказывания законности оспариваемого уведомления на основании ч. 2 ст. 62 КАС РФ возлагается на Администрацию.
Администрация в своем отзыве указала, что, на основании ответа от 01.07.2019 г. № 906/19 администрация Низинского сельского поселения Ленинградской области намерена обратиться в суд за рассмотрением в порядке гражданского судопроизводства требований об истребовании из чужого незаконного владении в пользу МО Низинское сельское поселение земельного участка.
По смыслу вышеприведенных норм законодательства, уполномоченный орган вправе направить уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке только на основании правовых норм и обстоятельства, указанных в п.10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ, тогда как намерение обратиться в суд с требованиями об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения к таковым основаниям не отнесено.
Доказательств принятия судом решения об истребовании земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, из чужого незаконного владения суду не представлено.
Таким образом, реализация заявителем прав собственника земельного участка, в том числе на осуществление его застройки в соответствии с разрешенным использованием, не может быть поставлена в зависимость от намерения местной администрации обратиться в суд с требованиями об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.
В соответствии с выкопировкой карты зон с особыми условиями использования территории по условиям охраны объектов культурного наследия правил землепользования и застройки применительно к д.Ольгино МО Низинское сельское поселение, земельный участок кадастровым номером № расположен в зоне Регулирования застройки и хозяйственной деятельности 1-го типа (ЗР3 1-2 (л.д. 30).
Комитет по культуре Ленинградской области в письме от 04.06.2019 № 01-09-3483/2019-0-1 в адрес заместителя главы администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области указал, что земельный участок с кадастровым № расположен вне зон охраны и защитных зон объектов культурного наследия.
Администрацией не представлено суду доказательств того, что имеются основания предполагать наличие на территории земельного участка с кадастровым № объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, для чего в соответствии с положениями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» подлежит проведению государственная историко-культурная экспертиза земельного участка.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что нельзя признать законным Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» от 11 декабря 2019 года № 421-Н-2019, выданное администрацией МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области.
В целях устранения нарушения прав и законных интересов административного истца, суд считает необходимым возложить на администрацию МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области обязанность выдать «Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1268 кв.м, по адресу: <адрес>, <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Громова Сергея Викторовича удовлетворить.
Признать незаконным «Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» от 11 декабря 2019 года № 421-Н-2019, выданное администрацией МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области.
Обязать администрацию МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области выдать «Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1268 кв.м, по адресу: <адрес>, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2020 года.
Судья: А.С. Смирнов