УИД 63RS0№-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2022 года <адрес>
Куйбышевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Кузиной Н.Н.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1792/22 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – МИФНС России № по <адрес> обратился с иском о взыскании с административного ответчика ФИО2 задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2020 в размере 12 539 руб., пени за 2019 в размере 18,87 руб., пени за 2020 в размере 71,82 руб., по транспортному налогу за 2020 в размере 39 206 руб., пени за 2017 в размере 6 630,56 руб., пени за 2018 в размере 4 064,08 руб., пени за 2019 руб. в размере 2 573,88 руб., пени за 2020 в размере 220,86 руб., по земельному налогу с физических, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением налог за 2019 в размере 5 854 руб., за 2020 в размере 5 847 руб., пени за 2014 в размере 1595,79 руб., пени за 2017 в размере 1 211,88 руб., пени за 2018 в размере 699,53 руб., пени за 2019 в размере 420,79 руб., пени за 2020 в размере 33,09 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что на налоговом учете состоит в качестве налогоплательщика ФИО2 Административный ответчик является налогоплательщиком налога в связи с наличием в собственности объектов налогообложения. В связи с тем, что налогоплательщик обязанность по уплате налога надлежащим образом не исполнил, в адрес ФИО2 налоговым органом направлены требования № от <дата>, № от <дата>, № от <дата> об уплате налога и пени. Судебным приказом №а-1341/2021 от <дата> мирового судьи судебного участка № Куйбышевского судебного района <адрес> с ФИО2 взыскана недоимка по налогу. Определением мирового судьи судебного участка № Куйбышевского судебного района <адрес> от <дата> судебный приказ отменен, в связи с поступлением от ФИО4 возражений относительно его исполнения.
Представитель административного истца МИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Административный ответчик – ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Представил суду отзыв, согласно которому в удовлетворении административного иска просил отказать.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций закреплены в главе 32 КАС РФ.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 19 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 КАС РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 КАС РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Согласно абз. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом налогообложения, согласно ст. 358 Налогового кодекса РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пени, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как следует их материалов дела, ФИО2 состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика, поскольку имеет в собственности объекты налогообложения.
Судом установлено, что налоговым органом сформировано и направлено в адрес должника налоговое уведомление: № от <дата>, в котором рассчитан транспортный налог за 2017 в сумме 31 432 рубля, земельный налог за 2017 в сумме 5 745 руб. с указанием на уплату налогов в установленные сроки (п. 6 ст. 228 НК РФ, п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ, п. 1 ст. 409 НК РФ);
- № от <дата>, в котором рассчитан транспортный налог за 2018 в сумме 33 376 рублей, земельный налог за 2018 в сумме 5 745 руб. с указанием на уплату налогов в установленные сроки (п. 6 ст. 228 НК РФ, п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ, п. 1 ст. 409 НК РФ);
- № от <дата>, в котором рассчитан транспортный налог за 2019 в сумме 39 206 рублей, земельный налог за 2019 в сумме 5 854 руб., налог на имущество физических лиц в размере 9 860 руб. с указанием на уплату налогов в установленные сроки (п. 6 ст. 228 НК РФ, п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ, п. 1 ст. 409 НК РФ);
- № от <дата>, в котором рассчитан транспортный налог за 2020 в сумме 39 206 рублей, земельный налог за 2020 в сумме 5 874 руб., налог на имущество физических лиц в размере 12 748 руб. с указанием на уплату налогов в установленные сроки (п. 6 ст. 228 НК РФ, п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ, п. 1 ст. 409 НК РФ);
Поскольку ФИО2 обязанность по обязательным платежам не исполнил, ему выставлено требование № по состоянию на <дата> об уплате налога в размере 15 714 руб. и пени в размере 140,25 руб., со сроком для уплаты задолженности до <дата>; требование № по состоянию на <дата> об уплате налога в размере 57 828 руб. и пени в размере 187,94 руб., со сроком для уплаты задолженности до <дата>; требование № по состоянию на <дата> об уплате пени в размере 17 594,60 руб., со сроком для уплаты задолженности до <дата>.
Налогоплательщик в установленный срок не исполнил вышеуказанное требование налогового органа, не уплатив в бюджет сумму задолженности.
В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы налога административным ответчиком в установленный срок уплачены не были, МИФНС России № по <адрес> обратилась к мировому судье судебного участка № Куйбышевского судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа.
