копия
№ 2-432/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2017 года город Карпинск
Карпинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Торгашиной Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Нечаевой В.М.,
с участием истца Вершинина Н.В.,
представителя ответчика - Администрации Волчанского городского округа – Клементьевой Ю.Л., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – общества с ограниченной ответственностью «Комплекс-Север» города Волчанск Фабер А.В., действующей на основании доверенности от 01.01.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вершинина Николая Васильевича к Администрации Волчанского городского округа о возложении обязанности провести капитальный ремонт кровельного покрытия и системы теплоснабжения, взыскании денежной компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец Вершинин Н.В. обратился в Карпинский городской суд с исковым заявлением к Администрации Волчанского городского округа о возложении обязанности провести капитальный ремонт кровельного покрытия и системы теплоснабжения, взыскании денежной компенсации морального вреда, судебных расходов, указав о том, что на основании договора социального найма он проживает в <адрес>. В данной квартире имеются недостатки в системе теплоснабжения, а также на кровле дома над занимаемой им квартирой. По этому поводу он неоднократно обращался к ответчику, как к собственнику муниципального жилья с просьбой провести капитальный ремонт системы отопления в занимаемой им квартире и ремонт кровли над данной квартирой. Однако получал отказ.
Просит обязать ответчика провести капитальный ремонт кровельного покрытия, инженерной системы теплоснабжения (замены радиаторов отопления) <адрес>, взыскать с ответчика в его пользу денежную компенсацию морального вреда в размере 150 000 руб., судебные расходы по оплате услуг юриста в размере 20 000 руб.
В судебном заседании истец Вершинин Н.В. заявленные исковые требования поддержал, показав, что поскольку он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, считает, что именно собственник – Администрация Волчанского городского округа за счет средств муниципального бюджета должен провести ремонт кровельного покрытия крыши над занимаемой им квартирой и произвести замену радиаторов отопления в его квартире. Также действиями ответчика ему был причинен моральный вред, выразившийся в проблемах со сном и беспокойством о том, что по вине ответчика он должен нести расходы на капитальный ремонт. Причиненные ему моральные страдания он оценивает в 150 000 руб., которые просит взыскать с ответчика в свою пользу. Также им были понесены расходы на услуги юриста в размере 20 000 руб., которые также просит взыскать с ответчика в свою пользу.
При этом не отрицает, что ремонт кровли дома выполнен, но не до конца – не сделан конек и смотровое окно.
Представитель ответчика ФИО3 городского округа – ФИО7 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, показав, что в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006, радиаторы отопления в жилых квартирах не относятся к общему имуществу многоквартирного дома, входят в состав имущества, подлежащего текущему ремонту, обязанность по проведению которого возложена на нанимателя. В соответствии с Примерными перечнями работ, производимых при текущем и капитальном ремонте жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации № 170 от 27.09.2003 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», замена радиаторов отопления относится к текущему ремонту. В силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации и положений договора социального найма, заключенного с истцом обязанность по проведению текущего ремонта жилого помещения возложена на нанимателя.
Согласно положениям Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительных органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, по результатам технического обследования многоквартирных домов, и по оплате взносов на капитальный ремонт всех жителей многоквартирного дома. В отношении многоквартирного жилого <адрес>, все взносы за капитальный ремонт формируются на счете Регионального оператора. Таким образом, обязанность сбора средств и проведения капитального ремонта ложатся на регионального оператора, а это начисление платы, выставление квитанций, сбор средств, контроль перечислений взносов собственниками каждой квартиры, заказ и подготовка проектно-сметной документации, выбор подрядчиков по конкурсу, заключением с ними договоров, уведомление собственников за шесть месяцев до начала капитального ремонта и контроль самого капитального ремонта.
В 2016 году в отношении <адрес> управляющей компанией ООО «Комплекс-Север» были выполнены работы по текущему ремонту кровли. В том числе, над квартирой №. Поскольку в адрес Администрации Волчанского городского округа поступила претензия от Вершинина Н.В., был проведен повторный осмотр кровли дома, в результате которого дефектов не установлено. ООО «Комплекс-Север» планирует выполнить установку конька на кровле. Кроме того, за время отопительного периода 2016-2017 годов от жильцов дома жалоб по теплу и по работе системы теплоснабжения не было. Администрация Волчанского городского округа обязана проводить капитальный и текущий ремонт сантехнического оборудования, расположенного в местах общего пользования, к каковым радиаторы отопления не относятся. Радиаторы отопления, замену которых требует истец, находятся непосредственно в жилом помещении, следовательно, обязанность по их текущему ремонту лежит на истце.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Комплекс-Север» города Волчанск Фабер А.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась и показала, что согласно действующих норм оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает боле одного жилого или нежилого помещения. Таким образом, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры и находятся за пределами квартир на лестничных клетках, подвалах и в иных местах. В договоре по управлению общим имуществом многоквартирных домов Южной части города Волчанск, заключенным ООО «Комплекс-Север» с Администрацией Волчанского городского округа по открытому конкурсу, включение радиаторов отопления в состав общего имущества не оговорено. Размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, установленный Администрацией Волчанского городского округа, рассчитан на минимальный перечень работ. Сотрудниками ООО «Комплекс-Север» по претензии истца 09.06.2017 была осмотрена кровля <адрес>, где было установлено отсутствие конька на крыше, который сорвало в результате сильного ветра. При осмотре <адрес> протечек не выявлено. 28.06.2017 проведен ремонт кровли на данном доме над квартирой истца.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, рассмотрев материалы гражданского дела, в том числе, копии акта обследования от 09.06.2017, квитанции, договора социального найма жилого помещения № 145 от 09.10.2009, заключенного с Вершининым Н.В., фотографии, актов приемки выполненных работ от 25.05.2017, от 28.06.2017, договора управления многоквартирным домом, считает заявленные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец Вершинин Н.В. на основании договора социального найма жилого помещения № 145 от 09 октября 2009 года является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Наймодателем является Администрация Волчанского городского округа.
