Дело № 2-3397/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2014 года гор.Красноярск
Кировский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
при секретаре Забабура Р.Б.
с участием:
помощника прокурора Кировского района г.Красноярска – Чернышевой М.А.
представителя ответчика <данные изъяты> - Пулбере А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Красноярска, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к <данные изъяты> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г.Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Кировский районный суд с вышеуказанным иском к <данные изъяты>. Заявленные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Кировского района г.Красноярка проводилась проверка соблюдения трудового законодательства в части проведения оценки условий труда рабочих мест в <данные изъяты>. В ходе данной проверки установлено, что <данные изъяты> осуществляет деятельность с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно штатному расписанию от ДД.ММ.ГГГГ на предприятии имеется 6 рабочих мест. Несмотря на вышеуказанные требования закона, аттестация рабочих мест по условиям труда работодателем не проводилась, мер по организации проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах до настоящего времени также не принято. При этом в ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> прокуратурой района проводилась проверка на предмет соблюдения трудового законодательства, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ в адрес предприятия внесено представления с требованием, устранить выявленные нарушения, в том числе провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. По результатам рассмотрения представления <данные изъяты> представлен договор на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, заключенный ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> <данные изъяты>. Однако, как показали результаты настоящей проверки, аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии так и не была проведена.
В связи с изложенным прокурор Кировского района г. Красноярска просит признать незаконным бездействие <данные изъяты>, выразившееся в непроведении специальной оценки условий труда, обязать <данные изъяты> провести специальную оценку условий труда в установленном законом порядке в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г.Красноярска Чернышева М.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указала, что то обстоятельство, что ответчик представил в материалы дела результаты оценки, не может свидетельствовать о надлежащем исполнении требований прокуратуры, поскольку для проведения подобного рода оценок требуется специализированная организация, имеющая соответствующую лицензию и права на выдачу заключения, в данном случае оценка проведена самим ответчиком, оснований для принятия ее в качестве доказательства не имеется.
Представитель ответчика - <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что действительно на момент проведения проверки оценка условий труда организована и проведена не была, однако в настоящее время такая оценка проведена, о чем представил в материалы дела заключение.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Кировского района г.Красноярска подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям :
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ч.1 абз.4 ст.21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
В силу ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Наряду с иным, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В ходе рассмотрения дела было установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что прокуратурой Кировского района г.Красноярка проводилась проверка соблюдения трудового законодательства в части проведения оценки условий труда рабочих мест в <данные изъяты>. В ходе данной проверки установлено, что ООО «СуперСтрой» осуществляет деятельность с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно штатному расписанию от ДД.ММ.ГГГГ на предприятии имеется 6 рабочих мест. Несмотря на вышеуказанные требования закона, аттестация рабочих мест по условиям труда работодателем не проводилась, мер по организации проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах до настоящего времени также не принято. При этом ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> прокуратурой района проводилась проверка на предмет соблюдения трудового законодательства, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ в адрес предприятия внесено представления с требованием, устранить выявленные нарушения, в том числе провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. По результатам рассмотрения представления <данные изъяты> представлен договор на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, заключенный ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> <данные изъяты>. Однако, как показали результаты настоящей проверки, аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии так и не была проведена.
При этом специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст.З Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение
условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; подготовки статистической отчетности об условиях труда; решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.д. (ст.7 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Таким образом, проведение специальной оценки условий труда дает возможность решить проблемы установления льгот и компенсаций для работника, определить приоритеты деятельности в области обеспечения безопасных и здоровых условий труда, создает условия для деятельности по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Исходя из ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня ввода данных рабочих мест в эксплуатацию.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, к числу которых относится и ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Поскольку судом установлено, что с момента проведения прокурорской проверки в отношении деятельности <данные изъяты> по проведению оценки условий аттестации труда, до настоящего времени ответчиком такая оценка не проведена и результаты ее не представлены, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворении. При этом, суд расценивает как недостоверное доказательство акт оценки условий труда, составленный самим <данные изъяты>, поскольку полномочиями на проведение подобного рода исследования по оценке и выдачу заключения принадлежат только аккредитованным на оказание услуг по проведению аттестации и оценки рабочих мест и условиям труда организациям, к которым <данные изъяты> не отнесено.
С учётом изложенного, иск прокурора Кировского района г.Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к <данные изъяты> суд находит подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Кроме этого, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. К судебным расходам, в соответствии с ч.1 ст. 88 и ст. 94 ГПК РФ, в том числе, относятся расходы на оплату государственной пошлины.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу искового заявления, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей в соответствии со ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Кировского района г.Красноярска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие <данные изъяты>, выразившееся в непроведении специальной оценки условий труда.
Обязать <данные изъяты> провести специальную оценку условий труда в установленном законом порядке в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с <данные изъяты> государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 4000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста судебного решения, через Кировский районный суд г.Красноярска.
Председательствующий: Н.А. Макарова