Судебным приказом №а-1332/2022 от <дата> мирового судьи судебного участка № Куйбышевского судебного района <адрес> с ФИО2 взыскана недоимка по земельному налогу за 2019-2020, пени за 2017-2020, транспортному налогу, пени за 2017-2020, налогу на имущество физических лиц, пени за 2019-2020, а всего 81 014, 15 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № Куйбышевского судебного района <адрес> от <дата> указанный судебный приказ отменен, в связи с поступлением от ФИО2 возражений относительно его исполнения.
Судом установлено, что до настоящего времени административным ответчиком налог на имущество физических лиц за 2020 в размере 12 539 руб., транспортный налог за 2020 в размере 39 206 руб., земельный налог за 2020 в размере 5 847 руб. не оплачены.
Доказательств подтверждающих оплату налога за 2020 административным ответчиком суду не представлено, такие доказательства не добыты судом и в ходе рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах административные исковые требования административно истца подлежат удовлетворению, с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2020 в размере 12 539 руб., по транспортному налогу за 2020 в размере 39 206 руб., по земельному налогу за 2020 в размере 5 847 руб.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, а в силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации за просрочку исполнения обязанности по уплате налога может быть начислена пеня.
В соответствии с ч. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Расчёт пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога за 2020 судом проверен и признан верным.
В связи с чем, подлежат удовлетворению требования административного истца о взыскании с ФИО2 пени за несвоевременную уплату налога на имущество за 2020 в размере 71 руб. 82 коп., транспортного налога за 2020 в размере 220 руб. 86 коп., земельного налога за 2020 в размере 33 руб. 09 коп.
При этом суд не находит оснований для взыскания с административного ответчика земельного налога за 2019 в размере 5 854 руб., пени за 2019 в размере 420 руб. 79 коп.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что налоговым органом в адрес административного ответчика выставлено требование № от <дата> об уплате налога на имущество физических лиц в размере 9 860 руб. и земельного налога в размере 5 854 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 88 руб., пени по земельному налогу в размере 52 руб. 25 коп. предоставлен срок для уплаты задолженности до <дата>.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов и не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 479-О-О). Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Срок исполнения требования налоговым органом был установлен <дата>, с заявлением о выдаче судебного приказа МИФНС России № по <адрес> обратилась <дата>, то есть с пропуском установленного шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней и штрафов.
Поскольку на дату обращения с настоящим административным иском в суд (<дата>), налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание земельного налога и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления в части взыскания земельного налога и пени за 2019.
При этом, то обстоятельство, что судебный приказ был отменен <дата>, а настоящий административный иск подан <дата>, правового значения не имеет, поскольку налоговый орган, изначально обращаясь к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, пропустил установленный законом срок.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
При таких обстоятельствах административные исковые требования в части взыскания земельного налога и пени за 2019 удовлетворению не подлежат.
Кроме того, административным ответчиком предоставлена квитанции от <дата> об оплате земельного налога за 2019 в размере 5 854 руб. и пени за 2019 в размере 52 руб. 25 коп.
Также суд не находит основания для взыскания с административного ответчика пени по налогу на имущество за 2019 в размере 18 руб. 87 коп.; пени по транспортному налогу за 2017 в размере 6 630 руб. 56 коп., за 2018 в размере 4 064 руб. 08 коп., за 2019 в размере 2 573 руб. 88 коп.; пени по земельному налогу за 2014 в размере 1 595 руб. 79 коп., за 2017 в размере 1 211 руб. 88 коп., за 2018 в размере 699 руб. 53 коп.
В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
На основании части 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, законоположения статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 422-О).
Поскольку налоговым органом не представлено доказательств уплаты ФИО2 налога на имущество физических лиц за 2019, транспортного налога за 2017-2019, земельного налога за 2014-2018 в полном объеме и принятия Инспекцией мер принудительного взыскания с административного ответчика за указанные налоговые периоды сумм задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, земельному налогу, на которые были начислены пени, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований о взыскании с административного ответчика пени за 2014-2019.
В силу части 1 статьи 114 КАС РФ, статьи 333.19 НК РФ с ФИО2 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 937 руб. 53 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № по <адрес> удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ИНН 631405752359 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2020 в размере 12 539 руб., по транспортному налогу за 2020 в размере 39 206 руб., по земельному налогу за 2020 в размере 5 847 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2020 в размере 71 руб. 82 коп., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2020 в размере 220 руб. 86 коп., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2020 в размере 33 руб. 09 коп.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Взыскать с ФИО2 в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 1 937 рублей 53 копейки.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья подпись Н.Н. Кузина
Копия верна
Судья Н.Н. Кузина
Подлинник документа находится в административном деле №а-1792/22 Куйбышевского районного суда <адрес>.