В силу ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан:
1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение;
2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение;
3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения;
4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
В договоре социального найма жилого помещения № 145 от 09 октября 2009 года обязанности наймодателя дополняются также обязанностями, в том числе принимать участие в своевременной подготовке дома, санитарно-технического и иного оборудования находящегося в нем, к эксплуатации в зимних условиях, контролировать качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Согласно ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан:
1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом;
2) обеспечивать сохранность жилого помещения;
3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;
4) проводить текущий ремонт жилого помещения;
5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги;
6) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма;
7) выполнять иные обязанности, предусмотренные договором социального найма.
В договоре социального найма жилого помещения № 145 от 09 октября 2009 года обязанности нанимателя дополняются также обязанностями, в том числе, соблюдать правила пользования жилыми помещениями, содержать в чистоте и порядке жилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме, благоустройства. Кроме того, в разделе «обязанности нанимателя» указано, что к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, в том числе, относятся ремонт внутриквартирного инженерного оборудования теплоснабжения (п. 4).
Согласно части 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. Приложением № 8 к данному Постановлению предусмотрен Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, в котором указаны ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий. Приложением № 7 к данному Постановлению предусмотрен Перечень работ, относящихся к текущему ремонту, в котором указаны установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления.
Кроме того, в соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 27.02.2017) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в состав общего имущества включаются в том числе: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме; крыши; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
В силу п. 6 указанных Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, радиаторы, расположенные внутри квартиры, не являются общим имуществом многоквартирного дома, в связи с чем, а также на основании пп. е п. 4 договора социального найма жилого помещения № 145 от 09 октября 2009 года, заключенного с Вершининым Н.В., ремонт радиаторов, расположенных в занимаемой им квартире, является элементом текущего ремонта, обязанность проведения которого возложена на истца.
Доказательств того, что радиаторы пришли в негодность и нуждаются в замене, истцом Вершининым Н.В. не представлено. В судебном заседании установлено, что жалоб по поводу использования радиаторов в отопительный сезон от Вершинина Н.В. не поступало.
Согласно указанным выше нормам, крыша многоквартирного дома относится к общему имуществу данного дома.
Положениями действующего Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены порядок и финансирование проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах – гл. 15.
Так статья 166 предусматривает перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе: ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения; ремонт крыши.
В силу статьи 167 органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; создается региональный оператор; устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам;
При этом региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах включает в себя: перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что законодательно вопросы капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома переданы в ведение субъекта Российской Федерации. Соответственно Администрация Волчанского городского округа не обладает полномочиями по распоряжению средствами фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП (ред. от 05.07.2017) утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы. Согласно приложению к данному постановлению под пунктом № 2527 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015-2044 годах, указан жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. При этом запланированы работы: ремонт крыши, ремонт фасада, ремонт фундамента, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, разработка проектной документации на проведение капитального ремонта, услуги строительного контроля. Плановый период 2024 – 2026.
Таким образом, многоквартирный <адрес> включен в региональную программу капитального ремонта.
Кроме того, судом установлено, что ООО «Комплекс-Север» в июне 2017 года произведен ремонт кровли <адрес>, что подтверждается актом приемки выполненных работ от 28 июня 2017 года, и истцом не оспорено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии установленных законом оснований для удовлетворения заявленных Вершининым В.Н. исковых требований.
Рассматривая требования истца Вершинина Н.В. о взыскании денежной компенсации морального вреда и расходов на услуги юриста, суд исходит из производного характера данных требований и, в связи с отказом в удовлетворении основного требования, суд также считает необходимым в их удовлетворении отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Вершинина Николая Васильевича к Администрации Волчанского городского округа о возложении обязанности провести капитальный ремонт кровельного покрытия и системы теплоснабжения, взыскании денежной компенсации морального вреда, судебных расходов, отказать.
Мотивированное решение изготовлено 24 июля 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд с принесением жалоб через Карпинский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Копия верна: